«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Транссибирская магистраль, изменившая мировую историю 

3642
Транссибирская магистраль, изменившая мировую историю 
Зак Бошам опубликовал интересную статью «Транссибирская магистраль, изменившая мировую историю»

Автор рассматривает значение Транссибирской железной дороги с новых методологических позиций Транссибирская железная дорога является одним из самых впечатляющих технических подвигов в современной истории. 

Начатое в 1891 году и завершено 100 лет назад, это самая длинная железная дорога в мире. На 5772 миль (9288,2 км) пути соединяют Москву с тихоокеанским портом Владивосток. Это проект был и причиной русско-японской войны 1904 года, которая превратилась в одну из самых унизительных поражений России. Война впервые в современную эпоху ознаменовала разгром западного государства незападной силой, и привело к американо-японскому соперничеству, который завершилось нападением на Перл-Харбор. Это малоизвестная война, с такими далеко идущими последствиями, началась именно с Транссибирской магистрали. «Этот военный конфликт был первым крупным событием в русско-японской конкуренции, которая началась во время строительства Транссибирской железной дороги», - писала в своей научной работе Ева-Мария Штольберг, доцент русской истории Университета Дуйсбург-Эссен.

Транссибирская железная дорога была любимым проектом Сергея Витте, влиятельного министра в российском правительстве. Витте считал, что политическая сила происходит от экономической власти , и видел как недостаточно используются Сибирский регион Российской империи. Железная дорога, по его мнению, позволит России решит благодаря Сибири проблемы свои природные ресурсы, а также расширит торговлю с Восточной Азией. Идеи Витте сочетались со взглядами Александра III, который видел рост российского населения в Сибири, как способ обезопасить восточную границу страны. 

fcbf3b4a76a9537f25fc65cee268888f.JPG

Таким образом, в 1891 году Россия начала строительство железной дороги, которая должна была соединить одну часть своей огромной империи с другой. Это, с японской точки зрения, было весьма тревожно. До строительства Транссибирской железной дороги, Россия, казалось, было в основном сосредоточено на европейских делах. Чем больше страна повернула свой взгляд на Восток, тем больше японские политики стали беспокоиться о российских намерениях. «До тех пор, пока центр тяжести российской политики оставался на западной, европейской части своей территории, она не представляла никакой угрозы для территориальных притязаний Японии», - писали ученые Феликс Патрикеев и Гарри Шукман . «Но когда Россия приступила к строительству Транссибирской магистрали ... Япония встревожилась». 

Витте сделал еще хуже, когда в 1896 году заключил сделку с Китаем, с целью расширения железной дороги в северной Маньчжурии. Предполагаемое расширение, известное как Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), сократит протяженность Транссибирской магистрали на 800 миль. Для России это было бы дополнительным направлением для торговли в Маньчжурии. Япония претендовала на эту территорию и расценила действия России как признак того, что Россия имела взгляды на Маньчжурию. Это подозрение превратилось в полноценную уверенность в 1900 году, когда Россия направила 170-тысячное войско в Маньчжурию и заняла всю провинцию. 

82d9a068a260bfc804be5ac628ecbda9.jpg

Этот шаг не был бы возможен без Транссибирской магистрали. «До начала строительства Транссибирской железной дороги, сибирская инфраструктура для военно-экономической экспансии к берегам Тихого океана был ограничена. Особенно в Восточной Сибири дороги были непроходимы, и, следовательно, не могли быть использованы для переброски войск», - пишет Штольберг. Только со строительством Транссибирской железной дороги стала возможным реализация геополитических планов России в Северо-Восточной Азии. Это, в конечном счете, ускорило развязывание русско-японской войны. Японцы были обеспокоены тем, что Россия будет продолжать расширения влияния по всей Восточной Азии, даже в Корее. Российская империя отказалась сдвинуться с места и видела свое присутствие в Маньчжурии в качестве важнейшего оплота против японского нападения на Сибирь. 

Это создало замедленный кризис, при котором обе стороны пришли к убеждению, что он закончится войной. «В условиях сильной потребности России в Маньчжурии, 1901 - 1903 годы были заполнены с обеих сторон растущим чувством обреченности» - пишет Дейл Copeland , политолог из Университета Вирджинии. «Становится все более очевидным , что найти любое согласованное решение в данной тупиковой ситуации будет трудно». В 1904 году война, наконец, вспыхнула: Япония напала на российские корабли, дислоцированные в Порт-Артуре, в Маньчжурии. В результате конфликт обернулся сокрушительным поражением для русских - отчасти из-за недостаточного технического состояния Транссибирской магистрали. 

57517470c8626936abe592b784feae6a.jpg

Плохое состояние железной дороги затрудняло для России переброску войск и военной техники с запада на восток, тем самым позволяя Японии сокрушить русских. «После катастрофического разгрома России, военный министр России Алексей Куропаткин признал, что технологическое состояние Транссибирской магистрали способствовало слабой обороны России в Северо-Восточной Азии», - объясняет Штольберг. 

В войне погибло 130000-170000 солдат и геополитическая ситуация в Восточной Азии значительно трансформировалась. Россия сделала Японии большие территориальные уступки, а Тихоокеанский флот был окончательно потерян. Это привело к появлению Японии в качестве доминирующей военной силы в Восточной Азии, что позволило ей захватить большие территории в Восточной Азии и расширить свои имперские амбиции. Рост Японский империи, конечно, создал огромную напряженность в отношениях с Соединенными Штатами, которая видела в японском империализме угрозу своим собственным амбициям. Так проект Транссибирской железной дороги, который С. Витте видел как выход к новой эре величия России, привел к возникновению совершенно другой империи.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)