Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Пища как показатель традиций и деления казахского общества

1785
Пища как показатель традиций и деления казахского общества - e-history.kz
Традиционная система питания казахов чрезвычайно насыщена культово-ритуальными моментами

В традиционной системе питания казахов в значительной степени сохранились следы половозрастного деления казахского общества, определявшего общественную роль человека в зависимости от возрастной ступени и половой принадлежности. Вступление человека на определенные этапы жизненного пути сопровождалось различными праздниками с угощениями. Наглядным подтверждением этого является строгая регламентация у казахов, как и других тюркских народностей, порядка рассаживания сотрапезников в зависимости от их социального и возрастного статуса, положения в системе родства и свойства распределния мяса во время трапезы (сложная классификация частей туши по степени престижности), ролевых установок для участников трапезы и т.д. 

1e7b85bde9f0f1597772a8bf815a3dd0.jpg

Традиционная система питания чрезвычайно насыщена культово-ритуальными моментами. Следует заметить, что все трапезы казахов, как повседневные, будничные, так и праздничные, ритуальные, организовывались по принципу половозрастного разделения их участников. Принцип половозрастного разделения в еде предполагал раздельный прием пищи между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми. Гости образовывали предположительно следующие половозрастные группы. Мужские: старики-аксакалы, взрослые мужчины (старше 20 лет), юноши и подростки (от 15 о 20 лет). Женские групп: пожилые женщины, женщины средних лет и молодые замужние женщины, незамужние девушки. В повседневных трапезах этот принцип соблюдался не особенно строго, на общественных же праздничных трапезах соблюдение его было обязательным. 

2a7d29dd9519790ac662173af6ab1a8e.png

Возможно, принцип организации различного рода трапез казахов свидетельствуют о существовании в прошлом института возрастных классов. Переход членов групп в последующие ступени системы возрастных классов сопровождался определенными ритуалами, в том числе трапезами. Н. Шаханова в своей работе «Мир традиционной культуры казахов» дает следующую классификацию трапез казахов: 1. Трапезы, сопровождающие важнейшие обряды периода младенчества. Характерным методом этих обрядов являлось то, что они совершались вне зависимости от пола ребенка: шілдехана, қырқынан щығару, тұсау кесу. 2. Трапезы, знаменующие определенные этапы социализации: обряды, связанные с социализацией мужской части общества: атқа мінгізу, сүндет той, жора боза; из женских к этому циклу можно отнести следующие: құрсақ той, қалжа, бастаңғы, кимешек и белшалғыш кигізу. 

0843bfc4bae2f698b85b3300f8887dbe.jpg

К разряду этих трапез относятся: құрсақ той или құрсақ шашу — трапеза в честь забеременевшей снохи, қалжа, шілдехана — трапезы, посвященные рождению ребенка: бесік той — посвященный укладыванию младенца в колыбель; қырқынан шығару — окончание первого сорокодневья; тұсау кесу — в честь первых самостоятельных шагов ребенка; баланы атқа мінгізу — по поводу первого сажания мальчика на лошадь; тана тағар — по поводу дарения ребенку перламутровой бляхи; сүндет той — торжество по поводу мусульманского обряда обрезания; тоқым қағар — в честь первого отправления молодого человека в далекий путь; небольшие обрядовые празднества, посвященные надеванию молодой женщиной первого кимешека (смены свадебного головного убора «сәукеле» головным убором замужней женщины «кимешек») и первому надеванию женщиной средних лет белшалғын — несшитой спереди юбки. В число этих трапез может быть включена и свадебная трапеза казахов, вернее, комплекс трапез, входящих в свадебный церемониал.

Это лишь малая часть всех трапез, связанных с казахским обрядами. Большая часть их сохраняется и в наши дни, что свидетельствует об устойчивости представления об их необходимости.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?