Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Почему Букейханов сотрудничал со своими врагами?

1495
Почему Букейханов сотрудничал со своими врагами? - e-history.kz
6 (19 июня) 1918 года эсеры подняли восстание в Москве. В этот же день около 6 часов вечера воинские формирования Алаш-Орды вошли в Семипалатинск и торжественным маршем прошли перед Никольской церковь

После Февральской революции у казахов появилась надежда на образование собственной автономии, которая позволит создать внутреннюю административную систему, основанную на законе, воплощающем справедливую судебную практику, которая базируется на традиционном укладе местного населения, с сохранением и распространения казахского языка и казахской культуры, а также уважением к культурным особенностям других народностей, проживающих на территории Казахстана, и соблюдением их прав.

Главной целью Алихана Букейханова и его сподвижников являлось образование национальной автономии Алаш с соблюдением реальных принципов автономной республики. Но политический режим в России начала XX века и разнородные политические партии не разделяли интересы алашовцев и значительной части поддерживающего их местного населения.

25 июня 1916 года вышел несправедливый по отношению к местному населению указ, согласно которому все «инородцы» мужского пола в возрасте 19-43 лет должны быть задействованы в работах по созданию оборонительных сооружений для нужд армии и на тыловых работах. Царский указ запустил национально-освободительное движение среди казахов.

Алихан Букейханов, осознавая, что сопротивление власти приведет к смерти большого количества людей, обратился к народу с призывом не сопротивляться решению правительства. Отправка людей на тыловые работы могла спасти семьи мобилизованных от карателей и сохранить их имущество. Восставшие восстановили административную систему национальной государственности – вооружённые силы, ханскую структуру власти, налогообложение, необходимые для военного времени порядки и т.д. Но социально-экономическое положение казахского аула сильно ухудшалось. Каратели грабили хозяйства людей, не желавших подчиняться. Часть казахского населения иммигрировала в Китай и Монголию. Около 150 тысяч человек были насильно отправлены на выполнение тыловых работ.

Авторитет царской власти неизбежно падал, затянувшая война порождала антивоенные настроения, тяжелое положение рабочих и крестьян усугубляло ситуацию.

Весть о Февральской революции была радостно встречена казахским народом. Временное правительство, пришедшее на смену самодержавию, внушало доверие казахской демократической интеллигенции своими лозунгами. Колониальные народы верили, что, наконец, наступило время их государственного самоопределения. В Казахстане начали появляться местные органы Временного правительства. Алихан Букейханов стал комиссаром Временного правительства в Тургайской области.

Но Временное правительство не могло сразу решить всех проблем предыдущего режима, во многом оно продолжало политику самодержавия. Оно избегало решения национального вопроса и аграрной проблемы. Таким образом, горячо волнуемый казахское население вопрос о национальной автономии был оставлен без ответа.

Февральская революция свергла самодержавие, значительно пошатнула положение помещиков, но она не вернула земли, что народ потерял за период существования Казахстана в составе Российской империи. Революция частично сняла социально-политическую напряженность в крае, но не решила проблему дальнейшей конфронтации простого народа и центральной власти. «Преемственность» действий Временного правительства с русской монархией можно увидеть в аппарате управления. На местах власть в своих руках сосредоточили областные комиссары – их функции были схожи с функциями губернаторов до революции, а управленчество уездных начальников сильно походило на действия уездных комиссаров.

Нерешительность Временного правительства вызывала новые волнения в обществе. Люди ждали кардинальных перемен. У большевиков появлялось больше последователей, они набирали силу. В Казахстане стали создаваться Советы рабочих и солдатских депутатов. В их организации большую роль играли социал-демократы и партии эсеров, которые слились с Советами рабочих и солдатских депутатов.

25 октября 1917 года по старому стилю, 7 ноября по-новому совершилась Октябрьская революция, в результате которой деятельность Временного правительства была прервана. Лозунги власти Советов «О праве наций на самоопределение», «О свободе угнетенным народам царской окраины» смогли завоевать симпатию некоторых казахских общественных деятелей, которые привлекали население на сторону большевиков.

Но Советы не позиционировали себя в качестве создателей национальных автономий. Идеология мирового пролетариата, торжество всего рабочего класса, коллективизм независимо от индивидуальности и национальности противоречила идее создания казахской государственности.

При этом падение правительства Керенского еще не означало торжество большевиков, их победа не стала победой для всего населения бывшей империи. На местах сохранились местные органы старого строя, национально-демократических организаций, существовало руководство казачьих войск в различных регионах – они осудили октябрьский переворот как узурпацию законной власти в России. Их всех объединяло неприятие к советской власти и провозглашенных ею программных идей.

Непримиримость идеологических и политических позиций большевиков и членов партии «Алаш» вылилась в противостояние между ними. Сторонники Алаш готовы были выступить против «большевистского зла», даже осознавая необратимость гражданской войны. Ведь части казахского населения импонировала программа социал-демократической партии. Главными силами вооруженного противостояния партии большевиков стали верхи казачества, местные организации партии кадетов, эсеров, народных социалистов и меньшевиков.

Алихан Букейханов инициировал вербовку казахских джигитов отряд милиции. Он тщательно отслеживал новости по боям в разных казахстанских областях. Алашовцы стали устанавливать контакты с враждебными советской власти организациями. Букейханов давал указания связаться с атаманом Оренбургского казачества Дутовым и председателем Башкирского военного совета Ахмедом-Заки Валиди.

Комитеты Алаш в разных городах Казахстана должны были взять на себя миссию представителей казахского народа, работать в контакте с «местными представителями сибирского временного правительства».

6 (19 июня) 1918 года эсеры подняли восстание в Москве. В этот же день около 6 часов вечера воинские формирования Алаш-Орды вошли в Семипалатинск и торжественным маршем прошли перед Никольской церковью.

Парад принял председатель правительства Алаш-Орды Алихан Букейханов. Командир воинского подразделения «Алаш» подпоковник Токтамысов приветствовал правительство словами «Слава Аллаху!». «Слава Аллаху!» – ответил отряд, после чего воины, маршем пройдя по площади, отправились на фронт.

Для определения перевеса сил во время гражданской войны белые и красные вынуждены были считаться с правительством Алаш-Орды – официальным органом власти от казахского населения. А правительство Алаш-Орды не исключало возможность контактов с новыми региональными правительствами Белого движения, а в дальнейшем и с Советами.

Правительство Алаш-Орды, оказавшись в положении между Сциллой и Харибдой (Советами и Белым движением), принимает сторону Белого и повстанческого движения, надеясь, что победа над большевиками позволит будущему Учредительному собранию признать государственно-территориальную автономию, как Казахстана, так и Туркестанского края.

Пока у казахской демократической интеллигенции и сторонников единодержавной России был общий враг, их сотрудничество было возможным. Но на более глубоком уровне эти контакты неизбежно были бы разорваны. Белое движение отрицали мысль о национальном возрождении нерусских народов. Алихан Букейханов лавировал между большевиками и их противниками, надеясь, что при определенных стечениях обстоятельств, например, при угрозе захвата власти противоположными силами, они будут вынуждены признать Алашскую автономию. Но как показывает история, как большевики, так и их противники, руководствуясь разными причинами, не могли разделить с Букейхановым и другими казахами, мечтающими об обретении собственной государственности, идею национальной автономии. Они заигрывали с казахской политической прослойкой, чтобы переключить баланс сил на свою сторону с помощью крупной национальной группы, но все это было временными мерами. После победы они могли уже не считаться с казахской общественностью, требующей права на создание национальной автономии.

В марте 1918 года состоялся разговор Сталина и активного члена партии Алаш Халела Габбасова, в котором первый от имени советского правительства фактически признал казахскую автономию: «Решение Всеказахского съезда, переданное нам полностью совпадает с вышеуказанными правилами (правила Совета Народных Комиссаров о правах народов России)».

Но дальше устного разговора дело не пошло.

Гражданская война не решила вопрос государственного самоопределения Казахстана и Туркестана, она породила насилие, убийство, голод и разруху в каждом населенном пункте, городе, деревне и ауле. Террор, массовые убийства, расстрелы, мародёрство, голод, восстание, эпидемии становятся элементами повседневности.

Правительство Алаш-Орды существовало два года с декабря 1917 года по декабрь 1919 года, а юридически прекратило свое существование 22 октября (4 ноября) 1918 года по Указу Временного Всероссийского правительства.

Ряд причин не дал воплотить планы Алаш. Подозрение и временного сибирского правительства, и русских генералов в сепаратизме, и расколе казахского общества на «революционеров» и «контрреволюционеров» было нерушимой преградой для членов Алаш и тысяч людей, у которых они сыскали поддержку и понимание. Победившая в конечном счете Советская власть определила ход истории, который оказался трагическим для лидера партии Алаш и борца за идею образования казахской национальной автономии Алихана Букейханова, и способствовал ущемлению многих народностей в деле изучения родного языка, национальных культурных обычаев, объективной истории.  

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?