Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ПОТОМОК ЗНАТНОЙ ПОРОДЫ

1870
ПОТОМОК ЗНАТНОЙ ПОРОДЫ  - e-history.kz
Сюжет народного фольклора мы взяли с официальной страницы в социальных сетях известного журналиста и поэта Абылая Мауданова. Автор описал лучшие качества лошади, которая вошла в повседневную жизнь

С тех пор как я себя помню у нас в хозяйстве были около пятнадцати голов лошадей. Моя бабушка их очень любила. Для того, чтобы у родившихся ранней весной жеребят уши не стали слишком длинными и черными, с наступлением мая отец готовил недоуздки.

Мой интерес к привязыванию лошадей для дойки длился не более пяти дней. Не легкое это дело в жаркую погоду приносить с окраины аула таволгу для копчения кадушки, хуже того, каждый час помогать на дойке кобылиц. Самое трудное – когда другие дети игрались в «жалак» на речке, мне приходилось ожидать следующий удой. Долгое сидение возле навеса было сложным испытанием. Как ни говори, мысли детей всегда заняты играми, поэтому меня все время тянуло играть. Возможно поэтому, моя бабушка рассказывала мне очень интересные вещи.

– Это был год пятилетия великой победы, - начала свой рассказ бабушка.

– Мужчины возвращались с фронта на родину и народ начал потихоньку обретать силу. Люди начали готовиться к тою, было объявлено о конных скачках. Народ давно уже позабыл о тоях, скачках. Поэтому все с нетерпением ожидали наступления этого события.

Дядя твоего отца по материнской линии Кабылта ата (тогда он был молодым джигитом) все время настаивал на том, чтобы включить на соревнования черную трехлетку. Черная трехлетка – была собственностью твоего отца. Я не разрешала обучать ее, думая, что твой отец сам будет ездить на ней. Когда оставалась совсем немного до скачек, я, чтобы не обидеть брата сказала: «Пусть будет по-твоему, включай его на скачки». Ой, как же обрадовался тогда Кабылда! Он сразу же выбежал из дома, схватив уздечку.

Так он пешком отправился в Айыркум (Какая же несдержанность!). Расстояние до Айыркума составляла пять-шесть километров. В то время лошадей выгоняли в песчаные земли, опасаясь, что они наступят на сенокосные угодья артели. Бедный мальчик, изнеможенный от жары, присел в тени таволги. Он испытывал сильную жажду. К счастью, ему встретились проезжавшие всадники. Благополучно добравшись до Айыркума, он заночевал у табунщиков. На следующий день рано утром он накинул укрюк черной трехлетке. Сразу же обучив ее, он отправился в путь (разве мог поступить иначе Кабылда?!).

Когда он ехал на коне рысью между бурьянами, прямо перед его глазами пробежала лисица. Забыв о том, что он ехал на еще не приученном норовистом коне, он прижал колени и погнался за лисицей. Как только он догнал лисицу и собрался ударить ее, черная трехлетка сунула шею между двумя передними ногами и взбрыкнула. Кабылда перевалился за голову коня и упал на землю. Он немного пролежал без сознания. Открыв через некоторое время глаза, он с удивлением увидел, как строптивая трехлетка стоит рядом с ним, как бы прося прощения за свой поступок. (Это было всемогущество Аллаха).

...Все, кто услышал эту историю с Кабылдой, были поражены. «Благородная лошадь никогда не бросает хозяина в пути. Черная трехлетка готова стать настоящим скакуном», - говорили они. Я испугалась от сглаза людей, когда они восхищались ею: «Какая же она красивая! Глаза так и светятся!». И попросила увезти ее подальше от людских глаз.

Когда оставалась два дня до скачек я вытащила из сундука седло, которым пользовался твой дед. Когда на трехлетку надели уздечку, серебряное седло, расчесали ей гриву и хвост, она стала еще красивей. Посадив на нее ловкого мальчика, я отправила их вместе со всеми к знатоку коней Омару, который жил в Аралбае.

Как мне потом рассказали, глаза Омара засветились, как только он увидел черную трехлетку. Отодвинув остальных лошадей, он долго всматривался на нее. Держась за удила, он даже рассматривал ее зубы. Наконец, мотая головой, он сказал: «если я как-то разбираюсь в лошадях, то она, по-моему, не относится к этой особи. Она очень благородной породы, сильно отличается от других. Не найдется коня, который обогнал бы ее. Но она так же обладает двумя недостатками. Один недостаток – она очень обидчива, если ей не нравятся действия хозяина и может взбрыкнуть, второй недостаток – у нее текут слезы из глаз, когда она быстро скачет (сильные знатоки было в то время). Поэтому завязывайте на хвост камчи белый платок и сажайте на нее ловкого мальчика. Не сомневайтесь, что именно она выиграет соревнование». Услышав это, я про себя благодарила Всевышнего.

Наступил долгожданный день скачек. Как назло, лошади байги на малую дистанцию и трехлетки были отправлены вместе на пятнадцать километров.

...Вдруг нам на глаза попалась какая-то черная лошадь. Сердце учащенно забилось. А черная трехлетка, оставив позади себя западников на резвых конях, проскакала через финиш. Даже пыль не успевала за ней. Я в ужасе начали искать твоего отца. Думаю, как бы он не был затоптанным выходя перед трехлеткой. Я боялась потерять единственного сына в мирное время... Народ ликовал. Все поздравляли, прося суйинши. Смотрю, на голове моей нет платка. Один из родственников от радости махал им, сидя верхом на коне.

Прошло время дойки кобылицы, как начали возвращаться все лошади, трехлетки и остальные кони.

Я то плачу, то смеюсь. В объятиях у меня – твой отец. Все целуют и меня, и отца твоего.

Радость наша была очень сильной. Все поддерживали нас. Много же у кого лошади выигрывали на скачках, но резвость черной трехлетки было исключительной. Ноздри ее развевались словно мех, она была удивительна быстра. Люди, увидевшие ее скорость, невольно зажигались интересом...».

На этом месте я заметил, как бабушка моя тихо плакала. Меня интересовало дальнейшая судьба черной трехлетки.

- Разве может удержать такого скакуна вдова как я... Начальники, прибывшие с района, оказав давление, отобрали у меня ее... Они не посмотрели на то, что я не хотела отдавать серебряное седло... Как же нам перечить уполномоченному... Впоследствии мы не раз слышали, как черная трехлетка выигрывала все районные, областные скачки. Когда у нее была ранена нога, она убежала из района и умерла на вершине Кокал ата. О, родная земля! Кто же не мечтает о тебе?!...

- Как же она не заблудилась? Разве у лошади тоже бывает родная земля?

- Это отдельная хисса, старая рана... если не считать, что у нее четыре ноги, лошадь тоже не забывает свою родную землю. Даже название той местности связано со скакуном Шакир ата, который был другом младшего брата Кенесары хана Наурызбая. Шакир ата тоже воевал за свободу, за родную землю. Убежав от вражеского плена, он еле добрался до Карасу... Об этом есть интересный рассказ Койшыгары ага. Потом как-нибудь сам прочитаешь. Возможно, и черная лошадь с трудом добралась до родных земель, жаждая свободы. Иногда разумное животное намного превосходит безродного человека, который позабыл родину, традиции предков.

- Бабушка, у черной трехлетки остались потомки? - Есть, мой светик, вот все эти лошади одной породы с ней. Лошади, которые принадлежали твоему деду. Я берегу их как зеницу ока. Когда ты родился я заставляла мешать молоко этой лошади с материнским молоком. Думала, может ее благородство перейдет к тебе...».

Какой бы рассказ не повествовала, бабушка все время упоминала дедушку. В такой момент я начинал баловаться.

- Бабушка, где твой старик? – спрашивал я своевольно.

- На войне, поехал защищать родину, сынок!

- Почему же он не возвращается, когда он придет? Когда ушел? - Отчего же не придет, жеребеночек мой, придет. Дед твой ушел на войну, когда отцу твоему было два года.

- И с тех пор ты его не видела? - Во сне видела. Раз во сне он мне сказал, что «придет» - значит придет. Если я сказала, что буду ждать – значить буду ждать. Давай, помоги мне удержать жеребят, - говорила она, кладя в сторону прялку и вешая на локти ведро, направлялась в сторону скотного двора.

После этого рассказа моей бабушки я больше не убегал от процесса удерживания жеребенка.

Я мечтал, чтобы все мои жеребята выросли как та черная трехлетка и выигрывали все скачки.

... На самом деле, все лошади нашей семьи были быстрыми скакунами. Кто знает, возможно, причиной тому послужило то, что бабушка моя старательно оберегала потомство благородной породы.

Абылай МАУДАНОВ

Перевод: Гульнур Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?