Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

РУЖЬЕ ИМАНЖУСУПА

1673
РУЖЬЕ ИМАНЖУСУПА - e-history.kz
Интернет портал «История Казахстана» накануне Дня памяти жертв политических репрессий предлагает вашему вниманию интересные факты из жизни исторической личности, борца за свободу Иманжусупа Кутпанова

Иманжусуп Кутпанов – историческая личность. Он всю жизнь провел в изгнании, побывал в ссылках в четырех концах казахской степи. Один из его предков Турганбай был видной личностью – даткой, но судьба его была непростой, он погиб в борьбе против хивинской власти, а его детей разбросала судьба по степи.

Родился Иманжусуп в нынешнем Аксуском районе Павлодарской области, рос смышленым и смелым мальчуганом. Наряду с богатырской силой Всевышний наградил его и другими талантами. Родная внучка батыра, рожденная от его младшего сына Нурхана – Раушан Иманжусуп поведала нам об истории драгоценной реликвии – пятизарядного ружья, который остался от предка. Хранительница музея школы имени Иманжусупа Кутпанова Р. Нурханкызы рассказывает, что это реликвия ее знаменитого предка была передана в фонд музея недавно.

– Это ружье, принадлежавшее моему дедушке Иманжусупу, называется «бесатар» (пятизарядное ружье). Можно сказать, что это самая ценная реликвия. Его передал нам житель поселка Темирлан Ордабасынского района ЮКО Калдарбек Оналбеков, - говорит Раушан Иманжусуп.

По словам Калдарбека Оналбекова, его дедушка Нур Махамбетулы долгие годы хранил это ружье у себя.

Историк Талас Омарбеков в своих исследованиях писал, что конфискация коснулась 696 хозяйств, среди них, в первую группу, то есть к богатым, было отнесено 562, а ко второй группе было отнесено 134 хозяйства. В первую группу входили не только богачи, многие из них были конфискованы лишь за то, что происходили из ханского рода, датка и биев. Также подлежали конфискации и наказанию представители духовенства, участники национально-освободительного движения Алаш. По социальному происхождению конфискованных можно распределить по группам: потомки ханов и датка, волостные правители; аксакалы (старейшины), бии (бывшие судьи); муллы, ишаны и имамы; алашордынцы, мелкие чиновники; противники советизации аулов.

Статьи «потомок датки», «противник советизации аулов» с головой хватило для обвинения Иманжусупа. Известно, что последние годы жизни Иманжусуп Кутпанов проживал в поселке Коскудук на территории Жамбылской области. Становление Советской власти, перегибы в ходе конфискации имущества вызывали гнев у Иманжусупа. Он видел, что конфискации вместе с богачами подверглись и простые жители. Противник несправедливости, батыр, прочувствовавший всю суровость колониальной системы, серэ, поднимавший дух народа своим искусством, не мог стерпеть такое своеволие. Представители народа, которые были против такой искусственно созданной коллективизации, начали сплачиваться вокруг Иманжусупа. Это были 1929 – 1930 годы.

– На этом фото Махамбетулы Нур, его рассказ о нашем дедушке Иманжусупе никогда не сотрется с нашей памяти.

«Неизвестные разбойники, обитавшие в горах, не давали нам покоя, без конца воровали наш скот. Мы устали. Против разбойников у нас нет сил»,- рассказал Нур Иманжусупу.

Тогда Иманжусуп спросил: «У вас что, нет ни одного ружья, для защиты своего аула?».

Бедные казахи, жившие своей повседневной жизнью, ответили: «Не, не держим ружье».

«Вот, держите, это – мой бесатар (пятизарядник). Отдаю его вам. Идите на ту гору Мамбеталы, и спрячьтесь. Как только увидите разбойников, пальните один раз. Тогда увидите, на что он способен»,- сказал Иманжусуп.

Действительно, разбойники, услышав выстрел на перевале, со страху свернули обратно, говоря: «В этом ауле находится Имекен!», - рассказала Раушан Иманжусуп.

Видно, что сохранить такую реликвию, потомкам Нур ата было непросто. Трудно передать словами, насколько тяжело было хранить его в советское время. В пору, когда обществом владел страх, когда сын шел против отца, а брат на брата, когда надежных людей вокруг стало мало, ружье долгие годы тайно хранили в кебеже (деревянный сундук для хранения продуктов). Когда и там стало опасно прятать, ружье смазали маслом, завернули в ткань и закопали в землю.

Нур рассказал своему сыну Оналбеку что это ружье действительно принадлежало знаменитому человеку.

Даже после обретения Независимости, когда вышел Указ Правительства о сдаче оружия, они не решились показать ружье народу и передать потомкам Иманжусупа.

Только аксакал не терял надежду в прекрасное будущее и говорил: «Когда-нибудь это ружье вернется к своему хозяину, одному из его потомков. Они придут в его поисках, тогда вернете. Это – аманат».

Горькая судьба Иманжусупа связана с его участием в Мойынкумском восстании. Батыр восстал против советского режима, был схвачен карателями 20 декабря 1930 года и заключен в тюрьму Тараза. Расследование по его делу длилось около трех месяцев, по его итогам суд признал его «врагом народа» и приговорил к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 2 марта 1931 года.

Судьба Иманжусупа, сосланного в далекие края по доносу близких, отображает целую историю казахского народа в ХХ веке. Достойный сын своего народа умер в 68 лет не своей смертью, а пал жертвой вероломной системы, действий кичливых активистов. А, ружье, хранящее следы его рук, хранится в музее, словно отголосок тех тяжелых дней и безвозвратного времени.   

 

Фотограф: Артем ЧУРСИНОВ 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?