Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Тюркские девы-воительницы: Царица Зарина

7222
Тюркские девы-воительницы: Царица Зарина - e-history.kz
Когда речь заходит об отважных девушках, женщинах, обладавших сильным характером и занимавшихся типично «мужским» делом, то первой после сакской правительницы Томирис на ум приходит имя царицы Зарины

Правление царицы Зарины (в некоторых источниках - Сара) активно описывалось древнегреческими историками Диодором Сицилийским, Николаем Дамасским и Ктесием, а ее образ появляется в литературных произведениях Байрона и поэме «Гургули»

 

Царица Зарина принадлежала к королевскому роду. Королевская кровь позволила ей стать правительницей одного из сакских племен, что сближает ее биографию с биографией другой знаменитой царицы Томирис, которой удалось объединить все сакские племена под своим началом.

Легенды и сказания говорят о то, что во времена саков, гуннов и тюрков на свет произошло семь женщин-правителей. Сведения о жизни этих семи женщинах сохранились в книге знаменитого историка Абильгазы Баһадур хана «Летопись тюрков» («Түрік шежіресі»), жившего в ХVІІ веке. Одной из этих семи правительниц была царица Зарина. Исторические источники говорят, что годы ее жизни относятся к VI веку до н.э.

Зарина была дочерью царя саков, женой известного полководца Мермера. В ее обязанности входило правление городом Роксанаки, руины которого были обнаружены на берегу реки Сырдарьи, неподалеку от Сыганака.

Сведения о царице встречаются в записях древних историков Диодора и Ктесия. Диодор писал:

 

«Зарина (на древнеиранском языке - zaranya, сакском- zarnya, персидском -  زرینه‎ то есть «золотой» или «золотоносящая») - царица, правившая древним сакским племенем в конце IV в начале V вв д.н.э.»

 

 

Царица Зарина была знаменита своей храбростью, красотой и умом. Имя Зарины встречается в древних рукописях времен древней Ассирии и Мидии. Согласно найденным рукописям, царица Зарина была отважным полководцем, целиком и полностью посвятившем себя своему племени. Существуют сведения, что ее прозвали посланником мира, потому как она останавливала врага умом, и всегда старалась найти мирный исход. Существует легенда, о том, что принц Мидии по имени Стриангия давно мечтал завоевать сакские земли. Но встретив однажды Зарину он влюбился в нее, и отказался от своих прежних намерений. Он был так поражен ее красотой, что потребовал заключить мирный договор с саками.

Летописи говорят о том, что благодаря Зарине сакское племя сумело наладить торговлю с другими племенами и народами. Кроме того, при ее правлении было построено немало городов.

Казахские историки и исследователи впервые познакомились с правлением Зарины благодаря труду ученного-исследователя Турсына Журтбая «Дулыга». В ней автор описывает первую встречу царицы с принцем Мидии Стриангия.

«[…] Зарина встретила Стриангия случайно, во время охоты. Стрелой взлетевшая на вершину холма Зарина внезапно заметила у подножия горы стройные ряды незнакомого войска. Вот кого испугался кулан! И что же ей теперь делать? Не бросаться же одной на вооруженных чужих воинов!.. Те тоже заметили всадницу. Увидев сверкающий золотой шлем, они подумали, что это сакский витязь, и бросились за ней в погоню.

Отбившись от воинов, Зарина вырвалась из кольца и понеслась прочь. Зловеще пропела неприятельская стрела и вонзилась в бедро. Но это не остановило ее. Отпустив поводья, она дала волю стремительно несущемуся коню.

Преследовать одинокого всадника всем войском - не в правилах настоящих воителей. Лишь предводитель чужестранцев, отделившись от своих сарбазов, бросился за всадником. Каким бы быстроногим ни был конь Зарины, он не смог оторваться от свежего и легконогого скакуна преследователя. Ведь только на самых лучших конях-тулпарах ездят крупные военачальники. Зная, что на скаку стреле не пробить панцирь, витязь решил догнать и ударить в бок своим конем. Это ему удалось: от резкого столкновения и конь, и всадник упали. Не давая вскочить на ноги воину, витязь выхватил меч из ножен и вдруг замер в удивлении...

Когда Зарина попыталась встать на ноги, чтобы защищаться, она наступила на раненую ногу, вскрикнула, с головы ее соскочил шлем, и по всей спине рассыпались длинные волосы, а на него сверкнули гневно глаза черней черемухи. Поняв, что перед ним женщина, витязь отбросил свой меч. Соскочив со своего коня, он, как того требуют приличия, принес извинения и помог перевязать рану. Храбрый джигит оказался никем иным, как принцем страны Мидии, батыром по имени Стриангей. Он тоже выехал на охоту, а заодно решил провести учения со своими воинами.
Красота Зарины настолько поразила Стриангея, что он влюбился в нее без памяти. Сам он был прекрасно сложен, могуч, отважен, к тому же добр и отзывчив. Зарине он пришелся по душе, вызвав в ней чувства огромного расположения.

Долго беседовали они и решили встречаться во время совместных учений. Так оно и было: царица саков и принц мидян вместе охотились, беседовали, и войны прекратились сами собой. С каждой встречей возрастало их чувство друг к другу. Одухотворенные любовью, они с теплотой и вниманием взглянули на вверенные им народы. Так на смену вражды и ненависти пришли мир и согласие, и между странами установились дружеские отношения... Власть военного полководца саков распространялась не только на армию и военную добычу, но в том числе и на пленных. Устав от мира, да и узнав об отношениях между Зариной и Стриангеем, Мурмур решил захватить его. Когда в очередной раз тот пришел на встречу с Зариной к границе сакского государства, Мурмур захватил его и привел в Роксанаки. При этом Стриангей оставил свою армию, сдержав данную Зарине клятву... Узнав о том, что Стриангей приказал своей армии возвращаться назад, на родину, Зарина попросила своего мужа отпустить его, так как он предотвратил войну между народами. Но муж Зарины твердил, что это — его добыча и он сам знает, что делать. Миру он предпочитал прибыльную войну. Теперь она не просила, как жена, а приказывала, как царица. Приказала прекратить все действия, говоря, что мир превыше всего, и она не допустит того, чтобы ради прихоти одного человека вновь проливалась кровь саков. Но Мурмур ослушался приказа царицы и поднял свою саблю на Стриангея. В это время Зарина приказала страже остановить его. Продолжая сопротивляться, Мурмур поранился и скончался от потери кров. Тогда Зарина обратилась к народу: «Чем будут умирать сотни, тысячи людей, пусть умрет один несдержанный полководец. Он мой муж, но для меня дороже моя страна. Освободите принца Мидии». Стриангея освободили. Он находился у саков, пока окончательно не оправился. Уезжая, принц предложил Зарине руку и сердце и совместное правление народами. Она понимала, что выйти замуж за принца Мидии означало объединить государства, и предложила поговорить об этом через год. Когда Зарина и Стриангей, сопровождаемые войсками, встретились через год на границе, она сказала, что свобода ее народа превыше всего. Но чистая любовь, которая зародилась между ними стала символом дружбы между Сакией и Мидией. Зарина пожертвовала своим мужем ради любимого и отказалась от любимого ради своей страны»,- пишет Т.Журтбай.

 

 

По мнению некоторых историков, Зарина формировала отряды «амазонок», состоящие исключительно из молодых девушек. В труде Алмы Кыраубаевой «Древняя литература» («Ежелгі әдебиет») есть сведения, что Зарина став царицей создала конницу, состоящую из сорока девушек:

 

«Они были одеты как мужчины. На них была надета кольчуга, на голове шлем, были обуты в сапоги, охраняли они царицу Зарину. Конные войска, состоящие из сорока девушек, в любое время должны были охранять царицу».

 

По словам исследователя Т.Журтбая, в этот спецотряд отбирали 12-13-летних девушек.

 

«В связи с бытом кочевого, воинственного народа, 13-летних девушек брали в «женский отряд», их обучали стрелять из лука, кидать копье, владеть саблей. Они участвовали в сражениях, не могли выйти замуж пока не проявят в бою подвиг», - пишет он.

 

Одной из таких отважных девушек была Кунсулу. Она была личным телохранителем царицы Зарины. С 10 лет она владела оружием, а в 12 лет командовала сотней, состоящей из девушек. В своих записях древнегреческие историки Ктесий и Геродот пишут, что девушки сакских племен храбры и отважны. Во время войны сакские женщины охотились и кормили не только свою семью, но сражающееся войско. В Иране сохранилась даже песнь «Зарина и Стриангия», где рассказывается о жизни и судьбе Зарины. Когда царица умерла, она была похоронена в пирамиде. В словаре русского историка В. Н. Татищева (1686-1750) есть сведения, что царице Зарине был установлен памятник из чистого золота.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?