Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Герои войны - операторы Казахстана

1672
Герои войны - операторы Казахстана - e-history.kz
Опыт работы по аудиовизуальному документированию ЦГА КФДЗ позволяет воссоздать реальную картину войны, обогатить представление о жизни нашей страны в годы Великой Отечественной войны

Для многих исследователей памятниками истории Великой Отечественной войны являются хроника, репортаж и киноплакат, киноочерк и путевой кинодневник, публицистика и биография. Любой из этих жанров, созданный в годы войны, занимает особое место в истории Казахстана. Хроникальные документы, отложившиеся в фондах Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи (ЦГА КФДЗ), созданные в предвоенный и военный период, имеют особую источниковедческую ценность для исследователей. 

Председатель Комитета по делам кинематографии СССР И.Г. Большаков вспоминал: «Незадолго до начала войны ко мне обратился председатель Совета Народных Комиссаров Казахской ССР тов. Ундасынов с просьбой – организовать в республике кинопроизводство. Он говорил мне, что Казахстан – одна из крупных республик в Средней Азии, что у них есть университет, театр оперы и балета, а киностудии нет, тогда как в других республиках они есть. Я обещал рассмотреть его просьбу и помочь в создании киностудии. Но разразившаяся война помешала» [1, с.273]. 

 

 

В Алма-Ате студия кинохроники, созданная в 1934 году, начала свою работу со съемок документальных фильмов и регулярного киножурнала «Советский Казахстан». Осенью 1941 года три киностудии объединились в Центральную объединенную киностудию – ЦОКС. Алма-Ата становится центром советской кинематографии, где в 1941-1945-е гг. выпускалось восемьдесят процентов фильмов, производимых всей кинематографией Союза. Советские идеологи использовали все лучшие творческие силы для создания новой официальной кинопропаганды, не считаясь с материальными затратами военного времени и ставя значимость создания кинодокументов наравне с предприятиями оборонного значения. Реорганизация довоенного советского кинематографа, как и промышленности, проходила форсировано. На студию присылались для обработки и монтажа кинопленки, сделанные операторами на фронтах, и монтировались «Союзкиножурналы» (СКЖ), выпуски которых ждали и на фронте, и в тылу. С. Юткевич, писал, что советская кинематография началась именно с документа и факта истории: «Люди, которые видели воочию ужасы войны, испытали чудовищные преступления нацистов, заглянули в глаза правде, уже не могут удовольствоваться произведениями, я бы не сказал фальшивыми, но, во всяком случае, очень неполно отражающими сложную смятенную жизнь человечества» [2, с.66].

Репортажи с фронта стали основным содержанием «Союзкиножурнала», выходившего два раза в месяц почти до самого конца войны. Как известно, это было связано с новыми политическими установками партии и правительства. Тогда работе операторов придавалось огромное государственное значение. Новые военные условия в корне изменили принципы работы создателей кинохроники: «Советская довоенная кинохроника привыкла к комфортно-устойчивой работе в крайне ограниченном жанрово-тематическом диапазоне: пышные военные и физкультурные парады, красочные советские праздники, правительственные приемы, визиты важных иноземных персон, торжественные пуски Днепрогэсов, и прочее в том же духе. К тому же все эти действа – заведомо жестко запрограммированные и отрепетированные – можно было снимать большими стационарными камерами, установленными на штативах» [1, с.138].

 

 

Исследование работ фронтовых кинооператоров очень интересный, в контексте изучения истории Великой Отечественной войны, фактический материал, который в сопоставлении с письменными источниками позволяет взглянуть на те, или иные события того периода по-новому. Одной из недостаточно изученных страниц истории ЦОКС является работа фронтовых операторов, монтажеров, режиссеров, тех, кто оставался за кадром, чей труд хорошо известен специалистам и исследователям кинематографии. В Казахстане работали и внесли огромный вклад в развитие казахской кинодокументалистики и с первых дней работавшие на ЦОКС многие известные кинодокументалисты Кабыш Сиранов, Геннадий Новожилов, Маукен Сагимбаев, Андрей Колесников, Яков Смирнов, Борис Пумпянский.

Малоизвестными для исследователей остаются имена оператора Бориса Пумпянского (1906-1944) и монтажера Сэдды Пумпянской, начавших свою трудовую деятельность на Алматинской студии кинохроники в 1938 году.

 

Портрет Б.Пумпянского. 1944 г. ЦГА КФДЗ РК. Фотокаталог. Арх. № 2-122697

 

Пумпянский Борис Яковлевич, 1906 года рождения. Место работы до войны - Алматинская киностудия. В 1944 году был отправлен на 4-й Украинский фронта. Автор фильмов: «Комсомольцы», «Тебе, фронт!», «Освобождение Чехословакии» (закончен в 1946 году, режиссер Илья Копалин использовал съемки Бориса Пумпянского). За этот фильм Борис Пумпянский был посмертно награжден Сталинской премией. Автор многих сюжетов в киножурналах военного времени. Погиб в 1944 году при съемках репортажа о работе полевой почты в Карпатах. Самолет налетел на трос подвесной канатной дороги и разбился. Помимо выпусков киножурнала «Советских Казахстан», несколько его документальных работ хранятся в фонде ЦГА КФДЗ:

«К выборам в Верховный Совет Казахской ССР». Алматинская студия кинохроники.1938 год. О депутате - Куляш Байсеитовой.

«Побежденная пустыня». Алматинская студия кинохроники.1940 год. Фильм о работе научной экспедиции в пустыне Бетпак-Дала.

«Радостные дни». Алматинская студия кинохроники.1940 год. Фильм посвящен 20-летию Советского Казахстана.

«Гвардейцы тыла». Алматинская студия кинохроники.1942 год. Фильм рассказывает о героическом труде казахстанцев в тылу, о работе горняков-гвардейцев тыла.

«Айтыс». Алматинская студия кинохроники.1943 год. В фильме показаны соревнования акынов, народных певцов-импровизаторов, среди них: Джамбул, К.Азербаев, М.Ауэзов, К.Сатпаев.

С. Пумпянская вспоминала, что Б. Пумпянского долго не отпускали на фронт, и он очень много ездил по Казахстану, снимая хронику о работе тыла. Это было связано с распоряжением Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов (ГУПХДФ): «Обеспечить своевременную высылку в Москву для включения в союзный киножурнал высококачественных сюжетов об уборке урожая. Сюжеты об уборке урожая будут включаться в каждый номер киножурнала. Этим сюжетам придается значение не меньшее, чем фронтовому кинорепортажу, поручая их наиболее квалифицированным операторам» [3, с.744].

 

 

Записи бесед автора представленной работы с Сэддой Пумпянской были сделаны методом инициативного фонодокументирования в апреле 2010 года, в г.Москве, накануне празднования 65-летия Победы для фонофонда ЦГА КФДЗ.

- Я уехала из Алма-Аты, боюсь сейчас ошибиться, 20 или 21 декабря 1944 года, директор киностудии долго не отпускал меня. Наш поезд шел около 5 дней, и я только одно слово повторяла: «скорей, скорей», муж должен был приехать с фронта, и мы должны были встретиться в Москве, но день приезда 26 декабря я помню точно, это был день похорон Бориса Пумпянского…

- Мы приехали в Алма-Ату в 1938 году. Была просто чудесная погода. Светило солнышко. Поселили нас в гостинице «Ала-Тау». Потом мы жили на улице Фурманова, недалеко от почты. До этого мы жили в Тбилиси, тогда в 1938 году начался кризис в кино, много фильмов закрывалось по всей стране. Наша киногруппа была в Сухуми, должен был сниматься фильм и проводилась подготовка к съемкам. Вдруг мы получаем телеграмму с приказом о возвращении в Тбилиси. Выяснилось, что картину нашу закрыли. Мой муж решил, что самое время сейчас заняться хроникой. Оба мы очень любили ее. Мы послали телеграмму в Москву, в комитет. Нам дали на выбор несколько городов и нам понравилось название города - Алма-Ата! Наш выбор был очень удачным. На студии было малолюдно, операторы были Колсанов, Новожилов, Смирнов, режиссеров еще не было. Директором киностудии был сначала тов. Безпрозванный из Питера, потом Ахметов, которого сменил Малик Ярмухамедов, с ними я работала. Наша жизнь в Алма-Ате вошла в свою колею, и я начала работать в монтажном цехе. Принимала операторов, которые привозили материалы для проявки, обработки. Получала жалованье в 200 рублей до самого отъезда, это были маленькие деньги. Муж мой получал 800 рублей. Так мы и жили.

 

 

Монтажер С.Пумпянская во время посещения выставки казахских художников. г. Алма-Ата. 1940 г. ЦГА КФДЗ РК. Фотокаталог. Арх. № Е-4144. ОЦ. 

 

- В 1938 году мы жили в гостинице, внезапно приходит приказ из Москвы - не оплачивать квартирные. И вот мы сложили вещи в операторскую кабину, и начали ездить в командировки вместе. Сначала отправились в Западный Казахстан. Около двух месяцев мы снимали сюжеты на тему животноводства, овцеводства, в результате получился небольшой одночастевый фильм. Потом под Уральском снимали уборку урожая, там вы сможете и меня увидеть, Борис снял меня со снопом в руках. Потом поехали в Восточный Казахстан в Семипалатинск, сели на пароход и три дня шли по Иртышу, прибыли в Усть-Каменогорск, там сели в машину и поехали в город Риддер (тогда Сталиногорск), снимали медные рудники и медеплавильный завод. Это было очень интересно. Был апрель, в Семипалатинске было очень тепло, как летом, в Усть-Каменогорске вначале тоже было тепло, но ночью, мы ночевали в Доме крестьянина, стало холодно, утром проснулись - снег лежит, так интересно, я пережила три времени года за это путешествие. Потом мы получили комнату, в одном из домов на улице Фурманова и жили там, я ждала ребенка.

- Когда началась война, из Москвы и Ленинграда приехали режиссеры и ассистенты, они работали на студии, над СКЖ (Союзкиножурналы). Монтажная студия у нас была маленькая, а киношников было много, жизнь кипела, и мне это нравилось, это был живой организм. Как-то я сидела у окна, и вижу, еще два человека приехали, их не пускают, тут я узнаю нашего известного кинодокументалиста Вертова, видела его фотографию, побежала в приемную, сказала секретарю, чтобы впустили. Директора не было, он и жена Елизавета Свилова, тоже киноработник, сидели и ждали. Устроившись, они занимались киножурналом «Советский Казахстан». Вскоре Вертов начал писать сценарий фильма «Тебе, фронт!». Сначала он не говорил, о том, что задумал. Все это время муж мой часто ездил по глубинным районам Казахстана, снимал сюжеты для журнала и очерки, а когда бывал в Алма-Ате, подробно рассказывал Денису Аркадьевичу о жизни Казахстана, о людях, об увиденном и замеченном в этих поездках». Вертов очень любил детей, он часто звонил мне и спрашивал: идете гулять с Шуриком? Мы заходили за ним в гостиницу, где недалеко был сквер, и он играл и с удовольствием разговаривал с сыном.

- Мы дружили с балериной Шарой Джандарбековой, очень общительная, веселая, с Куляш Байсеитовой, она была прекрасным человеком, я часто слушала ее в театре, прекрасная певица, у нее был замечательный голос. И она, и ее муж нам очень нравились. Дружили с композитором Брусиловским, с Шакеном Аймановым. Очень часто ходили в театр, если была возможность и на другие мероприятия. К сожалению, домами мы не встречались, потому что дома у нас не было, да и не до этого было тогда. Какое-то время мы вначале даже спали на бильярдном столе на студии, прежде чем нам дали комнату в гостинице. С этим связан один курьезный случай. Вышел приказ, чтобы дежурные не пускали никого на студию после шести часов. Как-то мы сидели с коллегами в столовой, а мы часто обедали то в гостинице, а по субботам и воскресеньям ходили в одну дунганскую столовую. Я смотрю уже шесть часов, думаю, что же делать, вдруг вижу нашего директора, и мне товарищи советуют, подойди к нему и объясни так и так, пусть напишет записку. Я тогда была на своей девичьей фамилии – Бадыштова. Так вот наш директор так и написал: Разрешаю переспать Бадыштовой с Пумпянским на бильярдном столе. Мы потом долго смеялись, были женаты ведь. - Очень хорошо помню Каныша Сатпаева, это был очень интересный, удивительный человек, мой муж сразу заинтересовался им, и он много он узнал от него о Казахстане.

 

 

Оператор Б.Пумпянский (первый справа) во время съемок сюжета для киножурнала «Советский Казахстан». г. Алма-Ата. 1940 г. ЦГА КФДЗ РК. Фотокаталог. Арх. № Е-4160. ОЦ. 

 

- Мы встречались и с Д. Кунаевым. Это было кажется в 1939 году, мы снимали животноводческую картину недалеко от Лбищенска (г. Лбищенск, ныне Чапаев находится в 130 км от г.Уральска, прим. Авт.), он тогда был одним из руководителей Центрального Комитета Компартии Казахстана. Мы приехали на телеграф дать телеграмму о завершении съемок. Тут подъезжает большая черная машина, оттуда выходит человек в военной форме, с кобурой на поясе и спрашивает: кто тут Пумпянский? Муж спрашивает: а в чем дело? Я, говорит, должен вас украсть. Должно состояться открытие Урало-Кушумского канала, Кунаев приехал на открытие и отправил меня за вами. Муж тогда был болен, сильно простудил уши, но все-таки мы поехали. Приехав увидели уже установленную заранее трибуну, начинался митинг, и Борис уехал снимать трассу канала. Но вот уже Кунаев взошел на трибуну, надо снимать, а его все нет. Тут подбегает тот же человек в кожанке и хватает меня, говоря: а вы будете снимать фотоаппаратом! Иду, снимаю, но все таки муж успел вовремя и сделал прекрасные кинокадры этого события. -О казахской земле я могу сказать только хорошее, это родина моего сына. А потом людей хороших всегда больше. Я в этом уверена. Я вот так скажу: я с таким удовольствием приезжала в последний раз. Правда я очень огорчилась, не увидев яблоневые деревья в городе. На улицах тогда везде росли яблони вдоль улиц. Я и сейчас очень хорошо помню наш приезд. Мы приехали в мае, был солнечный день, я вообще не помню пасмурных дней. А зимой не помню, чтобы где-нибудь еще было так много солнца, так ярко сверкал снег, это было так красиво. Помню, Пумпянский должен был снимать восхождение альпинистов на пик Комсомола. Сыну было 3 года, мы стояли у окна, и я говорила сыну: папа сейчас там, вон на той горе, я вижу, как он идет по горам, а ты видишь? И сын мне отвечал: да я вижу, вон мой папа шагает! [4].

 

 

На советско-германском фронте работали от 150 до 250 советских киножурналистов с линией фронта более чем 5000 километров. И, как отмечал известный исследователь кинохроники О.А. Родионов, «лишь благодаря четкой организации работы, перестройке студии хроники с первых же дней войны на новый лад боевой жизни, кинооператоры фронтовых групп смогли плодотворно проводить свой профессиональный труд по сбору и созданию репортажного киноматериала о сражениях. Трудно даже себе представить, как приходилось работать кинооператору на съемке репортажа о боевой операции со стационарной камерой, вес которой со штативом, кассетником и аккумулятором превышает 40 килограммов» [5, с.66].

В конце войны И.Г. Большаков направил В.М. Молотову и А.С. Щербакову докладную записку по итогам совещания начальников фронтовых киногрупп. Он сообщил, что «за время войны из общего состава 150-200 работников фронтовых киногрупп было убито и пропало без вести свыше 20 человек, получили ранения 10 человек, награждены орденами и медалями за участие в боевых операциях Красной Армии 46 человек. Операторы, безоружные герои, запечатлели войну, в которой погибло более 50 млн. человек, большая часть из них мирные люди» [3, с.764].

Интересен в данном контексте опыт работы союзных операторов. В июне 1944 года 200 американских кинооператоров, снимавших высадку войск союзников, были отправлены на открытый второй фронт протяженностью всего лишь в 50 километров. Операторы снимали, надежно защищенные специально сконструированными бронированными башнями, которые были устроены на баржах, доставлявших десант с кораблей. Они готовились к вторжению в Европу вместе с армией два с половиной года. Для них были сделаны специальные укрытия на десантных баржах. Помимо этого, многих солдат обучили пользоваться 16-миллиметровыми киноаппаратами. Такие же легкие киноаппараты устанавливались на самолетах, и летчик, нажимая гашетку пулемета, синхронно включал и киноаппарат.

Публикации архива Президента Республики Казахстан, Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи, воспоминания участников Великой Отечественной войны последних лет в нашей стране дают основание предположить, что многие документы по интересующей нас тематике остаются не только не изученными, но даже не выявленными. Можно с уверенностью сказать, что именно среди этих документов исследователей ожидают самые интересные находки. Воссоздание более реальной картины войны требует привлечения новых исторических источников, документов как письменных, так и аудиовизуальных, что позволит расширить и обогатить наше представление обо всех сторонах жизни нашей страны в годы войны. Использование в комплексе всех видов источников позволит объективнее проводить любое исследование, наиболее полно отражать исторические события и глубже понимать исторические процессы.

Сауле САТАЕВА,

заместитель директора ЦГА КФДЗ, к.и.н.

 

Источники:

1. Фомин В.И. Дерябин А.С. Кино на войне. Документы и свидетельства. – М.: Материк, 2005. – 941 с.

2. Юткевич C. Кино – это правда 24 кадра в секунду. – М.: Искусство, 1974. – 328 с.

3. Фомин В.И. Дерябин А.С. Летопись российского кино 1930-1945. – М.: Материк, 2007. – 846 с.

4. ЦГА КФДЗ РК. Фонокаталог. Арх. № 11090-К.

5. Родионов О.А. Оператор-кинодокумент-фильм. – М.: ВГИК, 1970. – 69 с.

6. ЦГА КФДЗ РК. Фотокаталог. Арх. № 2-122697. Портрет Б.Пумпянского. 1944 г.

7. ЦГА КФДЗ РК. Фотокаталог. Арх. № Е-4160. ОЦ. Оператор Б.Пумпянский (первый справа) во время съемок сюжета для киножурнала «Советский Казахстан». г. Алма-Ата. 1940 г.

8. ЦГА КФДЗ РК. Фотокаталог. Арх. № Е-4144. ОЦ. Монтажер С.Пумпянская во время посещения выставки казахских художников. г. Алма-Ата. 1940 г.

 

Читайте также:

История алматинского кино

Увековеченные образы кинокорифеев Казахстана

Д. Шишкин: «Если не делать мусор, не появятся шедевры»

Мать казахского кино

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?