Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Целинный след в истории Кокшетау

2280
Целинный след в истории Кокшетау - e-history.kz
65 лет назад лидер Советского государства Н.С. Хрущев объявил о начале реализации одной из масштабных народохозяйственных проектов на территории Северного Кавказа, Поволжья, Сибири и Казахстана

История города Кокшетау насчитывает почти двести лет. В 20-х годах XIX века у подножья сопки Букпа было заложено военное укрепление, которое вскоре стало центром Кокчетавского внешнего округа – форпоста Российской империи.

В конце XIX века Кокшетау получил официально статус города. К 1917 году он насчитывал 10 тысяч жителей. Грянула революция. С победой Советской власти Кокчетав был уездным центром, потом районным центром. Переходил то в состав Карагандинской области, то Северо-Казахстанской. Наконец, 16 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской СССР была образована Кокчетавская область, а Кокшетау стал областным центром.

Нельзя сказать, что город соответствовал новому статусу. Кокшетау был небольшим провинциальным городком, будущее которого не выглядело перспективным. Отсутствие асфальтированных дорог, тротуаров, канализации и водопровода говорило о слабо развитой инфраструктуре. Жилой фонд не отвечал требованиям городского населения, не хватало школ, лечебных и культурных учреждений, а те, что были, располагались в приспособленных зданиях. В начале 50-х годов прошлого века средств на благоустройство города выделялось в недостаточном количестве. Руководство города и местные жители делали все, чтобы городок приобрел облик областного центра, но этого было недостаточно.

 

 

Грандиозные планы Никиты Хрущева неожиданно внесли изменения в жизнь города. Кокшетау стал центром одной из крупнейших сельскохозяйственных областей страны. Решение об освоении целинных и залежных земель было принято на Февральско-мартовском пленуме ЦК КПСС 1954 года. За короткий срок нужно было освоить 42 млн. гектаров плодородных земель, в том числе 25,5 млн. гектаров в Казахстане.

Освоение целины – это грандиозный социально-экономический проект ХХ века, аналогов которому в мировой истории не было. За короткий период во многих районах Казахстана преобразилась экономика, образование‚ здравоохранение, культура, создан мощный кадровый и научный потенциал. Целина воспитала целую плеяду героев, ставших руководителями передовых предприятий, крупными учеными, государственными и политическими деятелями.

Один за другим в Кокшетау стали прибывать поезда с первоцелинниками. За первые два с половиной года в область приехало 120 тысяч человек, организованно 54 новых совхоза. Вместе с приезжими целину поднимали и местные жители. В Кокшетау были организованы курсы механизаторов при облсельхозуправлении. Работников городских учреждений с соответствующим образованием и опытом направляли на руководящие должности в совхозы и сельскохозяйственные предприятия.

 

 

За пять лет колхозы и совхозы области освоили свыше 2783 тысячи гектаров земли, расширили посевную площадь с 900 тысяч гектаров в 1953 году до 3421 тысячи гектаров в 1958 году.

Как уже отмечалось выше, в связи с освоением целинных и залежных земель в Кокчетавскую область прибыли многочисленные отряды молодежи, комсомольцев. Область столкнулась с проблемами обеспечения жильем, организацией культурного досуга. В июле 1954 года было принято Постановление «О строительстве и благоустройстве города Кокчетава» Совет Министров Казахской ССР принял генеральный план развития областного центра. На изыскательские и проектные работы, разработку ПСД на проведение водопровода и канализации были заложены деньги. 100 тыс. рублей было выделено на строительство моста через Копинку. С 1954 года на благоустройство города были выделены значительные средства, 45 тысяч рублей на озеленение, было построено 10 жилых домов, Дом Советов, средняя школа, два магазина и другие объекты. Для строительства городского молочного завода, мясокомбината, универмага, книжного магазина в ноябре 1954 года был создан трест «Кокчетавстрой». Трест размещался в старом одноэтажном здании по улице Островского. Однако для выполнения намеченной программы не хватало возможностей.

В сложившейся ситуации горисполком и горком партии обратились в Моссовет с просьбой оказать помощь в строительстве и благоустройстве города Кокчетава. Мосгорсовет обязал Главмосстрой передать Кокчетавскому Горсовету необходимое количество строительной техники и оборудования по балансовой стоимости. В начале 1955 года Кокшетау получил из Москвы большое количество строительной техники и оборудования. А московские специалисты провели необходимый инструктаж для строителей. С этого времени в городе началось интенсивное строительство жилых домов, культурно-бытовых и административных зданий, школ и дорог, асфальтирование главных улиц города. Город стал похож на большую строительную площадку. Согласно данным исполкома Кокчетавского Горсовета депутатов трудящихся на 1 января 1957 года в городе проживало 46132 человек, из них 3780 коренного населения.

В городе действовало восемь крупных промышленных предприятий: механический завод, хлебокомбинат, мясокомбинат, горпромкомбинат, кирпичный завод, пармельница, артель «Красное знамя», артель «Швейник». В 1956 году началось строительство завода кислородно-дыхательной аппаратуры. В 1958 году на базе швейного цеха городского промкомбината была создана швейная фабрика «40 лет комсомола». Ассортимент швейной продукции возрастал с каждым годом, а в 60-е годы фабрика стала выпускать мужские и детские сорочки.

Городские жители вели подсобное хозяйство и занимались индивидуальным огородничеством. В ведении частного сектора находилось 2994 голов крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота - 348, свиней - 895. Так как в черте города сенокосных угодий не было, облисполком отводил сенокосные участки в лесхозах, которые располагалась в 60-70 км от города.

 

 

В период целинной эпопеи увеличилось протяженность дорог с твердым покрытием, были открыты новые железнодорожные магистрали сообщением «Кокшетау-Петропавловск», «Кокшетау-Кызыл-ту». В начале 1954 года в городе была всего одна Протяженность автопассажирской линии выросла с 6 до 20 километров количество автобусов увеличилось с двух до двенадцати. В 1957 году таксомоторная станция имела двадцать семь машин. Расширилось обслуживание и грузовыми автомобилями. К услугам горожан и организаций было двадцать три грузовых автомобиля. Капитальный ремонт транспорта производился авторемонтной мастерской, а средний ремонт силами автобазы. Шло время, автотранспорта становилось все больше, увеличилось его движение по улицам. Для обеспечения безопасности и упорядочения уличного движения по центральным улицам была установлена предельно максимальная скорость 25 км/ч. Решением горисполкома от 25 января 1957 года были определены перекрестки, на которых должны быть установлены светофоры. Первые светофоры для Кокшетау были изготовлены в Вильнюсе.

Городской отдел народного образования и власти города проводили мероприятия не только по повышению уровня образования, но и по организации культурно-досуговой деятельности для учащихся. В общественных местах, кинотеатрах, парках, Доме культуры, автобусах, на стадионах, катках подростки обязаны были соблюдать правила поведения и правила уличного движения. За разъяснение правил среди детей и подростов и систематическое проведение с ними соответствующей воспитательной работы отвечал городской отдел народного образования, а контроль за выполнением осуществляли органы милиции. Строго запрещалась продажа детям и подросткам спиртных напитков и табачных изделий в организациях торговли.

В городе проводились и массово-общественные мероприятия. Так, 21 июля 1956 года в Кокшетау состоялся первый областей фестиваль молодежи.

Большую роль в организации общественно-массовых мероприятий играли депутаты местных Советов. 10 марта 1957 года состоялись выборы в областные, городские, районные, сельские и аульные Советы депутатов трудящихся. В состав депутатов были избраны руководители областных и городских советов, партийных и общественных организаций, военные, работники органов МВД, железнодорожного транспорта, промышленности, учителя и врачи, работники торговли, общественного питания и других отраслей народного хозяйства. 83 человека (61,5 %) депутатов городского Совета были мужчины, а женщин было 52 человека (38,5 %).

 

 

Годы освоения целины позитивно повлияли на экономическое развитие Кокшетау, шло активное строительство новых промышленных предприятий, жилых районов, объектов социальной сферы. В 1960 году был введен в эксплуатацию Дом Связи. В новом здании было создано максимум удобств для работы с клиентами: большой светлый операционный зал, отдельное помещение для приема и выдачи посылок, а также другие подсобные помещения. Впоследствии, по окончании монтажа оборудования, в здании разместился телеграф и междугородная станция с центральным переговорным пунктом, где с помощью совершенной, по тем временам, аппаратурой можно было вести переговоры одновременно со многими городами страны.

В 1962 году был открыт педагогический институт – первый ВУЗ города. Увеличилось число техникумов: машиностроительный, автомеханический, кооперативный, медицинское и культурно-просветительское училища. В это же время были введены в эксплуатацию ДК железнодорожников и механического завода, кинотеатр «Дружба». Целина сыграла огромную роль в развитии экономики не только республики, но и города Кокшетау.

 

Читайте также:

Культурная прогулка: Музей истории города Кокшетау

Целина: взлеты и падения. Фотографии тех времен

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?