Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Встреча с Колпаковским

942
Встреча с Колпаковским  - e-history.kz
5 марта - день рождения предводителя национального движения Алаш, председателя правительства Алаш Орда, выдающегося политического деятеля Алихана Бокейхана

Этот рассказ был записан известным алихановедом Султан Ханом Аккулы от старшего сына Азихана, младшего брата Алихана, Райымжана Бокейхана летом 1991 года. Предлагаем вашему вниманию историю, описанную в ХV томе Сборника сочинений Алихана Бокейхана.

Прибывший по служебным делам в Каркаралинский уезд генерал-губернатор Степного края князь Герасим Колпаковский после завершения важных дел посетил местное ремесленное училище, и, оглядев всех выстроившихся его встречать учеников, задал такой вопрос: «Если я из Омска до Каркаралы проехал 760 верст, то сколько оборотов сделало колесо моего тарантаса? Кто скажет?».

Вопрос озадачил всех. После недолго молчания из шеренги вышел невысокий для своих лет мальчик, на ходу снял ремень и, подойдя к тарантасу, измерил им диаметр колеса. Тут же на земле он начал что-то писать, считать. Спустя некоторое время, несмотря на, казалось бы, архисложную задачу, Алихан выдал правильный ответ.

Пораженный смелостью и знаниями казахского мальчика генерал-губернатор дал указание директору училища и уездному начальнику отправить одаренного мальчика в Омск для продолжения образования.

По другим рассказам,  генерал-губернатор Степного края сам на своей повозке увез Алихана в Омск и устроил его техническом училище.

Возможно, этот рассказ является правдой. Алихан Бокейхан с 1889 по 1890 годы обучался в Омском техническом училище, это исторический факт!

Только ли из-за уникальных способностей юного Алихана русский генерал-губернатор отправил казахского мальчика в Омское техническое училище? Секрет здесь кроется в другом. На самом деле генерал-губернатор был заинтересован в подготовке национальных кадров для службы в интересах Российской империи.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?