Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

К. Кудайбергенов: «Алаш» имеет особое, сакральное значение

1783
К. Кудайбергенов: «Алаш» имеет особое, сакральное значение - e-history.kz
Казахстан в 2017 году отмечал 100-летие движения «Алаш», в 2018 году - 100-летие создания национальных вооруженных формирований, в том же году вышел первый сборник документов по истории «Алаш»

Первый сборник документов по истории «Алаш» известного историка, исследователя и учредителя колледжа «Туран» Куандыка Чингизовича Кудайбергенова быстро нашел своего читателя. В этом году ученый подготовил второй сборник, посвященный деятельности «Алаш». В него включены новые, ранее не введенные в научный оборот, документы. 

 

 

- Здравствуйте, Куандык Чингизович. Вы продолжаете радовать нас и наших читателей своими новыми научными результатами. Чем вызван такой интерес к движению «Алаш»? 

- Здравствуйте, действительно «Алаш» имеет особое, я бы даже сказал, сакральное значение. Объясню, почему. В начале ХХ века на всей территории Российской империи, частью которой был Казахстан, произошли серьезные, знаковые изменения. Они были связаны с революционными событиями 1905-1907 гг., которые предшествовали выборам в Государственную Думу. Именно после первой русской революции появилась плеяда блестящих казахских интеллигентов, интеллектуалов, которые продолжили лучшие традиции казахских просветителей XIX века Абая Кунанбаева, Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина и многих других. После первой русской революции в казахских степях зародилось движение «Алаш», которое добилось очень высокого, статусного положения не только в казахском обществе, но и на территории Российской империи. Во главе партии встали известные в Российском государстве деятели, так как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Алимхан Ермеков, Жусипбек Аймауытов, Магжан Жумабаев, Жакып Акпаев, Райымжан Марсеков и другие. Они получили блестящее университетское образование, добились известности на государственном поприще, вышли из кадетской партии. Встав во главе национального движения, представители интеллигенции поднимали вопросы сохранения самобытной национальной культуры. Задачи, которые ставила партия «Алаш», носили государственный, политический характер, что, естественно, не могло устраивать российские органы государственной власти. Как известно, Россия шла по пути стирания национальных граней, стремилась как можно быстрее лишить все окраины каких-то национальных черт, признаков государственности.

 

 

- Большинство политических партий в тот период не рассматривали вопрос о создании автономии в составе Российского государства.

- Лидеры «Алаш» подняли этот вопрос одними из первых. Дело в том, что после первой русской революции движение «Алаш» уже существовало, хотя не имела политико-нормативного оформления. Началось активное публичное обсуждение проблем казахского общества, особенно через киргизскую областную газету, которая издавалась в Омске – административном центре Акмолинской области. На страницах газеты рассматривались вопросы: как орошать луга, как сеять пшеницу, как выживать среди огромного количества казачьих кордонов в казахских степях. Стояла задача выработки решений для преодоления кризисных явлений. Казахское общество, оставаясь по сути традиционным, должно было принять меры для самосохранения. Лидеры «Алаш» переживали и видели возможность только в создании хоть какого-то политического образования.

- Чему посвящен второй сборник документов?

- Второй сборник документов посвящен событиям, связанным с Первым Сибирским областным съездом, который состоялся в октябре 1917 года. В истории Казахстана, да и Российского государства в целом, с февральской буржуазной революции 1917 года до октябрьской революции существовало «двоевластие». Шла борьба между разными политическими силами, большевиками, которые были за революционные изменения, и политическими силами, которые стояли за сохранение монархии и ее эволюционное развитие по пути буржуазной республики. В октябре 1917 года в Томске собрались разные политические силы Сибири. Туда пришли делегаты из Казахстана и Средней Азии. На повестке дня стоял единственный вопрос – как дальше развивать российское государство? Двоевластие закончилось тем, что монархия развалилась, а новое буржуазное государство на территории бывшей Российской империи нормативно так и не оформилось. Все ожидали созыва учредительного собрания, который должен был определить судьбу Российской государства, включая судьбу всех народов, которые находились в разном статусе. При этом продолжалась первая мировая война, российский политический бомонд ощущал давление фронта. Россия в 1917 году ощутила всю гамму проблем военного времени: нехватка продовольствия, экономические проблемы, отсутствие боеприпасов. Ситуация усугублялась тем, что эти революционные движения привели к «братанию» солдат и массовому дезертирству с фронта. Наиболее радикальные слои общества воспользовались создавшейся ситуацией для децентрализации власти. В обществе царил страх чрезмерной радикализации и, собственно говоря, развала страны. Этого боялись и лидеры партии «Алаш». Выступая за создание единого государства, они надеялись, что «Алаш» будет автономным государством в составе федеративной России. Второй сборник посвящен эпистолярным источникам из Томского областного государственного архива. Сборник очень интересный. Во-первых, в научный оборот введены новые документы, среди них полный список делегатов съезда, впервые опубликованы выступления Алимхана Ермекова, Райымжана Марсекова, Алихана Букейханова. Ряд документов был издан до этого, но основная часть документов опубликована впервые. Сборник еще раз обращает внимание читателей на проблему становления партии «Алаш», ее статус, а затем формирование государства «Алаш», которое окончательно юридически было оформлено в декабре 1917 года.

 

Делегатская карточка А. Ермекова

 

- Любой историк в своих исследованиях должен опираться в первую очередь на архивные документы. Какие архивы стали основным источником для вашего сборника?

- Архивные документы – это главный источник информации для ученого. На основании архивных документов мы можем получить подтверждение научным гипотезам, засвидетельствовать научные факты, посмотреть хронологию прошедших событий. В сборнике представлены уникальные источники Государственного архива Томской области, которые могут показать много интересного, даже каллиграфический почерк известных общественных деятелей, можно посмотреть, как оформлялись и регистрировались важные государственные документы. Пищу для размышлений здесь найдет не только историк, но и филолог, культуролог, географ, политолог. Данный сборник, не совсем исторический, он скорее носит междисциплинарный характер. Много документов раскрывают процессы политического становления партии и государства. «Алаш», который планировался как автономное государство в составе еще несозданной российской демократической республики, по воле случая в результате томского съезда и последующих событий стал государством самостоятельным.

Я, как историк, утверждаю, что государство «Алаш» является первым светским государством на территории Казахстана.

Вторым является Казахская АССР, которая потом была преобразована в Казахскую ССР. Третьим светским государством в истории Казахстана является Республика Казахстан, которая была создана в 1991 году, после распада СССР. Наша государственность берет свое начало в период партии «Алаш», когда впервые документально и юридически территория и границы Казахстана получили подтверждение. Контур Казахстана впервые был расчерчен именно лидерами «Алаш». В наше время, когда Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, подписал закон о делимитации государственной границы с Китаем, Россией и республиками Центральной Азии процесс определения государственных границ был завершен окончательно. Это очень важное достижение!

История государственности казахов в эпоху средневековья страдала недостатком конкретики, нормативно-правовых документов, субъективными взглядами отдельных ученых. К тому же, границы кочевого государства не всегда имели строгие описания, соответственно эту проблему следует рассматривать под другим углом, другими методиками. Наши предки кочевали до Тюмени, Самары, того же Томска, заселяли горный Алтай. Границы Казахстана зависели от экономических, политических обстоятельств и внешнеполитических угроз. Именно благодаря «Алаш» территория Казахстана получила свои очертания. Благодаря этим действиям Казахстан вошел в десятку крупнейших стран мира.

 

 

- Нужно ли понимать, что истоки современной светской государственности заложены партией «Алаш»?

- Да, но это не значит, что до «Алаш» у нас не было государственности. Собственно, историю казахской государственности мы можем вести с правления Урус-хана.

Более того, несколько лет назад историки КазНУ нашли в библиотеке Тегерана уникальные рукописи, в которых упоминались политические контакты персидских правителей с казахскими ханами в VIII-IX веках.

Я не зря сказал казахских ханов, потому что в этих рукописях впервые приводятся слово «КАЗАХ». В современных исторических исследованиях ученые подходят к анализу этимологии слова «казах» в связи с процессами, происходившими на территории Казахстана после распада монгольских улусов. Это не совсем верно, так как мировые державы казахами и называли кочевников, наших далеких предков, кочевавших на территории средневекового Казахстана. Наглядное тому доказательство – находки в библиотеках Ирана. Это сенсационная находка, которая требует дальнейшего научного освещения.

- Вы говорили, что на этом серия не заканчивается. Вы планируете продолжение?

- Запланировано пять сборников эпистолярных источников истории движения «Алаш». Третий сборник будет посвящен документам второго общесибирского съезда, который прошел в Томске в декабре 1917 года. Он собрал представителей Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии, в том числе несколько делегатов от партии «Алаш». Эти документы будут впервые представлены на суд общественности. Следующий этап – сборник документов, касающихся событий 1918 года. В этот период завершилось формирование «Алаш» как государства и ее вооруженных сил. Документы демонстрируют всю тяжесть и сложность отношений с политическим окружением «Алаш», включая Сибирь, Колчаковское правительство. Собственно говоря, мы не можем сказать, что у Колчака было государство. Это был политический центр с мощным военным ядром. «Алаш» в большей степени имел государственные признаки, чем правительство того же Колчака. Я думаю, не корректно сравнивать Колчака с правительством «Алаш», потому что государство «Алаш» было более выдержанно политически. В четвертом сборнике будет полностью отражены все политические перипетии 1919-1920 годов. Пятый сборник будет посвящен заключительной стадии, когда государство завершило оформление как субъект мировой политики. В нем будут представлены документы по признанию государственности «Алаш», документы о сотрудничестве «Алаш» с различными политическими объединениями, движениями, включая правительство Колчака, различных сибирских региональных автономных объединений, в том числе Комуч и в завершении, оформление отношений с большевиками. Я проанализировал историю либеральных организаций во всей Российской империи и пришел к выводу, что только в Казахстане либеральным силам удалось прийти к соглашению с лидерами советской власти. Именно либеральные деятели «Алаш» больше всего простояли у власти в советский период, вплоть до репрессий 30-х годов ХХ века. Но для завершения 5-го сборника нужно хорошо поработать с архивами Уфы, Оренбурга, Иркутска, Хабаровска. Много источников о связях правительства «Алаш» с правящими кругами Японии, Германии.

 

 

- В период распада Российской империи шел процесс создания национальных государств, молодые республики на Кавказе и в Прибалтике не только объявили о своей независимости, но и получили международное признание, в т.ч. и на Парижской мирной конференции. О международном признании «Алаш» не известно. Как вам известно, лидеры «Алаш» взаимодействовали с представителями иностранных миссий, которые были при временном сибирском правительстве Колчака. Были ли какие-то попытки, факты такого признания?

- Очень интересный и логичный вопрос. Известно письмо представителя генерального консульства Соединенных Штатов Америки, где он пишет, что США не вмешиваются в свободные волеизъявления жителей Сибири и других регионов, включая Казахстан, поддерживают любую деятельность по самостоятельному развитию. Я абсолютно убежден, что аналогичные письма и подтверждения признания международной правосубъектности получал и «Алаш». Другое дело, что они нам недоступны. Пока этих документов у меня нет. В советское время многие документы, связанные с историей «Алаш», были изъяты и хранились в архивах НКВД, в последующем – в архивах КГБ. Они и сейчас для нас закрыты, крайне малодоступны для наших ученых. Мне кажется, надо смотреть фонды архива Гуверовского института войны, революции и мира, в этом направлении работал известный историк Буркитбай Аяган. Надо смотреть китайские архивы. В них скрыта еще одна слабоисследованная тема – это китайский «Алаш». Часть лидеров «Алаш» создали в Китае целое движение. Один из них Райымжан Марсеков, признав советскую власть, служил во благо казахскому народу, но в 1922 году попал под волну репрессий. Узнав о предстоящем аресте, он совершил побег и ушел на территорию Китая. Я думаю, что мы можем найти много интересного в китайских архивах. Возможно, есть что-то в монгольских архивах. Абсолютно убежден, что надо искать в архивах Японии, на Японию выходил Райымжан Марсеков. Мне доподлинно известно, что Япония рассматривала Райымжана Марсекова как одного из лидеров «Алаш». В период формирования войска «Алаш» он ездил на Дальний Восток и пытался доставить вооружение от Японии для снабжения войск «Алаш».

Надо продолжать поиски, но они ограничены не только финансовыми, но и языковыми сложностями, вопросами дипломатического характера. Пока мы не изучим политические процессы, ее результаты и последствия, связанные с движением «Алаш», мы не сможем эту историю вскрыть. 

- Уверен, сборник внесет свою достойную лепту в историю нашего народа!

- Недавно в СМИ прошла информация о том, что школьные и вузовские учебники формируют негативное представление о нашей истории: то война, то джунгары, то бедствие, то голод. Естественно, что в голове у обывателя создается трагический образ: «Казах сто раз умирал, сто раз возрождался». Это не совсем верно. Даже джунгары, которых преподносят чудовищными врагами, были одними из лучших наших союзников. У нас в истории были периоды успешного сотрудничества, были кровнородственные, дружественные отношения правителей. Другое дело, что джунгары были кочевым этносом, и видели в Казахском ханстве единственного серьезного конкурента. Поэтому мы должны поменять подходы к толкованию этих отношений.

- Спасибо вам большое. Будем надеяться, что научные поиски дадут долгожданный результат.

- Любой источник не может быть чьей-либо собственностью. То, что я привез с Томска в прошлом году, передал в Военно-исторический музей ВС РК на хранение. Документы должны принадлежать обществу, историки, студенты учебных заведений должны ими пользоваться, изучать и пускать в научный оборот.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?