Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

10 фактов о Бекете Утетлеуове

1506
10 фактов о Бекете Утетлеуове - e-history.kz
Бекет Утетлеуов – человек удивительной судьбы, посвятивший всю свою жизнь преподавательской деятельности

На своем веку он перенес лишения восстания 1916 года, пережил сталинские репрессии и Великую Отечественную войну. О роли Бекета Утетлеуова в своей жизни в разное время высказывались Ильяс Омаров, Спандияр Кобеев и Габит Мусрепов. Qazaqstan Tarihy представляет Вашему вниманию 10 фактов из жизни акына, переводчика, но прежде всего учителя Бекета Утетлеуова

1. Бекет Утетлеуов родился в 1883 году в Убаганском районе Всевятской волости Кустанайского уезда Тургайской области. Тургайской области уже давно нет, но именно она подарила Казахстану целую плеяду талантливейших людей, среди которых были Амангельды Иманов и Абдулгафар Жанбосынов, члены партии «Алаш» Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов и Тель Жаманмурынов, педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин и Спандияр Кобеев, политические деятели Ильяс Омаров, Садык Нурпеисов, Узакбай Кулумбетов, Аскар Закарин и другие.

2. В возрасте двенадцати лет Б. Утетлеуов поступил в Кустанайскую двуклассную русско-казахскую школу. Там он подружился с будущим писателем, представителем критического реализма в советской литературе Казахстана Спандияром Кобеевым, который впоследствии писал: «Бекет Утетлеуов, Абубакир Байтишев, Ермантай Алдашов, Василий Вахмяков, Турман Шынтасов, Иван Ширяев – все мы были неразлучные друзья, везде и всюду: в школе, дома и на улице были вместе».

3. Первая книга Б. Утетлеуова «Дүние ісі ахиретке кетпес» увидела свет в 1912 году. В том году Бекет серьезно заболел, а потому вскоре отправился на лечение в Казань. Уже в Казани во время лечения Бекет отправил в местную типографию два написанных им эпоса «Дүние ісі ахиретке кетпес» и «Жанғыз сәуегей сипатында», которые вошли в основу его первой книги. Позже, в 1913 году, вышла первая рецензия в журнале «Айқап», которая кратко гласила: «Произведение Бекета Утетлеуова рекомендуется к прочтению. В нем присутствует почва для раздумий».

4. Вторая книга педагога «Жиған-терген» была выпущена в 1914 году в Оренбурге. Этот сборник многие исследователи жизни Утетлеуова называют его культурным, поэтическим наследием. Автор опубликовал не только собственные сочинения («Қазақтың надан байлары мен нашар көршілері», «Ғалымдық пен надандық» и «Данышпан қазы»), но и плоды переводческой деятельности. К последним можно отнести переводы на казахский язык произведений Ивана Хемницера (басня «Муравей и зерно»), Александра Пушкина (роман «Евгений Онегин»), Михаила Лермонтова («Три пальмы»), басни Ивана Крылова, стихотворения Владимира Жуковского и других. Кроме того, он был автором педагогических трудов «Учебник казахского языка для русских» и «Роль аналитико-синтетического звукового метода в правильном письме, толковом и выразительном чтении».

5. Бекет Утетлеуов был школьным учителем писателя Габита Мусрепова. В своих воспоминаниях Габит рассказывал, что летом 1916 года ему пришлось покинуть свой дом ради своих нагашы. В тот год брат его матери забрал Габита в свой дом. Объяснил он это тем, что его супруга была беременна, а он сам был мобилизован на тыловые работы согласно Указу царя от 25 июня 1916 года. Вскоре Габит прибыл в Кустанайский уезд, выделил школе целый пуд выловленной рыбы в качестве взятки и был взят на учебу. Спустя какое-то время в школу назначили самого Бекета Утетлеуова.

6. В «Автобиографическом рассказе» Г. Мусрепов вспоминал:

 

«Я могу сказать одно: в то далекое время, когда сельских учителей знали наперечет, нужно было какое-то особое счастье - попасть в руки этого педагога, который видел свое назначение не только в том, чтобы научить темных и диковатых аульных ребятишек письму и счету. После уроков он иногда рассказывал нам разные увлекательные истории, которые расширяли наши представления о жизни. От него мы впервые услышали имя - Крылов. Он читал нам его басни в своих переводах, и мы весело смеялись над тем, как хитрой лисице удалось обмануть ворону, захвалить ее так, что ворона каркнула во все горло и выронила из клюва кусок курта. Бекет знакомил нас с произведениями Абая и Алтынсарина. Что-то забывалось: нам ведь было все-таки не много лет. Но что-то и западало в память».

 

7. По словам Габита Мусрепова Бекет Утетлеуов довольно радостно воспринял падение царского режима:

 

- Сегодня - никаких занятий! - сообщил нам сияющий Бекет - у него на пиджаке, словно цветок, алел бант. - Раз все свободны, и вы свободны, дети. А вот этих двух...- Он щелкнул пальцем по одному из портретов. - Этих можете таскать по всему поселку, волочить их по земле. Так, чтобы к вечеру никто и признать не мог! И кричите, кричите во все горло, что царя больше нет, что теперь - свобода! Кричать-то вы, по-моему, умеете неплохо.

 

8. После Октябрьской революции Бекет вместе с семьей отправился в Казань. Там он надеялся получить образование в учительской семинарии. Об этом его супруга Рабига позже рассказывала внукам как приехала впервые приехала в Казань в национальном платье, с заплетенными косичками. К тому же тогда Рабига плохо говорила на русском языке. Однажды она пошла на базар, и вокруг нее собралась толпа, каждый норовил дернуть за косичку, людям была непонятна ни ее одежда, ни ее речь. Она еле убежала оттуда. Пришлось надеть светское платье. И уже через год она грамотно говорила на русском, ее наряды перестали отличаться от платьев местных модниц. Но, вернувшись домой, Рабига стала опять носить любимые национальные костюмы. Это было время их молодости, о котором как дедушка, так и бабушка всегда вспоминали с особой теплотой.

9. С 1923 по 1925 год Бекет Утетлеуов заведовал школой, которую основал Ибрай Алтынсарин. В то время она называлась Казкоммуна.

10. С начала 30-х годов до 1949 года Б. Утетлеуов преподавал русский язык в ауле Кара-Оба. В то время в ней работали такие замечательные педагоги как Ахметказы Шотаев, Мырзагали Карсакпаев и другие. Этот период его жизни связан с первыми достижениями в жизни его учеников, в числе которых были будущий министр культуры Казахской ССР Ильяс Омаров, доктор физико-математических наук, академик Умирзак Султангазин, доктор филологический наук, писатель-переводчик Жумагали Исмагулов и другие.

В своей статье «Пара слов о Бекете Утетлеуове» Ильяс Омаров писал: «У Бекета не так уж много своих произведений. Однако даже в том немногом, что он нам оставил, мы можем увидеть его социологические воззрения, его талант акына. Бекет, прежде всего, был заметен как просветитель. Он пресекал невежество, пустое богатство и зазнайство, призывал народ к знанию и культуре»

 

Бекета Утетлеуова не стало 6 июля 1949 года. Он был одним из тех немногих казахов, которым удалось получить образование в учительской семинарии. Вся сложность и неповторимость его натуры говорило о том, что он был рожден чтобы стать учителем, просвещать. Он писал стихи, очень взыскательно относился к своему творчеству. О себе и о своем вкладе писал без лишних восторгов:

 

Кейінгі, арттағылар оқып көрер,

Сөзімді керек десе жинап – терер,

Бекеттей аудармашы болыпты деп,

Өзінше уақытында баға берер.

 

За всю свою жизнь он счел возможным опубликовать один сборник, который выдержал испытание временем и незадолго до смерти Бекета был переиздан. Личность Бекета Утетлеуова навсегда связана со словом учитель, а его дело продолжили ученики.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?