Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Серикбай кажы ОРАЗ: сегодня есть опасность политизации ислама

1386
Серикбай кажы ОРАЗ: сегодня есть опасность политизации ислама  - e-history.kz
Верховный мүфтий Серикбай кажы ОРАЗ предложил наладить широкий диалог по выработке новых методов безопасности и развития на принципах толерантности и терпения, сотрудничества и взаимопонимания

История свидетельствует о том, что ислам в казахской степи заложил основы совершенно новой цивилизации, культуры и науки. С его приходом на бескрайних просторах нашей необъятной Родины продолжали отстраиваться города в усиленном темпе.

С появлением городской цивилизации в степи начинается переход от кочевой культуры к оседлой. Города Тараз, Сайрам, Отрар (Фараб), Исфиджаб, Сыганак со временем стали крупными очагами торговли и ремесел, центрами международной, интеллектуальной и духовной жизни.

Впоследствии они подарили миру таких выдающихся ученых, филологов, философов, историков и поэтов, как Абу Наср аль-Фараби, Ходжа Ахмед Йасауи, Хусамаддин Сыгнаки, Кавам ад-дин ал-Иткани, Хас Хаджиб Баласагуни, Ахмад Югнаки и других.

Один из великих правителей Султан Аз-Захир Бейбарс стал основоположником строительства мечетей в историческом городе Каир, а также внес вклад в развитие науки и искусства.

Исходя из этого, в ходе многовековой эволюции возникают новые этнические, демографические, культурно-духовные процессы. В их развитии решающими факторами оказались распространение тюркского этноса и проникновение исламской религии в гущу тюркского мира. Как известно, религия является важным компонентом духовной культуры народа.

Особенность этой культуры в том, что она результат синтеза скифо-сакской, древнетюркской, арабской, персидской и других культур.

Эта степная культура, сохранив все ценное из других культур, формировала у людей великодушие, уважение к старшим, почитание предков, терпимость, мужество, гостеприимство и т.д.

Эти благородные качества составляют ядро мировоззрения людей и отражают культуру их рода, нации и государства.

Проблемы формирования религиозного иммунитета к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма у мусульманской уммы, повышения религиозной грамотности обсуждались на прошедшем недавно в Астане Международном форуме улемов мусульман Евразии.

Председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный мүфтий Серикбай кажы ОРАЗ отметил, что на сегодняшний день существуют риски политизации религии в интересах деструктивных религиозных течений и радикализации взглядов молодежи. Религиозные лозунги зачастую используются различными экстремистскими движениями. Нельзя возлагать ответственность на Ислам за те или иные конфликты, возникающие в сопредельных государствах в последние годы.

В то же время ясно, что религия, как основной компонент духовной составляющей, не может оставаться в стороне от событий общественно-политической жизни. Расцвет народа и государства возможен только тогда, когда в стране спокойствие, мир и согласие. Для достойного ответа современным вызовам, профилактике и предупреждению религиозного экстремизма, исходя из суннизма Ханафитского мазхаба на евразийском пространстве, Верховный мүфтий Серикбай кажы ОРАЗ предложил наладить широкий диалог по выработке новых методов безопасности и развития, в основе которых, должны быть принципы толерантности и терпения, сотрудничества и взаимопонимания, а также сохранить территориальную целостность, добрососедские, взаимовыгодные отношения, а также межнациональное и межрелигиозное сотрудничество. 

По мнению Верховного муфтия, мусульманская умма сегодня должна быть объединена одной целью – выстоять перед глобальными вызовами. А накопившийся клубок проблем и вопросов должен быть разрешен путем открытого диалога на основе ценностей религии мира и добра.

В 2017 году Президент Казахстана Н.А. Назарбаев опубликовал статью «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Как говорил Елбасы, политические процессы, которые сейчас происходят в мире повышают значимость изменений нашего духовного мира. Основа процесса модернизации – изменение общественного сознания.

В Священном Коране говорится: «Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они сами себя не изменят». Идея «Рухани жаңғыру» призывает всех: «Хочешь изменить мир – начни с себя!». Такие жизненные позиции должны быть у каждого человека.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?