«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Publications

The old timer-building. “Green” mosque

954 0
The old timer-building. “Green” mosque
Wooden mosque was built in the first years of formation of Akmolinsk fortress. After almost 60 years the city had one more – “green” mosque. And now we will tell about it.

After hearing the name «green» mosque, there is an image of one of the most amazing sights of Turkey. In the Bursa in 15th century huge religious complex including a mosque, madrasah and a tomb was constructed. The facade of mosques is decorated by the most beautiful carved white marble, and inside the building is decorated with rare faience of azure, blues, turquoise and green colors. Green color is prevailed in the prayer hall, thus the mosque is called "green".

It is quite interesting that here in Astana there was also "green" mosque. The mosque located on the intersection of present Republic Avenue and Abay St. Only its majestic white fence remained this day. The mosque was built on the money of one of the wealthiest man in Akmolinsk Tatar merchant Nurken (Nurmukhamed) Zabirov in 1895. He had extensive trade with Central Asia, Urals and was a member of Irbit fair, also had his own warehouse on so-called "Exchange yard" in Akmolinsk. It is believed that on the territory of Akmolinsk he built bridges across rivers and ravines to prevent interference with caravans’ movement.

5a79be9bc528dc835e4fc05a1d98ac14.jpg

People called it "green" or "Tatar". Why it was called «Tatar» is understandable, but "green" it was called due to the color of wooden façade. It is known that everything that he built was his "unique" green color. Although, according to one of the version the whole building was green color, based on other date only fence was green color. In Astana’s archive we found only one photo of the mosque. On the photo we can see that the fence was white color (at least grey color), and building was dark color, most likely green.

1a5f7f314d1a2d95682643b992286a71.jpg

During perestroika the mosque was demolished and on its place was built the most elite in all Tselinograd the house of regional committee. The fence remained the same. And building locates in the intersection of busy streets, near one of the first building built in the new capital — the hotel "Intercontinental".

03051941b05ee16f246f5aaec503e0e9.jpg

The fence still has shod metal grids. Brick poles and gate of main entrance are connected by arches and also have original metal coverings.

30787e5bb855fa157b39271344bfe4d1.jpg

The "green" mosque is often confused with wooden mosque, built in Akmolinsk more than on half a century earlier. And it was located in different place, near a central square behind present Congress Hall. At that time the city finished there and the steppe began. It was the first mosque in the city. In 1838 the wooden mosque was built on the money of senior sultan Konurkuldzhi Kudaymendin for locals. On normal days and on holidays people from neighboring villages come here to pray. The mosque had Kazakh madrasah. Mullah Karabek Baybekov was the teacher. Children studied the Quran and learnt grammar. The mosque was considered as one the sight of the city. Unfortunately it burned down during the fire in 1920.

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to Qazaqstan tarihy portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to mail@e-history.kz or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Новости

Старожилы. «Зеленая» мечеть

2185 0
Старожилы. «Зеленая» мечеть
В первые годы образования укрепления Акмолинска была построена деревянная мечеть. Спустя почти 60 лет уже в уездном городе появилась еще одна - «зеленая» мечеть. О ней мы и расскажем.

Услышав название «зеленая» мечеть, возникает образ одной из самых удивительных достопримечательностей Турции. В городе Бурса в XV веке был построен грандиозный религиозный комплекс, включающий мечеть, медресе и усыпальницу. Фасад мечети декорирован красивейшим резным белым мрамором, а внутри здание действительно облицовано редким фаянсом лазурного, синего, бирюзового, голубого и зеленого цветов. Зеленый в нежной отделке молитвенного зала преобладает, так мечеть и получила свое название.

Интересно, что и у нас, в Астане, когда-то была своя «зеленая» мечеть. Стояла мечеть на пересечении нынешнего проспекта Республики и улицы Абая. Сохранилась до наших дней только ее величественное белое ограждение. Мечеть построил на свои деньги в 1895 году один из самых богатых людей в Акмолинске татарский купец Нуркен (Нурмухамед) Забиров. Он вел обширную торговлю со Средней Азией, Уралом, был участником Ирбитской ярмарки, имел собственные склады на так называемом «Меновом дворе» в городе Акмолинске. Считается, что на территории Акмолинской области он даже строил мосты через реки и овраги, чтобы они не препятствовали движению его караванов.

1dd94e0c8ae71cc892cfdd8db834801c.jpg

Называли ее в народе «зеленой» или «татарской». Последней понятно почему, а вот прозвана «зеленой» мечеть была из-за того, что ее деревянный фасад был выкрашен зеленой краской. Говорят, все, что было построено купцом, было выкрашено его «фирменным» зеленым цветом. Однако по одной из существующих версий зеленым было само здание, по другим сведениям, этот цвет имело ограждение. Мы обратились в архив г. Астана, где обнаружили единственную фотографию мечети. На ней четко видно, что ограждение было белым (как минимум серым), а здание имело темный цвет, по всей видимости, как раз зеленый.

75eb9b8783a0010df9f872c83f7b9a44.jpg

В годы перестройки мечеть снесли и построили на ее месте самый элитный во всем Целинограде обкомовский дом. Ограждение трогать не стали. Так и стоит оно на пересечении оживленных улиц, близ одного из первых построенных зданий в новой столице — гостиницы «Интерконтиненталь». 

6e0a06347a7772dc9ed67445855a6865.jpg

В ограждении до сих пор сохранились кованые металлические решетки. Кирпичные столбы и ворота главного входа соединены арками и также имеют оригинальные металлические покрытия.

9ccfa46a83dcf1f0ede2542f732753e6.jpg

«Зеленую» мечеть часто путают с деревянной, построенной в Акмолинске более чем на полвека раньше. Да и стояла она в другом месте, близ центральной площади, за нынешним Конгресс-холом. В то время там заканчивался город и начиналась степь. Это была первая мечеть в городе. В 1838 году на средства ага султана Конуркульджи Кудаймендина для местных жителей была возведена деревянная мечеть. По обычным дням и в праздники сюда съезжались верующие из окрестных аулов помолиться. При мечети функционировала медрессе. Занятия вел мулла Карабек Байбеков. Дети изучали Коран, постигали азы грамоты. Мечеть 1838 года считалась достопримечательностью города. 

К сожалению, она сгорела при городском пожаре 1920 года. 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English