«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Publications

Talgat Begeldinov’s lucky number

1029 0
Talgat Begeldinov’s lucky number
Talgat Begeldinov is the only Kazakh to receive the title of the Hero of the Soviet Union twice. During the Great Patriotic War he was a pilot of aircraft IL-2.

Talgat Begeldinov was born on August 5, 1922 in a family of farmer. According to one version, he was born in the village of Maybalyk, Akmola region. Another version says that he was from Pishpek (now Bishkek, Kyrgyzstan).

In one of his books Talgat Begeldinov wrote the following: "I was not born in a maternity hospital, surrounded by doctors and skilled birth attendants or in a house with a midwife. My mother gave birth to me in a high two-wheel bullock-cart driven by camel. It was a usual nomadic migration from one customary pasture to another.

In this case, the migration was caused by another reason. The famous in Akmola region landowner Galibai wanted to save livestock from confiscation. With this aim, he requested my father and some of his relatives to drive the cattle to the Alatau mountains. It was a great herd which contained Galibai’s fifteen thousand cattle, including more than one thousand horses.

My mother was pregnant and travelled on camelback until the very last moment, like other women in the group — it was more comfortable. Only when the birth occurred she was transferred to a bullock-cart driven by the same camel. She gave birth to me in this cart in the open air. It happened on the second or third day of the trip, not far from our village near Maybalyk Lake.

As a tradition, the group of people stopped because of birth of a boy. Messengers were sent in all directions to gather people from the nearest villages. My father and his relatives organized a celebration. Then, after a long discussion older men chose a name for me — Talgat".

Talgat Begeldinov explained that the confusion with regard to his place of birth arose because he grew in the childless family of his uncle Yakubek (younger brother of Talgat’s father Tusupbek). It was a Kazakh tradition. Talgat’s parent passed away early because their life was very difficult.

"Later, it happened that I was given to a childless family of my relatives and moved to Pishpek. My new mother didn’t like me. The truth is that I grew as a street child. Sometimes I had to beg. I starved and went to mountains with my friends to find lizards and snakes. But I was daring", — the famous aviator recalled.

Talgat was the best student in his school. However, when he was transferred from Tatar school to Russian he faced enormous difficulties. He didn’t get excellent marks anymore. He couldn’t acquire Russian language. Once after the next lowest mark the boy came into an empty classroom and started crying. Suddenly, his teacher of Russian language entered the room. She felt sorry for Talgat and promised to help him.

"With my friend Arkadiy, who also had problems with this school subject, we went to our teacher. She had a clay house with straw roof. Her family was very poor. But the most terrible thing was cold. We looked at each other and run out. "Where are you going, boys?" — the words that our teacher managed to tell us, as she considered that we were afraid of the cold. But we had another idea. Storage of firewood was not so far from her place. We jumped over a fence and quickly took the wood. We went there twice. The teacher flung her arms up. Just in half an hour it became hot in her room. Several weeks we had additional tuition. She fed us unless had not so much food. That is why I written in Russian without mistakes", — years later, Talgat Begeldinov told.

In 1938 Talgat entered the Flying Club in the city of Frunze, the admission committee of which was not sure whether he was suitable or not (he was 16 years old but Talgat looked like a 14-year-old boy because of his childish face and height). In 1940, he moved to the city of Balashov to study at the military flying school, and then was transferred to the Chkalov Flying School in Orenburg. Talgat Begeldinov graduated from this school in 1942.

Fight to the death

In January 1943 Talgat Begeldinov started fighting on the fronts of the Great Patriotic War. Having just 11 hours of flight experience he became a pilot of aircraft IL-2 and had 4-6 missions a day.

In one of his interviews, the twice Hero of the Soviet Union said the following talking about his aircraft which repeatedly saved his life: "There are no ideal aircrafts. But you have to take care of your warplane. And despite the fact that it is just an inanimate object it will reciprocate this attitude. I had a resilient aircraft. Sometimes I flew back and it was damaged seriously but still flying. He was also called "Flying Tank" and "Black Death". It was a dangerous weapon but not only constructors created this strength. It was supported by those who flew it, fought, died and won — pilots and riflemen of the Red Army Air Force Assault Regiments".

Talgat Begeldinov had 305 missions. Every time he could meet his death. Begeldinov shot down seven enemy warplanes, including legendary Messerschmitt piloted by German virtuoso of air combat Captain von Dietrich awarded for his military feats in Spain, France and in the Balkans. Though, pilots of assault regiments do not fight against enemy aircrafts, their main goal is to destroy ground troops. After the 9th military mission Begeldinov became the leading pilot, no one person was killed under his command. This is one of the achievements of Talgat Begeldinov.

On October 26, 1944 for courage and battle craft demonstrated during liberation of the cities of Znamenka and Krivograd, for 4 destroyed in air combats enemy aircrafts 22-year-old Senior Lieutenant Begeldinov was recognized as a Hero of the Soviet Union.

070fede6c02cd814e72c1ceee4bae873.jpg

The best pilots of the 144th Guards Air Force Assault Regiment, Talgat Begeldinov, second left, 1944

Captain Begeldinov became the twice Hero of the Soviet Union on June 27, 1945. He was awarded the title for the command of the squadron and military feats during the assault on the enemy’s troop and technique in the battles for the cities of Krakow, Oppeln (now Opole), Katowice, Breslau (now Wroclaw) and Berlin. In June 1945 he took part in the Victory Parade on Red Square, Moscow.

Talgat Begeldinov participated in all most dangerous battles, protected Moscow, Kiev, European countries, attacked Berlin. He is the only person in Central Asia and Kazakhstan to receive the title of the Hero of the Soviet Union twice.

The Hero of the Soviet Union told that he didn’t believe in omens. His aircraft under the number 13 is an evidence of it. The number was lucky for Begeldinov. However, every time before the flight he prayed, like the great-grandmother taught him. "She was the only person in my childhood who loved me so much. She passed away when she was 101 years old. I had already studied at the Flying Club. Once I came and she said me: "My dear, I will teach you how to pray. If it is rain or lightning, just pray and you will be in safety". The young man remembered the words when he was on the front.

Life on the ground

After the war, Talgat Begeldinov continued his service in the Armed Forces of the Soviet Union. Until 1970, he worked for the civil aviation. The pilot graduated from the Moscow Engineering-Construction Institute, held senior management positions at the Gosstroy of the Kazakh SSR (the government body for the implementation of national planning, monitoring and management in the construction sector). He was a deputy to the Supreme Soviet of the USSR of 2, 3 and 12 convocations. Begeldinov was the President of a charity fund for veterans of the Great Patriotic War and orphan children.

During 40 years, legendary pilot had worked at his own apiary. He called it "fun" or "peaceful squadron" and spent all his free time there. Those people who knew him best told that Begeldinov was very shy; it was easy to communicate with him and get assistance. He was a real internationalist and repeated incessantly that friendship between soviet people was the factor which helped them win in the Great Patriotic War.

In recent years, Talgat Begeldinov endured a long illness. On November 10, 2014 he passed away.

Talgat Begeldinov had a long life and saw his Motherland after this bloody war. He told the following: "I do not wish anyone to see a war. But if it happens, May God helps you and our grandchildren and great-grandchildren destroy enemies like we did. This is our message".

He was a legendary person. We believe that Talgat Begeldinov will be with us forever. Indeed, as long as we remember a person, he is alive.

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to Qazaqstan tarihy portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to mail@e-history.kz or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

71 год Великой Победы

Счастливое число Талгата Бегельдинова

23 Февраля 2015
1259
0
Талгат Бегельдинов не просто единственный казах-дважды Герой Советского Союза, он — единственный дважды Герой Советского Востока. Всю войну он провел за штурвалом Ил-2, который его не единожды спасал.

Талгат Якупбекович Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в семье крестьянина. По одной из существующих версий, он родился в селе Майбалык Акмолинской области, по другой, он выходец из Пишпека (современный Бишкек, Киргизия). А вот то, что Талгат Бегельдинов был потомком славного Басыгара батыра, одного из полководцев хана Кенесары, отличившегося и геройски погибшего в 1837 году при штурме крепости Акмола, известно доподлинно.

«Родился я, — писал в одной из своих книг Талгат Бегельдинов, — отнюдь не в каком-то там роддоме, в окружении врачей, акушерок, даже не в доме с повивальной бабкой. Произвела меня мать на свет божий в высокой двухколесной арбе, запряженной верблюдом, в общем, в обычной кочевке, которую по необходимости казахского образа жизни мои родичи, как и большинство казахов-скотоводов, совершали по степи от одного пастбища к другому.

В данном случае кочевка была вызвана и другой причиной. Известный на всю Акмолинскую округу бай Галибай, спасая от конфискации скот, поручил моему отцу Тусупбеку и некоторым его близким из рода моего прадеда Бигельды, среди которых была и моя мать Хадия, перегнать его к Алатауским горам. Кочевка была немалой. Только скота бая Галибая в ней шло до пятнадцати тысяч голов, в том числе более тысячи коней.

Мать, беременная, до последнего момента ехала верхом на верблюде, как и все женщины в кочевке, — на нем и удобнее, и мягче. Только когда подошли роды, ее перенесли в двухколесную арбу, запряженную тем же верблюдом. Тут она и родила под открытым небом будущего летчика-штурмовика. Случилось это на второй или третий день кочевки, еще совсем недалеко от нашего аула, под Акмолой, у озера Майбалык.

Как у нас положено, в честь рождения сына кочевка остановилась. Во все концы, в близлежащие аулы от кочевки поскакали гонцы созывать людей. Отец, родичи резали скот, готовили той. А потом, в ходе празднества, собравшиеся аксакалы после длительной дискуссии, как это и положено, определили мне имя — Талгат».

Талгат Якупбекович объясняет путаницу, которая вышла с местом его рождения. Оказывается, родного отца Талгата Бегельдинова звали Тусупбек, но воспитывался мальчик в бездетной семье младшего брата отца Якубека, куда его по существовавшей казахской традиции отдали. Родных родителей Талгата не стало рано. Семья жила очень тяжело. 

«Позже получилось так, что меня, по казахскому обычаю, отдали родственникам в бездетную семью, и я переехал в Пишпек. Новая мать меня невзлюбила. Практически я рос беспризорным. Приходилось даже милостыню просить. Страшнейший голод был, мы с друзьями в горы ходили, ловили ящериц, змей. Но я был дерзким, с характером», — будет вспоминать знаменитый летчик.

В школе Талгат учился очень хорошо, был лучшим. Однако когда он перешел из татарской школы в русскую, для него начались неимоверные трудности. Из отличника он очень быстро начал превращаться в двоечника. Ему не давался русский язык. Однажды после очередного «кола» мальчик зашел в пустой класс и горько-горько заплакал. В этот момент в класс вошла учительница русского языка. Она пожалела Талгата и пообещала помочь ему. 

«Со своим другом, разбитным малым Аркашкой, он тоже «хромал» в склонениях и спряжениях, мы заявились к учительнице. Саманный домик под соломенной крышей, бедность выглядывает из каждого угла. Но самое страшное — холодина. Мы с Аркашкой заговорщицки переглянулись и выскочили за дверь. «Куда же вы, мальчики?» — только и успела растерянно произнести учительница, посчитав, что мы испугались холода. Но у нас другое было на уме. Недалеко был дровяной склад, перемахнув через забор, мы быстренько затарились саксаулом. Сделали две ходки. Учительница только руками всплеснула. Через полчаса в комнатенке уже был «Ташкент». Прорепетиторствовала она с нами несколько недель, подкармливала чeм бог послал, хотя сама жила впроголодь. Вот почему я грамотно пишу по-русски», — спустя годы будет рассказывать Талгат Бегельдинов.

В 1938 году Талгат поступает в аэроклуб в городе Фрунзе, в который его из-за небольшого роста и детского лица (ему было 16 лет, а комиссия давала 14) еще думали брать или не брать. В 1940 году он едет учиться в Балашовскую военную авиационную школу, затем переводится в Чкаловское авиационное училище в Оренбурге, которое оканчивает в 1942 году.

Не на жизнь, а на смерть

На фронтах Великой Отечественной войны Талгат Бегельдинов начинает сражаться с января 1943 года. После всего 11 часов налета на ИЛ-2 он садится за его штурвал и совершает по 4-6 боевых вылетов в день.

В одном из своих интервью дважды Герой Советского Союза скажет о своей боевой машине, которая неоднократно спасала ему жизнь: «Идеальных самолетов не бывает. Но тот самолет, на котором ты летаешь, нужно любить. И он хоть и неодушевленный предмет, ответит тебе взаимностью. Живучая была машина. Иногда возвращаешься — живого места нет, дырка на дырке, а он тянет. Его еще называли «летающим танком», «черной смертью». Но таким грозным оружием его делали не только конструкторы, но и те, кто воевал на нем, дрался, умирал и побеждал, — пилоты и стрелки штурмовых авиаполков ВВС Красной армии».

Талгат Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурм наземных войск противника, 305 раз он лицом к лицу встречался со смертью. Только представьте, дважды Герой Советского Союза маршал Анатолий Ефимов выполнил 244 боевых вылета, а Талгат Якупбекович на 61 больше (!). Помимо этого, на счету Бегельдинова  7 сбитых вражеских самолетов, в том числе и «мессер», за штурвалом которого был немецкий виртуоз воздушного боя, капитан фон Дитрих, с крестами на груди за боевые подвиги в Испании, Франции, на Балканах. Хотя летчики-штурмовики не сражаются с самолетами врага, это делают истребители, их единственная задача — бомбить войска противника на земле. После 9-го боевого вылета Бегельдинов стал ведущим летчиком, за годы сражений под его командованием не погиб ни один летчик. Это тоже одно из его личных достижений.

В 22 года, 26 октября 1944 года, старшему лейтенанту Бегельдинову за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета присвоено звание Героя Советского Союза.

070fede6c02cd814e72c1ceee4bae873.jpg

Ведущие летчики 144 ГШАП, второй слева Т.Я. Бегельдинов, 1944 год

Дважды Героем капитан Бегельдинов стал 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурме скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (ныне Ополе), Катовице, Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлин. В июне 1945 года он принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.

Талгат Бегельдинов участвовал в самых тяжелых боях, защищал Москву, Киев, страны Европы, брал Берлин. Он единственный Дважды Герой во всей Средней Азии и Казахстане.

Говорил, что в приметы никогда не верил, и его самолет под номером 13 может быть тому подтверждением. Счастливым, оказалось, число. Однако молитву, которой научила его прабабушка, про себя Талгат Якупбекович читал перед каждым вылетом. «Это был единственный человек в детстве, который безмерно меня любил. Моя прабабушка прожила 101 год. Я уже в аэроклубе учился.Как-то раз пришел, а она говорит: «Сынок, я тебя научу молитве. Будет дождь идти, молния, прочитаешь, в тебя молния не попадет, обойдет тебя». Эти слова и вспомнил юноша, оказавшись на фронте.

Жизнь на земле

Когда наступило мирное время, Талгат Якупбекович продолжил службу в Вооруженных силах СССР, вплоть до 1970 года работал в гражданской авиации. Окончил Московский инженерно-строительный институт, работал на руководящих должностях в системе Госстроя Казахской ССР. Являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-3-го и 12-го созывов. Был президентом благотворительного фонда, оказывающего помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам.

Более 40 лет легендарный летчик занимался собственной пасекой. Называл это дело «забавой» и «мирной эскадрильей» и тратил на него почти все свободное время. Те, кто знал его, рассказывают, что Бегельдинов был очень скромен, прост в общении, безотказен в помощи. Всегда отличался глубоким интернационализмом и не уставал повторять, что именно дружба и единство всего народа принесли победу в Великой Отечественной войне.

В 2012 году после смерти маршала авиации Александра Ефимова Талгат Бегельдинов стал единственным из ныне живущих дважды Героев Советского Союза. В последние годы Талгат Бегельдинов сильно болел. 10 ноября 2014 года земля, которую так отважно защищал легендарный летчик, проснулась и узнала, что его не стало. Он вновь оказался в небе. 

Прожив долгую жизнь, Талгат Бегельдинов своими глазами увидел, какой стала родина без проклятой войны. Он оставил всем нам завет: «Войны никому не желаю. Но коль случится, не приведи Аллах, лихая година, чтобы и вы, наши внуки и правнуки, били врагов не хуже нас. Таков наш завет».

Человек-легенда, человек-подвиг, человек-пример. Так хочется верить, что Талгат Бегельдинов будет с нами вечно, ведь пока жива память — жив человек.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь