«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Первые школы Казахстана

33430
Первые школы Казахстана

Жангир хан - первый казахский просвещенный правитель, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни - просветительство.  И именно он открыл первую школу  в казахской степи.

7051f5040766faa744370ed70c686b9b.jpg

Уже к середине 30-х годов XIX века Жангир обдумывает возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу она должна была готовить детей к поступлению в российские специальные учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. Затраты на содержание школы хан взял на себя. До самой смерти, то есть до 1845 года, хан содержал школу за счет своих доходов, сам экзаменовал обучавшихся. По существу он был первым учителем школы, а его помощником в школьном деле — татарин Садриддин Аминов.

Выпускники школы, оканчивающие Оренбургский кадетский корпус, получали, кроме знаний, офицерские чины. Школа сыграла немаловажную роль в общекультурном движении в Казахстане. Жангир писал: «Я объявляю, что наши дети, обучаясь, узнают все науки для доброго служения обществу. Все это меня радует, ибо доступ к образованию — великое счастье для моего народа».

Так же одним из первых просветителей казахского народа является и Ибрай Алтынсарин - общественный деятель, педагог-новатор, ученый-этнограф, поэт и прозаик, основоположник казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

012ce4dc3f56a1a5e9ca7e0b6a0382fc.jpg

Ибрай Алтынсарин  в свое время приложил  много усилий для просвещения своего народа. Он отправлял неоднократные письма к правительству с просьбами о разрешении открыть учебное заведение для казахских детей. И в 1860 году, удовлетворив многочисленные просьбы Алтынсарина, областное правление все-таки дало согласие на открытие начальной школы в Оренбургском управлении. Открыть школу в глухом городке было нелегким делом (не было средств, школьного помещения и учебных пособий). К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Да и сама царская власть не ставила цели просвещать народ, ей нужны были только делопроизводители, знающие языки. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина.

К тому же Ибрай Алтынсарин был первым казахом, который  в 1861 году  получил назначение на должность учителя Тургайской школы.Воодушевленный этим событием и своими просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя значение светского образования. Важно и то, что он находил в народе поддержку. Собрав у местного населения средства, вложив некоторые свои сбережения, Алтынсарин приступил к строительству  здания школы.

Торжественное же открытие школы состоялось 8 января 1864  года.В казахской степи её называли «Қара шаңырақ», «первой ласточкой». Ибрай Алтынсарин по этому поводу написал знаменитые свои стихи «Кел, балалар, оқылық!», который был записан и сохранен в архивном  письме к другу Ильминскому Н.И.

8f758bb6a2458eccfed82f085cc1b8c8.jpg

Первая школа, открытая  Ибраем Алтынсариным в 1864 году  в Торгае


В 1879 году с образованием областного центра – города Костанай, был решен вопрос о постройке каменного здания под школу. Строительство школы было начато в 1882 году, а в 1884 году Троицкая русско-казахская школа переведена в новое каменное здание и стала называться «Кустанайское двухклассное русско-казахское училище». Перевод школы, находившейся на грани закрытия - прямая заслуга Ибрая Алтынсарина.

767239361c99e5574ed5ce27ef9ff703.jpg

Костанайское двухклассное русско-казахское училище,построенное Ибраем Алтынсариным в 1884 году

e61545e7ff6a164915efcf5d2f8606ad.JPG

Диорама «Ибрай Алтынсарин на открытии школы»

Ибрай Алтынсарин в своей педагогической деятельности большое внимание уделял не только вопросам воспитания учащегося, но и вопросам трудового обучения, поэтому он и открыл и ремесленное училище в Тургае, впоследствии названной – Яковлевской.

21dc59895fbbed1fd80b7ac17a59258c.jpg

Тургайское ремесленное училище 

Изначально решив открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области, он ездил по аулам Торгайской области, собирал с населения средства, а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах. Укомплектовал их учениками и учителем.

36ca439122275ad845e615c9e4bad981.JPG

Диорама " Учащиеся Тургайского ремесленного училища"

Прежде чем открывать школы Алтынсарин предварительно исследовал территориальные расположения населенных пунктов, плотность населения, а затем только приступал к открытию школы.

С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане.  И в этом, исключительно важном начинании, он также встречал препятствия со стороны царских властей. А когда в Иргизе  открылась специальная школа для казахских девочек с интернатом, Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания.

Наряду с открытием уездных, волостных, аульных школ, одна из главных заслуг Алтынсарина, это - открытие  первой казахской Учительской школы в 1883 году в городе Орске, где готовили учителей для казахских школ.

10 декабря 1887 года выдающийся педагог лично открыл и дал первые показательные уроки в Убаганской одноклассной волостной школе в Кустанайском уезде.

8444c88b64e6759ec452cfa5e63b61d7.jpg

Убаганская волостная школа

Позднее школа была преобразована в русско-казахское училище и на его базе 7 июля 1940 года открылось Мендыгаринское казахское педагогическое училище в составе 2-х курсов. С 1949 года училище стало носить имя своего создателя – великого сына казахского народа Ибрая Алтынсарина. 25 лет спустя училище перевели в город Рудный, а в 1992 году  реорганизовали в Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И Алтынсарина.

326eab937ae415a965d0bf3d12d3ca87.jpg

Алтынсарин с семьей, 1889 год

Алтынсарин был любимцем молодежи, всего трудового казахского народа. «Для нас, кочевников, очень дороги произведения И.Алтынсарина, как и он сам, это могут понять те, кому известно значение первой светской литературы в России. Мы готовы видеть в лице г.Алтынсарина героя, который становится отражением всего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни».Судьба Ибрая Алтынсарина – нравственный пример для всех, кто жил и живет после него.  

Алена ДЕМЧЕНКО

Статья подготовлена совместно с 

Костанайским областным мемориальным

музеем Ибрая Алтынсарина.