Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ученые-историки должны придерживаться принципа объективности

1780
Ученые-историки должны придерживаться принципа объективности - e-history.kz
В настоящее время ученые-историки должны придерживаться принципа объективности, использовать несколько источников данных о каждом событии, стремиться установить истину.

Президент РК Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях подчеркивает, что историческое сознание граждан нашей страны должно способствовать их сплочению, формированию казахстанского патриотизма.

«Нам необходимо общенациональное историческое сознание. Наше восприятие истории должно быть цельным, позитивным, объединять общество, а не разделять людей, чтобы поднять на должную высоту национальный дух. Надо четко знать, какова наша реальная история, культура и религия. Национальная история казахов, их этногенез должны рассматриваться как единый неразрывный процесс тысячелетий», - сказал Президент на юбилейной XX сессии Ассамблеи народа Казахстана в апреле 2013 года.

В беседе с нашим корреспондентом заведующая кафедрой истории Казахстана и гуманитарных дисциплин Казахского национального университета искусств, кандидат исторических наук, доцент А.И.Касабекова говорит о своем видении путей дальнейшего углубленного изучения истории страны.

Айнур Ильяскызы, в Казахстане, по поручению Главы государства, начата большая работа по изучению национальной истории. Какие периоды нашей истории, на Ваш взгляд, требуют особенно углубленного изучения, а может быть, переосмысления?

- На мой взгляд, малоизученным остается вопрос о так называемом «бандитизме» - выступлениях против Советской власти в годы после Февральской и Октябрьской революций, годы Гражданской войны. Кроме того, не полностью изучены более 320 восстаний, произошедших в Казахстане в период коллективизации.

Какие периоды и аспекты национальной истории интересуют Вас больше всего?

- Я много занималась изучением вопросов о «равенстве женщин», применительно к 20-30 годам 20-го века, а также вопросами привлечения женщин к общественной и экономической жизни. На эту тему у меня вышла монография.

В настоящее время, поскольку я заведую кафедрой истории Казахстана и гуманитарных дисциплин Казахского национального университета искусств, меня очень интересует культура Казахстана в древний, а также в современный период. Преподаватели нашей кафедры ведут занятия по социально-гуманитарным дисциплинам и преподают иностранные языки, а также готовят бакалавров и магистрантов по специальности «Культуроведение».

В настоящее время Казахстан испытывает определенное влияние со стороны исламского мира, общество, в целом, становится более религиозным. При этом возникают определенные разногласия, связанные с разными трактовками предписаний Ислама. Может ли изучение истории Казахстана помочь в разрешении этих разногласий, например, касающихся роли женщины в жизни общества?
 
- Безусловно, изучение истории Казахстана может помочь в решении вопросов о месте и роли женщин в жизни общества. Следует отметить, что в казахском обществе женщины всегда, с древнейших времен, занимали особое место. Например, у саков были царицы Тумар, или Томирис, а также Зарина, которые не только правили страной, но и возглавляли войска при защите от врагов. И после перехода в Ислам казахские женщины никогда не закутывались, не носили хиджабов. Они были свободными, могли высказывать свое мнение, участвовали в общественной жизни. У нас было немало таких женщин, как, например Гаухар - жена Кабанбай батыра, и Назым - его дочь, которые наравне с мужчинами участвовали в сражениях, и остались в народной памяти. Были Домалак ана, а также мать Ш.Уалиханова - Айганым, мать Абая - Улжан и его бабушка - Зере.

Изучение истории нашего народа поможет женщинам правильно воспитывать своих детей, а также активно участвовать в общественной и экономической жизни.

Мы знаем, что в советское время дореволюционная история Казахстана изображалась, в основном, в мрачных тонах. Теперь такой же подход практикуется в отношении советской эпохи. Как можно избежать односторонности в освещении истории, что для этого должно делать сообщество ученых-историков?

- Да, в советский период дореволюционная жизнь в Казахстане, в основном, показывалась неприглядной. Когда мы учились, нам говорили, что казахи были неграмотными, только 2 процента казахов умели читать, что мы были отсталым кочевым народом. И, лишь добровольно присоединившись к России, научились оседло жить, научились культуре и так далее. Не учитывались традиции, культура, религия разных народов, все считалось пережитком прошлого. Говорилось о том, что вместо наций будет единый советский народ, что в 80-е годы установится коммунизм. Государственные документы велись только на русском языке.

Конечно, при Советской власти за счет государства решались вопросы народного образования, здравоохранения, обеспечения жильем. Но права человека были ограничены, мы не могли высказывать свое мнение. За нас все решала партия - что мы должны думать и что говорить. В советское время, во время голода, ставшего следствием насильственной коллективизации, а также в результате репрессий, численность казахского народа сократилась наполовину, страдали безвинные люди, многие были вынуждены покинуть страну. Научные диссертации, в основном, защищались в российских городах, на русском языке. Историческая правда не сообщалась. Только после обретения независимости появилась возможность объективно изучать историю.

В настоящее время ученые-историки должны придерживаться принципа объективности, использовать несколько источников данных о каждом событии, стремиться установить истину. Кроме того, хотелось бы, чтобы были созданы условия для ученых, которые пишут учебники. В советское время для научных исследований предоставлялся творческий отпуск. Сейчас у профессорско-преподавательского состава вузов большая нагрузка, ученым не хватает времени, чтобы заниматься наукой.

Источник: inform.kz
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?