Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Кейки батыр: истина и легенда!

2359
Кейки батыр: истина и легенда! - e-history.kz
Кто-кто, а мы с детства были наслышаны о героизме и отчаянности Кейки батыра.

Еще наши деды и бабушки рассказывали нам о подвигах этого незаслуженно забытого народного героя Торгайской степи – Кейки Кокембайулы.

В первый раз о нем я услышал из уст своей бабушки Катеш, которая проживала в тех местах, где он много раз бывал, в местности  вдоль реки Улы Жыланшык. В детстве каждое лето мы ездили в аул нашего родственника по материнской линии дяди Абильда. Тогда бабушка Катеш рассказывала о событиях, происходивших в те далекие 20 годы прошлого столетия, о последних днях Кейки батыра.  Как он приезжал в наш аул перед тем как погибнуть, о чем он говорил, что делал.

 Местность Жыланшык

Это был 1980 год, нет наверное никого, кто не прочитал бы роман Акана Нурманова  «Гибель кулана».

Что ни говори, но имя батыра все еще живо в памяти народа.

Когда начались разговоры по поводу внешнего облика батыра, то по словам Нарикбай аксакала, мой сородич Жакей аке очень  похож на Кейки Кокембайулы, об этом нам поведал в своей книге Толеу Нарикбаев, проживающий в городе Костанай. По мотивам этой книги я написал статью «Қасқыр жүреген жеген жігіт», где прообразом главного героя под именем Буркит был отец Толеу ага Нарикбай аксакал, и где описывается его встреча с Кейки батыром!

 

 

Жәкей әке

 

Его имя было известно нам давно, и смерть Кейки батыра тоже известна. Только сведения касательно его смерти были искажены.

Конечно, народ не желал ему смерти. Если одни говорили, что он ушел в Восточный Туркестан, то другие говорили, что он ушел в пески Кызылкума, но истина есть истина, только вот дату его смерти указывают по-разному, то 1922 год, то 1923 год. Но здесь правильнее будет опираться на исторические факты, архивные сведения.

Вот что говорит об этом профессиональный историк Курмангали Даркенов:

«Я и раньше писал о Кейки батыре. Говорят, его убил Желяев. Но это неправда, ложь. Решением Военного совета Туркестанского фронта Андрей Желяев вместе с женой и со своими соратниками Володиным, Стефановским, Руденко были расстреляны. Почему были расстреляны - это уже другой разговор. Возникает вопрос: как же он мог быть причастным к смерти Кейки, если его самого не было в живых? Кейки убил отряд Дудина. Материалы хранятся в Алматинском архиве. Я не понимаю тех людей, кто не имея знаний, хочет быть историком. Не надо вводить в заблуждение людей. Кейки был убит 29 марта 1922 года. На памятнике Кейки в Аркалыке, да и в других местах указан 1923 год, что тоже является неправдой. Ему отрубили голову и повесили на всеобщее обозрение в Торгае. Запись об этом хранится в архиве. Остальное все пустые слова».

 

 

Восстановленная голова Кейки Кокембайулы

Если говорить о самом Кейки, то бесспорно, что он занимает немаловажную роль в истории.

Во-первых, восстание 1916 года является самым крупным и сильным противостоянием казахского народа против Царского Правительства, и особенно Торгайское восстание было самым продолжительным среди восстаний инородцев, в том числе и на территории Средней Азии, которое продолжалось вплоть до падения царской власти и установления Временного правительства.

Вообще-то, известно, что это восстание рассматривалось однобоко, как восстание против богачей, угнетателей. Тем не менее, восстание 1916 года приобрело широкомасштабный народный характер. Количество восставших на пике восстания в Торгае достигало до 60 000 человек. Конечно, если учитывать, что в Торгайском уезде проживало 110 000 человек, то становится ясно, что с одного уезда не могло собраться столько народа, это означает, что в нем принимали участие и выходцы и из соседних регионов.

Что не говори, но восстание происходило очень организованно, согласно архивным данным, были организованы  2 аргынских, 1 кыпчакских ханства, позже 1 аргынский и 1 кыпчакский ханства, нам известно, что, восстание поддержали жители 6 аргынских, 6 кыпчакских и 1 найманского волостей.

Если говорить о Кейки батыре, то в народе говорят «Амангелдінің көзі мерген, Кейкінің қолы мерген», то есть оба батыра были меткими стрелками, но Кейки стрелял не целясь и точно попадал в цель.

Пещера Кейки  батыра

Восстание не смогли подавить, и поэтому Царское Правительство направило дополнительные силы, отозвав с Западного фронта; Торгайских повстанцев даже бомбили с самолетов.

Повстанцы же были вооружены фитильным ружьем, самодельным оружием. Встречаются сведения, что они подумывали перевалить и в Иран. Кажется, только падение Царского режима и установление Временного Правительства остановило их от этих мыслей. Однако, и Царское Правительство, и Советская власть побоялись упоминать имя Кейки батыра Кокембайулы. Потому что Кейки батыр был символом  духа казахского народа, его независимости, героизма.

Надпись у пещеры Кейки

В свое время под руководством Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетова было принято постановление о возвращении черепа батыра Кейки Кокембайулы на родину и о предании его останков земле, проведении соответствующих мероприятий по захоронению и возведению мавзолея.

И вот, буквально на днях, в Торгайском регионе были проведены все мероприятия, посвященные памяти народного батыра, все прошло организованно и на высшем уровне.

Во-первых,  15 сентября 2017 года в селе Тасты Амангельдинского района Костанайской области состоялось торжественное открытие мавзолея народного батыра Кейки Кокембайулы, на котором принимала участие официальная делегация во главе с Государственным секретарем Республики Казахстан Гульшарой Абдыкалыковой, в составе Министра культура и спорта Арыстанбека Мухамедиулы и Акима Костанайской области Архимеда Мухамбетова.

Также в мероприятиях приняли участие посол Венгрии в Казахстане Барани Андраш, депутат Парламента Республики Казахстан Куаныш Султанов, писатель Сабит Досанов, Серик Акылбай. Приехало около 7-8 тысяч гостей со всех регионов республики, и останки батыра захоронили на родной земле.

Вынос черепа Кейки  батыра

Этому мероприятию предшествовало и другое, не менее важное для жителей Тобыл-Торгайского региона мероприятие: за день до этого, 14 сентября в городе Костанай состоялось торжественное открытие памятника Шакшак Жанибека Кошкарулы, памятник установлен на высоком постаменте, высота памятника достигает до 15 метров.  Это является как бы символом возрождения и возвышения казахского духа в целинном крае. А на следующий день состоялось открытие мавзолея в Торгайской степи и захоронение останков великого батыра Кейки Кокембайулы.

В селе Тасты раскинулся аул из белых юрт, были проведены спортивные состязания, скачки.

Скачки

Собралось много народу, завершилось мероприятие одним из видов народного состязания – казакша курес (борьба по-казахски), где сильнейшие палуаны мерялись силой и ловкостью.

На ковре палуаны

На этом состязании Мухит Турсынов одежал победу над спортсменом из Жанкелдинского района, а также победил Сергея Пака из Астаны, а другой борец Айбат Сейтен одержал победу над двумя соперниками. В полуфинале борец из Аркалыка Габит Болысбаев одержал верх над Амангельдинским палуаном Рысбек Даутом. Во второй полуфинальной схватке встретились Мухит Турсынов и Айбат Сейтен, где победителем стал Айбат. В финале состязания встретились Айбат Сейтен и Габит Болысбеков, где удача оказалась на стороне Габита Болысбекова, который и выиграл республиканское звание «Түйе палуан» .

Гости знакомятся с материалами

А в городе Аркалыке мероприятия продолжились, был проведен айтыс акынов и  театральная постановка, также научно-практическая конференция. На республиканском айтысе «Бас кеспек болса да...», проведенной в городе Аркалык, приняли участие сильнейшие акыны со всех регионов нашей республики. Победителями этого состязания стали Тоба Отепбаев, Асем Ережекызы, Саягуль Бирлеспек, занявшие третье место. Второе место поделили Мухтар Ниязов и Дидар Камиев, первое место занял Айбек Калиев. А обладателем главного приза, автомобиля,  стала  Маржан Есжанова.

Железный конь Маржан Есжановой

Мероприятия продолжились в Театре юного зрителя города Аркалыка, где состоялась  научно-практическая конференция «Кейки батыр (Нурмагамбет) Кокембайулы. История жизни и смерти». Также, на сцене этого театра была представлена постановка, посвященная Кейки батыру, которая была тепло принята зрителями и удостоилась оваций. 

Участники научно-практической конференции

Говоря  вкратце, мероприятия, посвященные памяти батыра Кейки Кокембайулы были проведены достойно и организованно!

Мавзолей Кейки батыра

Амандык АМИРХАМЗИН

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?