«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Верховные казахские бии

4408
Верховные казахские бии
2018 год является юбилейным для столицы Казахстана, которой исполнилось 20 лет. Ровесницей столицы является Монумент правосудию

Утверждение Акмолы в качестве столицы независимой республики вызвало интенсивное развитие инфраструктуры города, привело к его быстрому расцвету. Столица стала новым полем для реализации творческих культурных проектов, которые должны выполнять и символическую функцию, выражая знаковые события, напоминая о значимых датах и героях в истории Казахстана. Одним из таких символов стал Монумент правосудию, которому в этом году также исполняется 20 лет.

Работу над монументом вели несколько авторов: архитектор – Жарылгапов К.Ж и скульпторы – Мансуров М.А., Нартов А.М., Далбай Н.А. Памятник выполнен из бронзы. Знаменитый памятник на улице Омарова запечатлел трех известных казахских биев. Толе би стоял во главе Старшего жуза. Казыбек би – во главе Среднего жуза, Айтеке би возглавлял Младший жуз.

Такие большие полномочия им дал в руки Тауке хан. Тауке-хан правил в 1680-1718 годах. В XVII была сильна власть отдельных султанов, это создавало угрозу ханской власти и авторитету правителя. Тауке-хан решил усилить власть биев, тогда как султаны, напротив, отдалялись от центральной власти. Наследник Жангира наделил биев судебной властью. А если вспомнить, что Толе би, Казыбек би и Айтеке би приняли участие в создании свода законов «Жеты жаргы», то их полномочия распространялись и на законодательный уровень. «Жеты-Жаргы» регламентировал разные стороны общественной жизни в Казахском ханстве. Свод законов был основан на предыдущих нормах управления «Касым ханнын каска жолы» и «Есим ханнын ески жолы». 

Среди примечательных новшеств данного закона можно отметить то, что авторитет народного собрания, в котором неизменно важную роль играли бии, был закреплен на законодательном уровне. Согласно «Жеты-Жаргы» главы казахских родов должны были каждую осень являться на эти собрания. На них обсуждались важные вопросы внутреннего устройства государства и внешней политики, военная тактика.  

Ключевые решения были приняты на всеказахском курултае в 1726 году, в местности Ордабасы. На нем собрались знатные представители казахской элиты. Они произнесли клятву верности друг другу. Конец XVII – начало XVIII веков был действительно сложным историческим периодом для казахского народа. Казахское ханство регулярно подвергалось нашествиям со стороны джунгар и других соседних племен. Степной народ как никогда нуждался в централизации сил, а не в разобщенности и междоусобной борьбе. Идейными вдохновителями и руководителями борьбы с джунгарами стали Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

По устным преданиям, три бия обладали не только недюжинным умом, но и высокими моральными качествами. В то же время не следует идеализировать их, ведь они тоже были людьми, и могли руководствоваться не только общемировым благом или абсолютными нравственными критериями, но и личными факторами, либо использовать хитрость или уловки для того, чтобы добиться желаемой цели.  

Айтеке-би способствовал тому, что жестокий обычай кровной мести сменился на «справедливое наказание». Таким образом, он остановил череду кровавых расправ между родами.    

В высоких качествах Казыбек-бия можно удостовериться не только от его соотечественников, но даже от врагов. Известное прозвище «қаз дауысты Қазыбек би» («гусиноголосый Казыбек би») ему дал джунгарский правитель, пораженный ораторским даром казахского бия. А уж оценку постоянного противника сложно обвинить в несправедливости.

Толе би, Казыбек би и Айтеке были действительно великими людьми в истории казахского народа. Они имели прогрессивные взгляды, могли справедливо решить спор и остановить вражду.

Но самая главная их заслуга в том, что они смогли сплотить казахский народ перед нависшей джунгарской угрозой.