Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Т. Тугай: Ахмет Байтурсынов - благороднейший человек

2122
Т. Тугай: Ахмет Байтурсынов - благороднейший человек - e-history.kz
Татьяна Тугай бережно подходит к архивным материалам, исследует их с особой осторожностью, особенно если это касается деятельности Ахмета Байтурсынова в Оренбурге

Казалось бы нет человека, который бы не знал крупнейшего политического деятеля, лидера партии «Алаш», члена правительства «Алаш орда» Ахмета Байтурсынова. Однако его жизненый путь, профессиональная деятельность была настолько многогранной, что многие факты его биографии только сейчас открываются настрыному исследователю.

Одним из них является кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России исторического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Татьяна Ивановна Тугай. Ее многолетний труд «Оренбургский путь Ахмета Байтурсынова» был презентован во многих городах России и Казахстана.

В этот раз автор лично приехала в столицу Казахстана - Нур-Султан со своим изданием уже на казахском языке. Портал QAZAQSTAN TARIHY встретился и побеседовал с автором новой книги об Ахмете Байтурсынове.

 

 

- Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, насколько вам близок Байтурсынов. Почему вы выбрали в качестве объекта своего исследования одного из великих деятелей казахской интеллигенции ХХ века?

- Как раз этим он и близок. Ахмет Байтурсынов – один из лучших представителей интеллигенции. Причем не просто казахской или неказахской, а именно нашей отечественной интеллигенции. Благороднейший, достойнейший человек. Когда я читала следственные материалы, протоколы, я видела примеры его человеческого достоинства. В тюрьму попадали разные люди, были и такие, которые выдавали своих друзей, коллег. При таких нечеловеческих физических и моральных страданиях, которые он переносил, он держался, достойно отвечал на вопросы следователей! Тем не менее, он сохранил это достоинство. Он никогда ни на кого не указывал. Даже когда ему задавали вопросы: «Что вы тогда говорили на лекциях педагогического института народного образования? У вас там спрашивали про марксизм. Что вы отвечали?», он очень достойно отвечал: «Мне не задавали прямой вопрос, но я говорил то, что я думаю. Это не значит, что марксизму не принадлежит будущее». Очень умный человек. Это меня к нему расположило.

 

 

- С чего все началось?

- Интерес у меня появился случайно. Я занималась историей Оренбургского краеведения и мой учитель, профессор Юрий Спиридонович Зобов посоветовал мне заняться темой «Общество изучения Киргизского края». Эта тема была мало разработана, единственной работой о деятельности «Общества изучения киргизского края» было исследование С.Ш. Ахметовой «Историческое краеведение в Казахстане».

 

Общество было создано в Оренбурге в октябре 1920 года. Первый председатель Общества А.П. Чулошников создал особую ученую архивную комиссию с привлечением ученых, работы которых печатались в газете «Известия Киргизского края» и в «Трудах общества изучения Киргизского края». Позже отделения и филиалы Общества были открыты во многих городах Казахстана - Кустанае, Уральске, Урде, Семиречье, Кокчетаве, Акмолинске, Актюбинске, Талды-Коргане, Каркалпакии. В 1925 году Общество было преобразовано в «Общество изучения Казахстана», а в 1941 году было ликвидировано.

 

Я начала изучать труды «Общества изучения киргизского края». В протоколах часто попадалась фамилия некоего Байтурсынова, который занимал должность Почетного председателя Общества изучения Киргизского края. Я заинтересовалась, кто же это такой? Стала искать информацию о нем и выяснила, что Ахмет Байтурсынов был членом Ревкома по управлению Киргизским краем, первым наркомом просвещения Казахской ССР, потом был в составе архивной комиссии, действовавшей до революции. Последний выпуск вышел перед 1917-м годом, в составе комиссии – Байтурсынов.

 

 

-  Как вам удалось найти новые материалы о нем? В каких архивах вы работали? 

- Самым интересным в моем поиске я считаю то, что в основном источники были косвенного характера. То есть прямых архивных сведений о нем очень мало. Недавно казахстанский ученый, директор Института истории государства Буркитбай Аяган работал в Оренбургском государственном архиве социально-политической истории где также можно найти документы Киргизского ревкома, заявления о приеме в партию с упоминанием имени государственного деятеля, но так, чтобы прямо о Байтурсынове – такого нет.

 

1 июля 1909 года Ахмет Байтурсынов был арестован, заключен в Семипалатинскую тюрьму, в 1910 году на 2 года был выслан за пределы казахских степей в Оренбург. Все это время находился под надзором полиции, неоднократно подвергался арестам.

 

Возникает закономерный вопрос: чем он зарабатывал на жизнь, переехав в Оренбург? Ведь газета «Қазақ» стала издаваться только с 1913-го года. В Каркаралинске он работал учителем, а в ссылке его фактически лишили всех прав. Он уже не мог работать учителем в школе. Чем он занимался? На что жил? Оказывается, Ахмет Байтурсынов работал служащим тургайско-уральской переселенческой партии, мне случайно попались документы о том, что его приняли в архивную комиссию, то есть он вел активную общественную деятельность.  

 

 

Многие представители национальной интеллигенции особенно казахи, оказались востребованы. Грамотные люди были нужны в этих переселенческих партиях. Он был образован, грамотен, и его приняли служащим тургайско-уральской переселенческой партии. Многие ученые были в составе переселенческого управления, которые занимались сельским хозяйством, почвоведением. Очень нужны были такие люди.

 

В начале ХХ века Российская империя активно проводила так называемую столыпинскую реформу. Казахские степи стали объектом переселенческой политики. Нужны были землемеры, специалисты, которые могли составлять и вести учет участков. Это была специальная структура, это было земельное переселенческое управление, которое занималось, организовало эту политику. В местных переселенческих учреждениях создавались отряды или, как их называли, землеотводные партии. К 1917 году из пользования населения было изъято 45 миллионов десятин земли. К этому времени в Казахстан переселилось около 1,5 миллионов крестьян.

 

- Что интересного вы обнаружили в деятельности общества?

- Много интересного. У них было несколько отделов: естественно-геологический, историко-археологический и архивный. Во-первых, все вступили в это общество. То, что Букейханов туда вступил я нашла в архиве в Алматы (фонд Наркомпрос №81). Байтурсынов участвовал в археологической экспедиции в районе села Нежинка. Он тогда был председателем академического центра. У него был живой интерес к науке, он сохранил эту любознательность даже будучи государственным чиновником.

- Отрадно, что ваше исследование оформилось в книгу. Это большое достижение для каждого исследователя.

- Когда исследуешь жизненный путь человека, можно заметить, что он не один. От него тянутся нити к тем людям, которые его окружали, у него были предшественники. Когда выясняешь все связи получается, что он появился не на пустом месте. Я хочу подчеркнуть, что он неслучайно родился в Тургайской области. Там Ибрай Алтынсарин открывал школы. Русские чиновники от образования оказали влияние на его профессиональное становление. Под их началом он стал работать школьным учителем. Когда в Кустанае открыли педагогический класс Байтурсынова приняли на должность учителя казахского языка. На его формирование оказали влияние многие люди. Он сумел впитать в себя ценность образования и просвещения. Для него это было самое главное.

 

Анкета члена 1-го Киргизского съезда работников народного образования

 

- Интересно! В исторической науке Ахмет Байтурсынов позиционируется больше как политический, общественный деятель.

- Для большинства казахстанских ученых Байтурсынов прежде всего активный политический деятель, а я обратила внимание на то, что он занимался просвещением. Среди документов архивов Алматы мне попались анкеты сотрудников Наркомпроса. Среди пунктов надо было указать: чем вы занимались до революции? Многие старались показать, как они боролись против царизма, подробно расписывали таблицу. А у Байтурсынова была одна краткая запись: «Редактор газеты». Больше нет ни слова. Почему он не стал расписывать, если он имел богатый опыт политической борьбы? Это же было так важно для его политического статуса. У меня выстроилось такое предположение: использовали его талант, эрудицию и любовь к народу. Если присмотреться внимательно, в первых номерах газеты «Казах» не было политики: были заметки про школу, рецензии на учебники, но не политика. Очень хорошо он написал про русскую школу: «Лучше русской школы нет. Надо учить русский язык и получать русское образование». 

- Вы приготовили подарок для казахских чиателей. Теперь вы выпустили второй казахоязычный вариант книги. Это большое достижение. Расскажите об этом.

- Фонд «Байтерек» помог с изданием книги, руководство фонда в лице Сауле Таикешевой прониклись значением издания такой книги. Это крайне важно для развития наших добрососедских отношений, дружбы народов Казахстана и России. К сожелению в Оренбурге не все занют об этом великом, талантливом человеке. Я удивилась, когда узнала, что некоторые пожилые казахи даже не знали кто такой Байтурсынов. Поэтому издание такой книги в Оренбурге - это очень хорошее событие.

 

 

- Поделитесь Вашими ближайшими научныи и творческими планами. 

- Моя главная тематическая линия – это сотрудничество русских и казахских служащих, особенно в так называемое золотое десятилетие советской власти, которое приходилось на 1917-1927 гг. В наркоматах Казахской автономной республики бок о бок работали казахи и русские. Я убедилась насколько между ними были уважительные, товарищеские отношения, человеческие привязанности. Не было политического давления со стороны коллег. Я об этом написала несколько статей. А в данный момент я занимаюсь изучением деятельности Наркомзема республики. В середине 20-х годов прошлого века  остро встал вопрос о переходе казахов-кочевников к оседанию. Руководство Наркомзема занималось вопросами планирования перехода к оседлому образу жизни, На кону стоял вопрос: стоит ли вообще переводить кочевников на землю? В тот период посыпались указы о насильственном переводе на оседание начиная с 1926 года. Чиновники пытались предупредить надвигающюся катастрофу, даже Академию наук  СССР подбили на знаменитую Казахстанскую экспедицию 1926 года, чтобы ученые смогли провести комплексное исследование Казахстана и поставить точки над и. Надеюсь, что эту научную проблему я сумею довести до конца.

- Желаем Вам удачи в дальнейшей творческой деятельности!

 

О творческом пути и личной жизни Ахмета Байтурсынова читайте подробнее в материалах:

Любовь Ахмета Байтурсынова

Ахмет Байтурсынов

Краеведение Казахстана: к истории изучения

Б. Аяган: несмотря на малый объем, издание богато иллюстрировано

Культурная прогулка: дом-музей имени А. Байтурсынова

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?