Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Папа не любил говорить об аресте». Интервью с дочерью А.Х. Маргулана

1663
«Папа не любил говорить об аресте». Интервью с дочерью А.Х. Маргулана  - e-history.kz
На «круглом столе», посвященном 110-летию со дня рождения выдающегося ученого Казахстана, нам удалось побеседовать с дочерью Алькея Хакановича Маргулана.

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения известнейшего археолога Казахстана, обладателя энциклопедическими знаниями в области истории, культуры, этнографии, фольклора казахского народа, первооткрывателя Бегазы-Дандыбаевской культуры. Именно Алькей Хаканович впервые доказал, что на территории Центрального Казахстана предки казахов добывали металл, что говорит о том, что здесь была культура и цивилизация, а не голая безлюдная степь, как с уверенностью считали ученые.

2d6d9d62d9ae36c68e9500cc8b43f0af.jpg

Однако не все знают, что 31 мая, в День жертв политических репрессий, будут вспоминать и имя крупнейшего казахского ученого А.Х. Маргулана.

Данель Алькеевна, я прочла о том, что вашего отца, академика Маргулана, не обошла участь казахской интеллигенции – арест и репрессии.

- К сожалению, это было. Но он не любил об этом говорить. Однажды он только рассказал, что, будучи аспирантом Института материальной культуры АН СССР в Санкт-Петербурге, он был арестован. Аспирантура была прервана, и только в 1937 году, если я не ошибаюсь, он вновь был восстановлен и защитил кандидатскую диссертацию. Я думаю, что он был настолько увлечен историей казахов, что это, по-видимому, бросилось в глаза, и его уличили в национализме.

Сколько времени провел под арестом Алькей Хаканович?

- Он сидел год в Петропавловской крепости. Потом были еще страшные вещи, он сполна прошел через репрессии, но не любил рассказывать об этом. Дедушка с маминой стороны был братом академика К.А. Сатпаева. Когда папа в 1939 году вернулся из Петербурга, в Алма-Ате работал филиал Академии наук Казахской ССР. Каныш Амантаевич взял его работать в Институт истории, я так понимаю, чтобы уберечь папу от будущих преследований, ведь у него был очень мягкий характер, он был удивительно добрым человеком. Сатпаев и посоветовал ему заняться археологией. Он видел очень много памятников в степях, где сам работал, и, конечно же, хотел поручить их изучение человеку, который довел бы это до конца.

Отец проводил раскопки курганов, уезжал в поле на 2-3 месяца. А перед этим шла большая подготовительная работа к раскопкам: долгая переписка с руководителями областей для получения бульдозеров, чтобы копать. Ведь курган снимался до основания, это была огромная кропотливая работа.

Когда Алькей Хаканович открыл Бегазы-Дандыбаевскую культуру, это стало сенсацией в науке?

- Труд по Бегазы-Дандыбаевской эпохе признали достижением казахстанской науки. До открытия великий В.В. Бартольд говорил о том, что культура в Казахстане заканчивается в горах Каратау близ Тараза. А дальше нет никакой жизни и культуры. Отец доказал, как он глубоко был не прав.

Отец был глубоко увлечен культурой и традициями казахов. К примеру, он занимался историей батыров. Он писал в своих трудах, что батыры очень ценились в казахской степи, и каждая женщина мечтала родить батыра. Существовало поверье, что женщине для этого следует есть ушки волка. Папа стал свидетелем того, что в роду шапрашты, знаменитом роду, к которому принадлежит и наш Президент, женщины вешали ушки волка на бесік, чтобы младенец вырос батыром. Его труды невероятно интересно читать, так они захватывают.

4888209b0ac4243861dcb881a97f8962.JPG

929e81e90f2035ae5b914dc77ef77ad0.JPG

Поразительно, каким он был трудоголиком. Наверное, это его и привело к таким результатам. Сидел за письменным столом ночами, до 6-8 часов утра. Помню, ночью несколько раз подойду к нему, скажу: «Ложись спать», он мне отвечал: «Сейчас, айналайын, лягу». Через часа два-три подойду – опять свет горит, продолжает работать. У него была очень интересная методология работы. Конечно, он уставал и устраивал себе такой отдых – переходил от работы над одной темой к другой. 

Еще я вспоминаю, когда папа писал труд по Бегазы-Дандыбаевской культуре Центрального Казахстана, (а параллельно он писал книгу по архитектуре Казахстана, причем работу над ней он вел всю жизнь), вечерами, после ужина, уставший, он садился на диван, брал домбру, наигрывал, напевал. В такие минуты у нас было впечатление, что таким образом он буквально погружался в ту эпоху, о которой писал, жил в тех городах, среди тех людей. Настолько он глубоко «погружался в предмет», как говорят философы.

Я не могу не спросить вас о том, каким он был отцом?

- Меня часто спрашивают, как он меня воспитывал. Воспитывал он меня своим примером, образом жизни, отношением к труду. Чтобы он читал мне нотацию или громко делал замечания, – такого никогда не было. Помню такой случай: я училась в аспирантуре в Москве и жила в академическом общежитии. Как-то зимой смотрю – мой папа поднимается по лестнице. Я так была удивлена, спрашиваю его: «Папа, ты что?». А он мне: «Доченька, я хочу посмотреть, где ты живешь». Он очень был заботливым.

Расскажите, пожалуйста, о работе над научной биографией академика А.Х. Маргулана.

- В прошлом году мы подали заявку на получение гранта по теме «Роль интеллектуального наследия академика Маргулана в новой концепции исторической науки». Этот год ознаменован замечательными событиями: заявлением о том, что история должна быть истинной, и второе – объявление национальной идеи «Мәңгілік ел». Одна из наших целей – написать научную биографию Маргулана. Он же был, как любят говорить, энциклопедистом, нам необходимо написать научную биографию, то есть научный анализ трудов.

Какая сейчас ведется работа над архивом академика?

- Архив и библиотека папы были огромными. Большую часть книг я отдала в Отрарскую библиотеку. Лет пять назад огромный архив, собранный о Чокане Валиханове, я передала в Павлодарский университет, научные сотрудники которого провели доскональный анализ, проработали все до последней бумаги и издали двухтомник «Архивы Маргулана». Позже материалы они передали в Национальный архив РК в Астане и в Центральный государственный архив в Алматы. Однако основную часть архива я еще не готова передать, дома находятся рукописи папы, фотографии памятников. Архив настолько большой, что трудно представить, что это мог сделать один человек.

Существует Центр по изучению наследия А.Х. Маргулана?

- Есть общественный фонд имени академика Маргулана. Время от времени мы что-то издаем. И сегодня перед нами стоит такая задача: мы хотим издать четыре тома избранных произведений Алькея Хакановича.

Какие мероприятия ожидаются в рамках празднования 110-летия со дня рождения академика Маргулана?

- 19 июля в ауле имени А.Х. Маргулана будет большой праздник, посвященный 110-летию со дня рождения ученого. Второе мероприятие, о котором я знаю, – в октябре в Павлодаре будет проводиться научная конференция.  


Людмила Выходченко 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?