Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

СУЛТАНМАМЕТ - ПРЕТЕНДЕНТ НА ОБЩЕКАЗАХСКИЙ ТРОН

1019
СУЛТАНМАМЕТ - ПРЕТЕНДЕНТ НА ОБЩЕКАЗАХСКИЙ ТРОН  - e-history.kz

В 1780 году в районе г. Ташкента неожиданно умер хан Абылай в возрасте 70 лет. Для чингизидов и жителей той эпохи это был не старый возраст. Продолжительность жизни мужчин той эпохи составляла 90-100 лет. Попробуем привести свидетельства очевидцев той эпохи. Так, по словам известного российского исследователя XVIII века И.Г. Андреева «многие между ими (казахами - авт.) в самой глубочайшей старости доживают до 100 лет и более; не утратя не токмо зрения, ни памяти, но ниже зубов, и свободно могут ездить верхом без всяких припадков» [1, С. 101].

А Паллас еще в том же столетии также фиксировал это феноменальное и удивительное явление степной цивилизации: «Киргизцы часто доживают до великой старости, да и престарелые бывают бодры и здоровы» [2, с. 248].

Тем не менее, Абылай был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в г. Туркестане. Китайское правительство, получив весть о смерти хана, отправило посольство, которое совершило торжественные поминки по умершему. На могиле хана его родственники и сподвижники установили надгробную мраморную плиту. Хан Абылай занимает важное место в истории казахского народа, его усилия были направлены на создание сильного и независимого Казахского государства. В этом ему активно помогали Султанмамет и его сыновья. По словам российского исследователя нового времени И. Крафта,

«...он (Абылай – авт.) умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому».

Хан возглавил объединительные процессы казахов и способствовал централизации государственной власти в Великой степи, в том числе и при содействии Султанмамета и многочисленных его сыновей. Ему принадлежит важная роль в деле разгрома джунгар и волжских калмыков. Он не только остановил движение китайской армии по территории Казахского ханства, но и вернул традиционные пастбища на Тарбагатае и в долине реки Или. Кроме того, благодаря ему прекратились набеги алатауских кыргызов. По словам Ш. Валиханова, для подвластных Абылай был «как воплотившийся дух, ниспосланный для свершения великих дел» [3, с. 430-431].

Абылай умер неожиданно и при весьма загадочных обстоятельствах. Поэтому не смог оставить после себя политическое завещание.

Великая степь готовилась к выборам нового хана. Рассматривались различные варианты кандидатур. В числе претендентов на ханский трон были султаны Уали, Даир, Абулфеис, Касым и Султанмамет.

Безусловно, султану Султанмамету, как весьма близкому человеку, соратнику Абылая, была предложена ханская власть над всеми тремя жузами. Но он отказался ввиду своего преклонного возраста: к тому времени ему уже пошел восьмой десяток лет. Вот как описывает выборы верховного казахского хана уфимский и симбирский наместник И. Якоби в своем рапорте в Государственную коллегию иностранных дел: «... И хотя при том выборе не оставлено расуждать о праве наследия и других солтанов из ханских фамилей, яко то о Таир-солтане Бараковской фамилии, о Солтамамет-солтане Валиевской фамилии (от которого был и Аблай-хан), а так¬же и о Абулфяиз-солтане Большей орды Абулмаметевской фамилии, причем из них первый двоя сами, а от последняго дети присланы были, однак все они от принятия ханского достоинства отреклись, а согласно приговорили чтобы быть ханом по-мянутому Вали-солтану» [4, С. 106].

Среди претендентов был и султан Касым, один из самых сильных и жестких фигур казахской политической элиты, негативно настроенный против Российской империи. Но его кандидатура не прошла: его не поддержала та часть элиты трех жузов, которая имела тесные контакты с Россией в плане перепуска своего скота на внутреннюю сторону и которая имела выгоды и преференции от торговли в приграничной зоне. В частности, против него выступил Алдебек би из племени керей, которому не понравились грубые выходки Касыма торе. Алдебек би похоронен недалеко от аула Байдалин (Байтуяк) Таврического района Омской области (Россия), прожив остаток жизни вдали от зоны влияния чингизидов, подведомственных потомкам Абылая.

Даир султан был вторым сыном Кокжал Барака, внуком хана Турсына. Считал себя вторым влиятельным человеком в степи и тоже претендовал на власть. Но он был обойден при выборах хана [6, С. 65].

О притязаниях Даира можно узнать из его письма от 29 июня 1781 года генерал-майору Н.Г. Огареву, где он обосновывает свое право наследовать верховную власть в Среднем жузе, выражая благосклонность к российской стороне, напоминая о добрых отношениях отца Барака к российской короне: «Доношу сим вашему превосходительству: с давних лет деды мои родныя, Барак-хан, а после ево родной же сын ево Шихай-хан, первой в Большой орде, а последней, как тою же Большою киргискою ордою, так и Ташкениею владел. По нем, Шихае, сын Турсун, а по Турсуне сын же Барак, всеми вышеписанными ж ордою и Ташкениею управлял. И сей последней во всю свою бытность и владения находился в российской стороне верным и непоколебимым, то есть не делали, как он, так и ево киргисцы российской стороне никаких шалостей, и жалоб никогда на нево не было … После ж онаго при смерти своей приказывал своим детям, в том числе и мне, штоб мы находились к российской стороне верными и служили б так, как и он до конца жизни во оной был. После ж отца нашева, Барака, завладел ханством Аблай, а мы, по малолетству своему, жили в Туркестанте и в киргискую Среднюю орду приехали не весьма давно. И по сие время именуюсь я салтаном, а не ханом, а по отце мне следует быть ханом, а не салтаном. И теперь остаюсь я по Аблай-хане первым, да и киргисцы Большой орды все меня желают быть оным владетелем. В таком случае вашего превосходительства по такой нашей издавна верной службе о пожаловании ханскова мне достоинства представить вышним правительствам. Я же обязываюсь с тем, што никаких киргисцов, которой бы волости они ни были до шалостей ни до каких к российской стороне не допущать. А управлять буду, как и отец мой, Барак-хан, жил и управлял» [7, л. 424-424 об.]. Безусловно, это письмо было направлено до восшествия султана Уали на престол.

Тем не менее, Султанмамет и его дети приняли участие в выборах хана. Ханом выбрали султана Уали, одного из 30 сыновей покойного правителя. Это видно из сообщения Оренбургского губернатора И.В. Якоби, который ссылался на агента-осведомителя в лице верного им Кулебак батыра и писал командующему Сибирским корпусом Н.Г. Огареву 12 августа 1781 года по поводу данного события: «Я имел честь доносить, што по слухам происходящим, на ханское достоинство избран умершова Аблай-хана сын Вали-салтан. А на сих днях, посланной от меня нарочно для узнания о сем верной и неотменно усердной российской стороне старшина Кулебак-батырь, возвратясь, уверил меня, также бывшей на поминках тово хана, Урус-салтан пишет, што действительно собравшимися на тех поминках салтанами и старшинами по общему всего их народа согласию, особливо ево, хана, свойственниками назначен на ханское достоинство он, Вали-салтан, но от нево о том никакова сведения не имею» [7, л. 420].

Выбрали ханом Уали, потому что он был самым спокойным и лояльным к Российской империи. Безусловно, он имел больше шансов как сын Абылая и из-за наличия многочисленных братьев, власть которых распространялась практически на все Казахское ханство. Российская сторона осуществляла контроль за выборами хана [8, С. 39].

Таким образом, Султанмамет султан оказался в числе нескольких претендентов на ханское достоинство, что свидетельствует о его высокой репутации и авторитете среди степной элиты. Более того, его отказ занять должность общеказахского хана из-за преклонного возраста также свидетельствует об его добропорядочности и приверженности степным традициям.

 

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,

д.и.н., профессор,

Виталий СИРИК

Литература:

1. Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков. - Павлодар, 2006, т. 26.

2. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. - Алматы, 1997. - 383 с.

3. Қазақстан тарихы. – Алматы: Атамұра, 2016. - 320 с.

4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. - Алма-Ата, 1961, т. 1.

5. Левшин А.И. Описание киргиз-казахских или киргиз-кайсацких орд и степей. - Алматы, Самса, 1996. - 656 с.

6. Кият А. Барақ сұлтан әулиеті. - Алматы, 2013. - С. 65.

7. ГАОрО, ф. 3, оп. 1, д. 176, лл. 424-424 об. Копия.

8. Абуов К. Қазақстан тарихының ақтандық беттерінен. – Алматы, 1994. - С. 39.

9. Цинская империя и Казахское ханство. Вторая половина XVIII - первая треть XIX века. - Алма-Ата, 1989. - Ч. 2.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?