«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Старожилы. Мавзолей Абат-Байтак

4004
Старожилы. Мавзолей Абат-Байтак
Мавзолей виден издалека, за несколько километров, он будто подпирает небо. Аббат Байтак для заблудившегося путника, словно маяк в безлюдной степи

Замечательным памятником района рек Улы-Ходба и Илек является некрополь Абат-Байтак, находящийся в Хобдинском районе Актюбинской области в 12 километрах к югу от поселка Талдысай. Здесь, на площади до 600 метров, раскинулся огромный некрополь, формирование которого уходит в эпоху средневековья. 

f6d96cc21ea2191ffab90bec8026b01c.jpg

Это мавзолей Абат-Байтак — выдающийся памятник зодчества, один из немногих сохранившихся в регионе мавзолеев из жженого кирпича с коническим куполом. Специалисты по истории архитектуры Казахстана долгое время считали этот мавзолей утерянным (несохранившимся). Этот незаурядный памятник, фактически заново был открыт экспедицией в 1979 году. В течение двух сезонов произведены архитектурный обмер, фотофиксация, а также раскопки в портальной части сооружения. Исследования показали, что архитектурный тип памятника близок портально-купольным мавзолеям с шатровым перекрытием (Кок-Кесене и Кесене), а не центрическим, как указывалось в литературе. Раскопки обнаружили остатки кладки пилонов портала, выступающих за линию стен на 2,98 м. Сохранившаяся высота величественного памятника 14,5 м. По архитектурно-стилевым признакам, отчасти по легенде, мавзолей датируется концом XIV — началом XV вв. 

40e4003bc7230b6e1b391ac8d9f78bce.jpg

В обществе с возникновением названия мавзолея связывают несколько легенд. По самой общераспространенной из них, говорится, что здесь был похоронен Абат-батыр, сын казахского философа-утописта XV века Асана Кайгы. Абат-батыр оборонял родные территории от натиска калмыков и сумел победить хана калмыков в справедливой битве. После чего, Абат вернул своим соплеменникам захваченные земли, более того, как следствие этого, прекратились набеги калмыков. Абат трагически погиб, здесь, в урочище Бескопа, когда, по заданию отца, искал хорошие, привольные места для перекочевки. Он был сброшен верблюдицей — желмая и разбился. Мавзолей был построен в кратчайшие сроки всем населением окружающей степи. Отсюда вторая часть названия «байтак»: широкий, необозримый, всенародный. Основной вариант предания рассказан жителем поселка Талдысай Хобдинского района Шайким-акскаклом в 1980г. Легенда достаточно широко распространилась среди актюбинских казахов — в частности, аналогичные варианты ее зафиксированы в Байганинском районе. 

Во время раскопок, проводимых на территории захоронения, были найдены останки трех человек. Как правило, такие строения в степи возводились в честь ханов или потомков торе. Мавзолей Абат-Байтак послужил основой формирования к югу, западу и северо-западу от него казахского некрополя XVIII — начала XX вв. В него входят сырцовый мавзолей конца XVIII — начала XIX вв., построенный, видимо, в подражание раннему памятнику, и ансамбль великолепных разных стел-кулпытасов (более 200). Как правило, они установлены с западной стороны надмогильных насыпей или сырцовых оградок. Кулпытасы Абат-Байтака поражают разнообразием типов, необычностью композиционных и декоративных решений, изяществом резьбы. 

d333edb8e5c4e65ba9c785338d97becc.jpg

Среди них выделяются архаичные и ранние типы стел, как, например, замечательный по своей простоте кулпытас, представляющий собой окаменевшее дерево, вкопанное у западной подошвы надмогильной насыпи. Памятник этот — достаточно прозрачная ретроспекция на генезис казахских кулпытасов. К раннему типу следует отнести и кулпытас 1785/86 гг. — простой граненный столб с полукруглым завершением. Плоскости стелы заполнены арабской эпиграфикой религиозного содержания, которая одновременно играет декоративную роль и сопровождается тамговыми знаками. Судя по тамгам, на некрополе произведены захоронения представителей различных родов Младшего жуза: табын, кете, алшын, байбакты и др. 

Для большинства более поздних (XIX в.) стел некрополя характерно сочетание эпиграфики и собственно декора, причем последний превалирует, подчеркивая тем самым кулпытасы как памятники глиптики. В этом отношений можно выделить высокие образцы изящной камнерезной школы середины XIX в. С тончайшей проработкой деталей. Зачастую объемно-декоративные элементы решены в традициях резьбы по дереву. Растительные мотивы весьма популярны на памятниках некрополя и нередко выражаются в объемном решении композиции стел — фигурные устои в виде стеблей цветка, навершия в форме нераскрывшегося бутона и т. д. 

b1a4d8fe3e8f761c30826275de48cf60.jpg

В целом, конечно, кулпытасы некрополя Абат-байтак исполнены в духе общей для Западного Казахстана концепции развития художественных стел. Большая группа памятников относится к характерному типу массивных стел с выраженным объемно-геометрическим решением составных элементов. Однако и среди данного типа акцентированы традиции местной камнерезной школы. Следует также выделить оригинальные кулпытасы — надгробия конца XIX в., специфической особенностью которых является выраженная архитектурно-пространственная трактовка памятника, нехарактерная для вертикальных стел. 

Мавзолей виден издалека, за несколько километров, он будто подпирает небо. Неизвестный мастер-архитектор, сооружая его, предусмотрел и эту особенность. Аббат Байтак для заблудившегося путника, словно маяк в безлюдной степи.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Использованные материалы:  

Архитектура кочевников. Феномен истории и культуры Евразии. С. Е. Ажигали