Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Мысли и изречения Ильяса Есенберлина

1852
Мысли и изречения Ильяса Есенберлина   - e-history.kz
В последние годы жизни, писатель записывал свои мысли, воспоминания, которые вошли в книгу «Сокровенное. Мысли. Изречения. Воспоминания», изданную сыном и подаренную нам дочерьми.
Приводим глубокие сокровенные мысли писателя о жизни и любви, истории и творчестве, которые продолжают быть непревзойденными. 

О любви и счастье

  •  По-моему, нет большего сокровища на свете, чем любовь. 

  • На свете не много найдется людей, которые способны пронести любовь через всю жизнь. Они стареют, дряхлеют, но сердце их, отмеченное следами инфарктов по-прежнему полно любви. Эти люди напоминают мне хранителей бесценных сокровищ. Потому что, по-моему, нет большего сокровища на свете, чем любовь. Таких людей можно назвать хранителями вечной любви.
  • Характер народа определяет женщина — мать. Женщины каждого народа в действительности определяют национальный характер. Пожалуй, на всем Востоке не отыскать более вольнолюбивой и свободной женщины, чем у казахского народа. Она никогда не прятала лица за тугой сеткой чадры, умела любить и бороться за свою любовь, не боялась вместе со старейшинами держать совет, а в случае надобности брала колчан со стрелами, короткий и кривой, садилась в седло. Казахские легенды и предания сохранили много имен отважных и мудрых женщин. Счастье — цель жизни, но оно иногда простирается и дальше самой жизни. Бывает так, что счастье и жизнь несовместимы. Тогда приходится отказываться от жизни. Если счастье идет дальше смерти, то, вероятно, это одно из средств человека победить смерть. 
  • Счастье — понятие динамическое, а не статическое, оно не останавливается на достигнутом, а требует и дальнейших побед, дальнейшего движения вперед. Чтобы сохранить счастье — нужно все время завоевывать новые вершины.

О жизни и человеке


  • До чего мудр мой бедный народ! Кроме тебя, кроме казаха, никто эту жизнь не назвал «жалган», то есть обманом и миражом. Действительно, ты жизнь оказалась обманчивой, быстротечной… Прошла, как один миг… Отдельные человеческие жизни, прошедшие через века, были песчинками, но свет — тот, что сиял над миром или пылал в светильнике — незыблемо и вечно освещал путь поколениям наших предков. Творческая воля и гений степняков вовсе не были раздавлены суровыми испытаниями. Более того, искусство было для них одной из форм борьбы. Казахский народ сумел сохранить и развить дальше древнюю цивилизацию, созданную кочевниками азиатских степей. Наши предки никогда не забывали прошлое, но и не отворачивались от настоящего, четко сознавая свое место в мире… Огонь в светильнике горел всегда. 
  • Казахи говорят: «Что увидит птенец в гнезде, то он и будет делать, когда вылетит». Не случайно родилась народная мудрость. Пример старших в семье заразителен. Хороший пример — дети растут здоровыми душой и телом, дурной пример — знай, что пойдут по жизни, как говорится, с вывихом души. Характер, привычки старших, их взгляды на жизнь — все с жадностью впитывают наши дети. И будучи взрослыми, делают свои выводы, дают свою оценку поступкам отцов. 
  • Приходит время умирать человеку и уже ничего нельзя ни поправить, ни вернуть. Смерть бездушна и приходит всегда не вовремя, хоть живи сто лет. Если бы у смерти была душа, она устыдилась бы тех проклятий, которые шлет ей человечество. Но сколько бы ни прожил человек, после него всегда останутся несбывшиеся его мечты. Поэтому в памяти Бога и людей жизнь каждого человека оценивается не прожитыми годами, а делами, совершенными им. 

Об истории и творчестве


  •  Почему я сейчас больше всего увлекаюсь историей? От того ли, что современная жизнь мне не интересна? Нет, вовсе нет! Я люблю сегодняшний день, сегодняшнюю жизнь. Все это жизнь моих потомков. Я сейчас оглядываюсь назад потому, что мои знания от этого становятся содержательней, мой кругозор — шире. Когда я не знал жизнь, не думал об истории, а сейчас… Дерево чем выше поднимается, тем глубже его корни уходят в землю. Так и человек. Чем больше он думает о будущем, тем больше хочет знать о прошлом. Иначе не построить будущее. 
  • Смыслом моей творческой жизни стала задача описания трудной и героической истории моего народа. Суть проблемы в том, что казахские земли слишком часто подвергались нападениям извне. Наш народ чаще и больше других испытывал притеснения, унижения и страдания. Какие только кровопролитные войны он не пережил. Один арабский историк XV века записал следующие слова одного хана: «впредь можете считать, что казахского народа больше нет». Таких случаев, когда нация оказывалась на грани физического истребления в нашей истории, было много раз. И этот, казалось бы, уничтоженный народ, сохранив за собой огромную территорию между Западом и Востоком все же уцелел. И рассказать о прошлом моего народа стало главной целью жизни. Показать реальную историю о борьбе за выживание и сохранение государственной и этнической общности. И в «Кочевниках», и в трилогии «Золотая орда» я хотел рассказать об этом. Я стремился, чтобы мы из уроков истории сделали верные выводы.
  • Коротка у людей память и немощна их благодарность, и то, и другое мало тянет на весах истории. Сиюминутно их перевешивают более тяжелые грузы — успех, деньги, карьера, слава. Но существуют, конечно, другие весы — правильные, точные, только вот беда — по ним нас будут взвешивать и судить не современники, а потомки, которых сейчас мы даже представить как следует не можем! 
  • Главное в любой работе — вдохновение. Без него-то ведь ничего не создашь. Нет вдохновения — и лопата падает из рук строителя, и кузнец бросает свой молот, тушит горн и уходит куда глаза глядят — лишь бы не работать. Потому что без вдохновения работа становится непосильной обузой, непереносимой тяжестью! Несправедливо, что люди наделили вдохновением только творческие профессии: художника, артиста, поэта, начисто отказали в нем агроному и инженеру! Любая работа человека требует вдохновения, творческого порыва.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?