Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Историки в авангарде

768
Историки в авангарде  - e-history.kz
25 мая 2017 года в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Национальный конгресс историков провел IV Конгресс «Модернизация общественного сознания и новые задачи исторической науки»

В работе Конгресса приняли участие видные представители историко-гуманитарной науки и образования республики со всех областей Казахстана, депутаты Парламента РК, а также зарубежные гости. Были представлены и делегации музеев, архивов, общеобразовательных школ, военные, ветеранских организации.

Ректор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Е.Б. Сыдыков открыл мероприятие с приветственного письма руководителя администрации Президента РК, председателя Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте РК А.Р. Джаксыбекова участникам IV Конгресса историков Казахстана, в котором отмечалось, что новая модернизация не должна как прежде высокомерно смотреть на исторический опыт и прогресс, а наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой успеха модернизации. Ученые-историки должны быть в авангарде исследовательской и воспитательной работы по сохранению и развитию национального кода, соединяющего духовные основы народа, его прошлое, настоящее и будущее.

Председатель Комитета науки МОН РК Б.С. Абдрасилов отметил положительные тенденции в развитии исторической науки Казахстана.

Во-первых, произошло заметно увеличение вовлечения ученых в исследования, финансируемые из государственного бюджета. Реализуется 1551 проект по грантовому финансированию и 56 на программно-целевой основе. В эти исследования вовлечены более 20 тысяч ученых. Около 46 грантовых проектов реализуются нашими учеными в области истории.

Во-вторых, за 25 лет независимости Казахстана сеть научных организаций в стране расширилась почти в 2 раза. Сегодня действует более трехсот научных учреждений, НИИ.

В-третьих, система высшего и послевузовского образования реформируется в соответствии со стандартами Болонского процесса. Результатом этого стал переход Казахстана на трехступенчатую систему подготовки научных кадров. Подготовка историков ведется в 42 вузах страны. В последние годы предпринимаются значительные усилия для восстановления утраченного потенциала. Если в прошлом году госзаказ на подготовку магистров составлял 7000 человек, в докторантуру 485, то в этом году увеличивается количество мест в магистратуру до 9500 мест и в докторантуру 1250 человек.

Наша историческая наука получит хорошую подпитку как в лице магистрантов, так и в лице докторантов. Болатбек Абдрасилов поделился с участниками Конгресса хорошей новостью. Возобновлена подготовка научных кадров на базе научных институтов. Это позволило качественно улучшить подготовку будущих ученых. Более того, в Парламент был внесен законопроект о внесении изменений и дополнений в закон «Об образовании», где одним из новшеств является переход на подготовку исследователей в магистратуре и докторантуре на базе научно-исследовательских институтов. Если поправки будут приняты, то казахстанские НИИ также будут готовить ученых.

В-четвертых, продолжается интеграции исторической науки в международное научное пространство. Динамика публикаций имеет положительную тенденцию. Число публикаций в рейтинговых мировых журналах в 2016 году боле чем в три раза превышает показатели 2011 года.

Ректор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева профессор Е.Б. Сыдыков отметил, что 12 апреля 2017 года Президент выступил с исторически и стратегически значимой программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Модернизация общественного сознания как основа духовного возрождения предлагается через осмысление позитивного исторического опыта, обычаев и традиций народа, сохранения национального кода. В этом плане нас ждут конкретные дела и проекты.

Работа в этом направлении уже началась. В регионах и ряде министерств созданы специальные комиссии, действуют экспертные советы. На базе ЕНУ прошло заседание центрального экспертного совета возглавить которое доверили ректору Евразийского университета. Е.Б. Сыдыков выступил с рядом предложений, касающихся программной статьи Главы государства.

По проекту поэтапного перехода казахского языка на латиницу. От имени Конгресса ректор поддержал данное предложение Нурсултана Назарбаева. Это одна из самых интегративных идей Президента страны. Историкам на этом этапе необходимо выработать список мировой литературы, необходимых для перевода на латиницу. Этот перечень может состоять из 80 тысяч книг.

Внедрение курсов и программ по краеведению по проекту «Туган жер». Необходимо разработать программу и издать учебники для школ и колледжей по краеведению. Мы предлагаем региональным вузам и колледжам отправлять студентов в летний период в фольклорные, историко-археологические экспедиции. ЕНУ выпустит серию книг «Туган жер тарихы».

Назрела необходимость создания специализированных тематических музеев. Например, музея «Золото Великой степи», или «Кочевая цивилизация», даже тема отдельного музея «Казахская юрта». Такие музеи аккумулируют духовное начало музейных экспозиций.

Необходимо переработать и переиздать многотомное издание энциклопедии «Казахстан» на 6-ти языках. При этом необходимо приблизить ее структуру к стандартам энциклопедии «Британика».

Необходимо издать монографию по национально-освободительному движению казахского народа. Наурыз мейрамы необходимо разработать определенную модель проведения данного праздника.

В рамках проекта «Духовные святыни Казахстана» предлагаю сформировать план обеспечения этих объектов необходимой печатной, методической, медиа литературой под единым названием «Сакральная география Казахстана». В этой работе участие ученых из региональных университетов должно быть приоритетным.

По проекту 100 новых лиц Казахстана хотелось бы увидеть лица молодых ученых, получивших признание в мире.

В ходе работы конгресса были презентованы книги в рамках реализации президентской программы «Туған жер» «Астана: прошлое и настоящее» (З.Е.Кабульдинов), «Саржал» (Б.Теміров), «Алаш козгалысы» в 2 томах (М.Койгелдиев).

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?