«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Культурная прогулка: Музей Тюркской академии

3289
Культурная прогулка: Музей Тюркской академии
На этот раз журналисты портала e-history.kz совершили культурную прогулку по музею тюркской академии, расположенному во Дворце мира и согласия в Астане.

«Наши великие предки в Великой Степи, начиная от Алтая и  до Белого моря, установили свой миропорядок. Нам они  оставили  бессмертный героический эпос и  неисчерпаемый кладезь духовности.  Впервые они явили миру образец общего дома – ими придуманы юрта, железо, шаровары, стрела, сапоги и стремя … »

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев


Итак, мы расскажем о музее, который изучает историю и культуру тюркского народа.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выступая на IX Саммите тюркоязычных государств, состоявшемся 3 октября 2009 года в Азербайджанской Республике в городе Нахчыване, внес предложение о создании международного научного центра, который бы исследовал роль и место тюркской цивилизации в общечеловеческой цивилизации, занимался изучением прошлого, настоящего и перспектив тюркского мира. Эта инициатива обрела реальное воплощение 25 мая 2010 года – в день открытия Тюркской академии в столице Казахстана городе Астане.

Если вы зайдете в музей, расположенный на втором этаже прозванной в народе «Пирамиды», первое, что вы увидите, – копия головы каменной статуи Куль-тегина, который жил в 684-731 гг.

352a168106d0a041969a8dc600e66b97.JPG

1. Военачальник и полководец тюркского народа Куль-тегин


Когда Куль-тегину было 7 лет, умер его отец Кутлык, и его воспитывал брат отца Капаган. Он рано повзрослел и наравне со взрослыми мужчинами-воинами начал сражаться с врагами за свой народ. 

Знаменитый тюрк Бильге-каган написал на памятнике бесстрашного воина Куль-тегина такие слова: «Когда умер мой отец, младшему брату Куль-тегину было 7 лет. В 10 лет, к счастью моей матери Умай, Куль-тегин заслужил звание героя».

2e34b9195f5b9d2eb71000fddc41eba3.JPG

2. Кувшины из жженой глины  XVI-XVIII веков. Оригинал


В эпоху неолита народы, населявшие территорию Казахстана, освоили гончарное производство. Кувшины стали неотъемлемым предметом домашней утвари тюркских народов. 

541c91266c39f590a281938863359bd2.JPG

3. Каменная ручная мельница для молотьбы зерна, XIV-XX вв. Оригинал


На казахской земле ручная мельница использовалась с давних времен, позже из обихода ее вытеснили водяная и ветряная мельницы, а сейчас и их места заняли электрические мельницы. Сегодня этот экспонат является напоминанием о наших корнях – кочевом образе жизни предков. 

88062cadf1156af00e357775f00e6412.JPG

4. Медный самовар-кувшин (1900-1950 гг.) и медная посуда, изготовленная в ХІХ веке в Туркестане. Оригинал


Самовар появился на казахской земле только в ХІХ веке. Он был настолько редкой и желанной утварью, что в обмен на один тульский самовар наши предки отдавали лошадь. 

6d4107c6e2ede2df5bec71867b81907d.JPG

5. Бурдюк, сделанный в Кыргызстане в ХІХ-ХХ вв., и веретено из Южного Казахстана. Оригинал

 

Казахи, киргизы, каракалпаки, проживавшие в Средней Азии, использовали в домашнем обиходе и такую разновидность посуды, как бурдюк. Сосуд для питья изготавливали из шейной части шкуры верблюда, оленя или вола. Шкуру выворачивали шерстью вовнутрь и подвергали обработке огнем, затем выделанной коже придавали форму, натягивая на колодку, кроили и сшивали нитками. Последний этап – обработка дымом. Бурдюк, как и сабу, коптили с почками сосны или можжевельника. 

ce050c710a006274a182fa11610ac6dd.JPG

6. Блюдо для бешбармака сделано в Центральном Казахстане в 1900-1950 годы. Оригинал

e5b6d2af814bc7029bbfb587796c4708.JPG

7. Камень для размельчения лекарственных трав, ІІІ-V вв. до нашей эры. Оригинал


Этот инстурмент использовали для того, чтобы превращать в порошок травы, обладающие целебными свойствами. Наши предки хорошо знали, какие травы и  коренья нужно использовать от того или иного недуга.

100aff7e4e859590b0ae7cb40607c147.JPG

8. Ханский ремень ХVIII-XIX веков. Оригинал


Такие серебряные ремни носили старейшины и знатные люди.

4689fea59e8910f63b9ffa5997f883b9.JPG

9. Дауылпаз


Это казахский ударный музыкальный инструмент, который использовался в качестве военного (сигнального) инструмента, а иногда применялся на охоте. С течением времени  даулпаз стали широко использвать для охоты и обучения ловчих птиц. Он имеет котлообразный (или шлемовидный) деревянный корпус, обтянутый кожаной мембраной, способ его изготовления считается одним из самых сложных. Корпус дауылпаза украшали рогами, различными камнями, орнаментами.

Дауылпаз – инструмент без определенной высоты звучания, поэтому может иметь различные размеры. Инструмент прикреплялся обычно к седлу. Он начинал звучать после ударов по кожаной мембране концом нагайки или рукой. Сегодня на дауылпазе играют деревянными колотушками с мягкими шарами на концах. 

09a7cd73e7b1e152bfddf3f8b54de798.JPG

10. Комус – народный музыкальный инструмент кыргызов


Это трехструнный музыкальный инструмент, внешне очень похожий на грушу. Играли на комусе ырши (эпостники), которые под его аккомпанемент исполняли ыр (эпосы). 

10464053dba3cfe470d14c290323a6c2.JPG

11. Казахский сундук и лоскутные одеяла


Такие деревянные сундуки и лоскутные одеала сотнями лет украшали жилища тюркских народов. 

55e6e7fb8fc4fc851d5ea8115bfdfb9c.JPG

12. Сырнай и дудка, сделанные из рога вола 

47d10c9791e9c5dfd7790632d546511b.JPG

13. Каманча – азербайджанский национальный музыкальный инструмент, ХХ век


Музей открыт для посетителей с 9.00-18.00, ежедневно с понедельника по субботу. 


Фотогалерея

Олжас БЕРКИНБАЕВ

Фото автора


Читайте также статью Культурная прогулка: Музей истории тюркской письменности