Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Только нам, мой любимый, дороги заказаны». Узницы АЛЖИРа

2155
«Только нам, мой любимый, дороги заказаны». Узницы АЛЖИРа - e-history.kz

"Мы с тобою отныне бескрылые птицы

А птенца далеко унесли в камыши..."

За железной решеткой, в стужу и холод, зной и пыль, под прицелом дула автомата конвоиров, под собачий вой в неволе работали женщины с немым вопросом в глазах «За что?», с мыслями о доме, о детях, с беспокойством о том, что ждет в будущем, с глазами обреченных и потерянных.

АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников Родины – крупнейший женский лагерь на территории СССР в эпоху тоталитаризма. Не совершив никакого преступления, женщины должны были отбывать наказание за то, что были матерями, женами, сестрами, дочерьми тех, кого обвинили в измене родине.
Сегодня на том месте находится музейно-мемориальный комплекс АЛЖИР. Открывается мемориал «Аркой Скорби». Она символизирует встречу двух миров – живых и мертвых. Проходя под аркой, нужно склонить голову в знак почтения. В непогоду в конструкциях арки слышатся вздохи и шум ветра – словно голос времени, голос истории.

8d48cb92b3761a3d9d0b4cfc1d334699.jpg


Основная экспозиция музея состоит из двух разделов. Первый раздел – экспозиция «Алаш», посвященная политической истории Казахстана XIX-XX вв.

32c23c0d04eaead665ca79996d5d072e.jpg

f6765ee7efbbd82ee19599ca486ca8bb.jpg


В центре зала композиция – «Цветок жизни». Цветок пробивается сквозь камень, говоря о том, что, несмотря на многие ужасы и беды, жизнь продолжается.

44501140fc7e969e3c6e60e8dc061c8a.jpg

a38f1bd093424aae5788f079d4316af2.jpg


Подняв голову, Вы увидите композицию «Свобода и неволя». Композиция представляет собой силки, внутри которых 15 голубей бьются крыльями в надежде взлететь.

7555e536b7a3c64a7d2293f728b25ba0.jpg


Второй раздел полностью посвящен истории Акмолинского лагеря жен изменников Родины. Экспозиция в большой части состоит из фотографий, документов, воспоминаний, личных вещей узниц АЛЖИРа и их детей. Здесь представлены: инсталляция «Оковы» с подлинной дверью следственного изолятора 30-х годов, диорама «АЛЖИР», повествующая о трудовых буднях узниц лагеря, реконструкции фрагментов лагерной швейной фабрики, кабинета следователя и барака.

669dd8d442e77ccfa8a7378cb61ac782.jpg

6c26957dcd749f192af9b3f81b8cf794.jpg

f9749afadd7b4d93d676c0315d8073fb.jpg

d80c219715c0173a035f581877548d9b.jpg

6 января 1938 года в Акмолинский лагерь прибыла первая партия женщин с детьми в возрасте от одного до трех лет. Лагерь состоял из нескольких саманных бараков, четырех вышек и колючей проволоки. В течение двух месяцев заключенные прибывали непрерывно. Женщин привозили в АЛЖИР со всех концов страны: из Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Средней Азии. Мест для женщин-заключенных не хватало. И вновь прибывшие сами строили себе бараки в пургу и метель, жару и дождь, устанавливали в них нары. Вместо матрацев бросали на деревянный настил солому.

a6186a6e8f679ad66588012e30415165.jpg


0b97331ccdf2543188b007e0c7f62508.jpg

664b7cfefd70fba9249c56e62d9af2bd.jpg

3d87a0dd1e6ec4ef57d1ba3e91178c89.jpg


Среди узниц АЛЖИРа были широко известные в Союзе певица Лидия Русланова, актрисы Татьяна Окуневская и Наталья Сац, Рахиля Плисецкая, известная писательница Галина Серебрякова, жены поэтов и писателей, жены государственных деятелей Азиза Рыскулова, Гулжамал Майлина, Гуляндам Ходжанова, Зуфнун Нурмакова, Аиш Кулумбетова, Фатима Дивеева, Елизавета Садвокасова и другие. Известные или неизвестные – они все пострадали безвинно и заслуживают того, чтобы о них помнили.

a632af6ffecd80957fb8e8e3769d0c57.jpg

0dfd589fe903a3c3617a2e9868ba352b.jpg

Рахиль Плисецская с детьми

Об одном дне жизни АЛЖИРа дает полное представление масштабная диорама музея. Фигурки узниц, вооруженный конвой, лающие собаки, вокруг бескрайняя степь с блюдцами озер, а над всем этим голубое небо Казахстана.

0aa68b855104318959f1db82be5da85a.jpg


Нет в мире горя страшнее, чем горе матери, которую лишают своих детей. Практически все «АЛЖИРки» прошли через это. У арестованных женщин отбирали детей и направляли младенцев в ясли и детдома Наркомздрава, детей от 3 до 15 лет – в детские дома Наркомпроса, а подростков с 15 лет признавали «социально-опасными» и подвергали репрессиям или помещали в спецучреждения. В экспозиции музея представлены фотодокументы, письма детей –  пронзительные свидетельства страшных лет.

74841bf5acf19382738587a59081c887.jpg

5b43d0b7a3111dd50ceec5711644ceaf.jpg

Дети АЛЖИРа

6cd9fc224ba4b8bdf37b4d4f4a855550.jpg

Письма детей 


Вины за собой мы не знаем,
Нам каяться было не грех…
Но все же беду нашу злую
Расскажет же кто-то для всех…


Прошло уже не одно десятилетие, как исчезли с лица земли деревянные бараки и конвоирские вышки, обнесенные колючей проволокой, а село обрело новую жизнь и новое имя – Ақмол – ни чем не напоминающее о тех страшных годах. Но о них, «женах», здесь не забыли. Память о жертвах трагедии сохранили для потомков. Для потомков и тех, кому довелось пройти через все ужасы тюрьмы и ада лагерных этапов. 

732b5b070d24b2b86ecfa3bc4318d0e0.jpg

Стена памяти жертв политических репрессий 


Алена Демченко

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?