Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Я время выправить хотел»

1470
«Я время выправить хотел» - e-history.kz
… В современной действительности на постоянной основе ведется диалог, происходят дебаты на всех уровнях по вопросам следования международным стандартам и качеству оказания услуг.

В современной действительности на постоянной основе ведется диалог, происходят  дебаты на всех уровнях по вопросам следования международным стандартам и качеству оказания услуг, эффективности работы международных организаций и НПО, бизнеса и культурно-образовательных учреждений, что в итоге должно изменять общества к лучшему. При этом понятие качества рассматривается как абстрактная неличностная категория, в то время как оно зависит от всех граждан общества и определяется, прежде всего, человеческой моралью, профессионализмом и гражданской позицией людей. При этом образование является фундаментом качества жизни во всех сферах жизни общества,  оно уже стало важной составляющей внутренней политики: ведь оно влияет на развитие радиуса доверия и социальной справедливости в обществе, на равные стартовые возможности и благосостояние для всех граждан, на умение человека сохранять человеческое и гражданское достоинство. Образование и культура – взаимозависимые и взаимосвязанные составляющие развития общества, когда духовно-нравственные устои и чистота помыслов становятся сутью сохранения любого народа.

Именно об этих  непреходящих ценностях писал великий поэт-мыслитель Абай. Глубокое и вдумчивое изучение поэтического слова поэта-мыслителя, его мудрость, думы о судьбе народа должны стать духовной опорой современного общества.

Изучение судеб достойных исторических личностей приводит к пониманию и осмыслению значимости их культурного наследия: так создается и сохраняется социальная память и правдивая история, без чего не может существовать никакой народ. Национальная идентичность и гордость любого народа основана на знании творчества исторических личностей, внесших существенный вклад и оставивших неизгладимый след в культурно-духовном развитии  народа. Это мудрецы-мыслители, интеллектуальные лидеры, мужественные граждане-патриоты, смотревшие далеко вперед своего времени и предостерегавшие свой народ от духовного и морального падения.

Абай родился в 1845 году 10 августа по старому стилю, а по новому стилю – это  23 августа. День рождения Пушкина Россия отмечает не 26 мая по старому стилю, а 6  июня по новому стилю. Это логично и понятно и здесь неуместны беспочвенные споры. 

 Уникальный феномен личности Абая – поэта-мыслителя и мудреца еще предстоит изучать не одному поколению, ведь Абай - неиссякаемый и вечный источник  духовности казахского народа и он всегда будет современником для любого поколения в любой точке мира.

Огромное непреходящее значение и ценность творчества Абая заключается в емкой фразе: «Я время выправить хотел». Сурово осуждая отсталые и реакционные нравы феодально-родового строя,Абай писал: “Настанет же день, когда среди казахов исчезнут воровство, сплетни, клевета, вражда, и мы будем добывать добро и знание верным путем”.  К, сожалению, эти пороки в обществе не перевелись до сих пор, а некоторые даже расцвели пышным цветом. Мы много говорим о необходимости преодоления моральной деградации общества, о коррупции, отбрасывающей общество на много десятилетий назад, о качественном образовании – основе качества жизни, но, многое так и остается на словах, а «а воз и ныне там». И в этом смысле Абай актуален, он – современник поколений: его мудрость и прозорливость помогают человеку остаться человеком. Проблемы, поднимаемые им, остаются острыми и актуальными, и он не только задает нам вопросы, но и помогает найти ответы. Изучение и популяризация духовно-нравственных ориентиров творчества исторической личности Абая является непреходящей ценностью, в котором наше общество остро нуждается сегодня.

«Тому человеку, кто познал Абая, и каждый свой шаг сверяет по нему, гораздо легче будет преодолевать жизненные невзгоды. И ему не надо никаких других моральных кодексов. Только побольше бы таких людей», - писал ученый-гражданин Каюм Мухамедханов. Ценность творчества Абая – в призыве к сохранению человека, народа, а это, прежде всего – сохранение человеческой морали и человеческого достоинства – тех качеств, которые отличают человека от остального материального мира.

Все созданное Абаем  удивительно созвучно нашему времени. К, сожалению, и сейчас не все осознают, что имя великого сына казахского народа стоит в ряду тех, что подарили миру «Божественную комедию», «Гамлета», «Фауста», «Евгения Онегина».

Через творчество Абая Кунанбаева мир узнает Казахстан. Мы должны знать и достойно беречь его творчество. Его произведения неизменно вызывают отклик в душе любого человека, открывающего книгу Абая в разных концах света. Нам нужна мудрость поэта для достойного ведения культурного диалога на равных на любой мировой арене. Нам представляется, что в понятие гражданственности и патриотизма должно войти такое умение беречь слово поэта и гордиться им.

 Абай – духовно-нравственная опора в жизни и поступках современников.

Открытие Абая происходит каждый день, год за годом. Он велик, неисчерпаем, мудрость его простирается на века. И мы всегда в начале пути.

К, сожалению,  эти бесспорные истины вспоминаются раз в году, но до сих пор их ценность для общества не осмыслена должным образом.

Изучение творчества поэта в учреждениях образования происходит поверхностно. Мероприятия по случаю дня его рождения и юбилейных дат отличают помпезность, за которой теряется смысл творчества поэта, душой болевшего за свой народ, за родную землю. А главное, не происходит  должного духовного и морального осмысления слова поэта для очищения общества от  пороков, для сохранения чистоты помыслов поколений.

Для понимания слова поэта нужна определенная жизненная позиция, опыт и умение анализа и самостоятельных моральных выводов. Абая читаешь и познаешь всю жизнь. В этом ценность этой великой личности казахского народа. «Слова назидания», «Стихи и поэмы», «Несколько слов о происхождении казахов», письма Абая должны помочь обществу не потерять истинные ценности, к которым призывал поэт-мыслитель, которые  легко потерять, но трудно сохранить в современном сложном мире.

Обществу необходимы новые модели проведения культурно-духовных мероприятий памяти исторических личностей, поэтов-композиторов и достойной их высот популяризации их творчества. Не нужно забывать, что у Абая была своя школа последователей и учеников. Это талантливые молодые поэты и сказители, композиторы и импровизаторы. Они учились у учителя, следовали его советам в творчестве, а главное - восприняли широту и глубину его миропонимания, вняли мудрости и гуманизму его творчества. Это Кокбай, Турагул, Асет, Арип, Магавья и многие другие.

Нам представляется, что в настоящее время образование не в достаточной мере выполняет миссию духовно-нравственного развития общества. Цель – «главное - получить документ об образовании» порой снижает ценность самого знания и умения его добывать, анализировать, вырабатывать свою позицию и отстаивать ее. С этого и начинается позиция гражданина, которая в значительной мере определяется наличием таких качеств, как мужество и человеческое достоинство,  профессиональная этика и ответственность человека перед обществом.

Общеизвестно, что «Культура, а не политика является определяющим показателем экономического развития стран»  по определению Харисона и Хантингтона.

Сегодня мы оказались в ситуации, когда высшее образование стоит дорого, а ценность самого образования потеряна. С точки зрения политики образования, образование – это не коммерческий товар. Студенты должны ценить истинные знания, стремление к их научному поиску.

Возникает логический вопрос: при всех существующих в области образования достижениях, что же все-таки тормозит развитие высшего образования? И почему именно высшего? Потому что именно здесь закладываются основы качества для многих областей жизни, а значит – новое качество жизни.

Высшее образование, наверное, потому и высшее, что оно на высоком качественном уровне должно передать молодежи непреходящие общечеловеческие ценности, мудрость наших предков,  бесценное слово Абая, примеры жизни и  стойкости алашевцев. А это требует иного уровня осмысления содержания применительно к экономическим, бизнес, гуманитарным дисциплинам, что не сообразуется с узкофункциональным подходом в образовании, одним из признаков которого является использование шаблонов и готового материала из зарубежных учебников без применения к нашей ситуации.  «Университет должен осознать себя как основную духовную силу, противостоящую глупости, невежеству и фривольности», писал Ортега де Гассет в 30-е годы 20 века. Актуальность этой идеи не исчерпала себя и сегодня.

 Думается, что настала пора не только ссылаться на «международные стандарты», но и вникать в их суть для пользы нашего общества, а главное – необходимо вносить свою лепту в разработку взаимосвязи понятия качества жизни как результата качества образования, эффективности работы НПО и международных организаций, всех организаций общества. К, примеру, кредитная система обучения в вузах основана, прежде всего, на таких основополагающих духовных принципах, как академическая честность, академическая свобода, доверие, возможность выбора и доступ. И эти принципы должны соблюдаться всеми участниками образования: администраторами, преподавателями, студентами. В такой ситуации вузы станут островками, моделями культуры для общества. В этом контексте роль Абая как Учителя казахского общества – вечная ценность.

Происходящая сейчас ликвидация Педагогических институтов (или их слияние с другими вузами) повлияет на духовно-нравственное воспитание молодежи не лучшим образом. Ведь роль и значимость Учителя как проводника общечеловеческих и демократических ценностей для общества никто не отменял. Она особенно должна быть усилена в современной ситуации падения морали общества. 

В современной действительности  образование и культура  должны, с нашей точки зрения, рассматриваться как интегрированные, взаимозависимые понятия. Одно немыслимо без другого. Образование – это  культура человека в действии, культура в движении, изменяющая мир к лучшему. Такой подход необходим для понимания миссии и роли учреждений образования, НПО, международных организаций, бизнеса в улучшении жизни нашего общества. И при этом главным двигателем являются наши человеческие и моральные качества:

  «…Глубже в душу вглядись,

Жемчуга там найдешь.

Береги, не теряй их…» (Абай).

Дина Мухамедхан, профессор, PhD,

директор Общественного фонда «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова»

Источник: Литер
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?