Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Чем обернулась вера Сейфуллина в партию

1984
Чем обернулась вера Сейфуллина в партию  - e-history.kz
Сакен Сейфуллин – знаменитый казахский писатель и общественный деятель

Сейфуллин был страстным приверженцем коммунизма, искренне верил во всеобщее равенство, надеялся, что после свержения монархии в России, будет уничтожено экономическое и социальное расслоение, а за ним изменится мировоззрение людей. Сакен Сейфуллин стремился донести до своего народа знания, открыть свободный доступ к ним, разбудить желание и осознание необходимости обучения как в медресе, так и в русских школах. При этом он всегда выступал за развитие казахского языка, его популяризацию как родного и главного для казахов.

Сакен Сейфуллин действительно видел в идеологии большевиков улучшение условий жизни народа, и считал, что баи должны расплатиться своим имуществом, нажитом на эксплуатации своего народа, чтобы бедствующие семьи смогли вырваться из нищеты и кабалы.

Сейфуллин писал обличающие сатирические стихи о казахских националистах, но позже этот ярлык наклеили на него самого, из-за его стремления сохранять национальную самоидентификацию. Он боролся за то, чтобы казахов называли казахами, а не киргизами, а съезды советов и делопроизводство велось на казахском языке.

Но у советского руководства были двойные стандарты в отношении национальных кадров. С одной стороны оно поощряло их деятельность, в честь 20-летия творческой деятельности писателя наградили орденом. С другой стороны подозрения против Сейфуллина только усиливались и через полтора года поздравления представителей большевистской власти сменились приговором и казнью, не спасла его вера в коммунистическое дело.   

А вера Сакена в партию была сильна. Именно она помогла ему пережить вагоны смерти Анненкова, тюрьмы, голод, болезни в заключении. Он сохранил и отстаивал свои убеждения и в конце концов вернулся в Акмолинск.

Победа большевизма была для него принципиальной. Но большевизм Сакена Сейфуллина должен был идти только на благо народу. Даже в вопросе создания автономии он готов был отказаться от алаш-ординского проекта. Когда члены партии Алаш твердили, что казахам не нужна автономия, установленная большевиками, Сакен Сейфуллин называл алашовцев буржуазными националистами. Хотя Сейфуллин и будущие члены Алаш признавали силу своего соперника, как в идеологической работе, так и в творчестве.

В 1923 году Сакен Сейфуллин даже был во главе организации, проводившей торжественное собрание в честь 50-летия Ахмета Байтурсынова. Он не отказывался от своих слов, заявив, что Ахмет Байтурсынов – националист, но в то же время настаивал на том, что этот человек действительно любил свой народ. И его работа как в партии Алаш, так и позднее в числе коммунистов, была посвящена родному народу, его будущему.

Ахмет Байтурсынов тоже высоко ценил работы Сакена Сейфуллина. В частности, в труде «Әдебиет танытқыш» (1927) он приводит в пример стихотворение Сейфуллина «Жолдастар», из сборника стихов «Асау тулпар». Подобные стихи вдохновляют народ на борьбу с колониализмом. К этой же цели стремился Ахмет Байтурсынов. Судьба своего народа была их общей заботой. Но пути к этому у них были разные. 

Даже когда Сакена Сейфуллина задержали, он продолжал верить в дело большевиков. В камере один человек спросил его: «какая партия самая справедливая в мире?». Сейфуллин не раздумывая ответил: «коммунистическая, потому что она строит самое лучшее общество в мире». А на следующий день эта партия расстреляла его.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?