Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Верность отцовскому наказу

882
Верность отцовскому наказу - e-history.kz
Ровно 80 лет назад разразился «страшный холод», и было мало казахских семей, которых он не коснулся

Последствия сталинских репрессий, которые лишили ребенка отца, отлучили мужа от любимой, повергают в страх не только очевидцев тех событий, но даже сейчас, живущих в  мирное время. Злодеи не только разрушали семьи – они били по слабому месту: лишали человека родной земли, посылая на верную гибель? и лишали близких.

«Алаш» и «Абай» – смысл его жизни

"Когда отца задержали, мне было 13 лет, – так начала разговор Надия апа Сеитбатталкызы. – При обыске в доме они собрали все попавшие к ним в руки бумаги. Они сильно орали, кричали на отца, в первый раз столкнувшегося в с таким кошмаром. Это было 25 апреля 1937 года".

Наш сегодняшний разговор пойдет об образцовой жизни и наследии Сеитбаттала Мустафина. Сеитбаттал Мустафин родился в 1892 году в Енбекшильдерском районе Кокшетауской области, впоследствии он стал прогрессивно мыслящим передовым гражданином своего времени. Он как и сегодняшние «болашаковцы» в 16 лет отправляется в Турцию, поступает в Учительскую семинарию Стамбула. Окончив семинарию в 1913 году, едет в Семей, где и начинает свой трудовой путь. Среди считанных казахов, получивших образование за рубежом в то время, имя Сеитбаттала Мустафина входит в историю.

«Основа освободительных идей алашской интеллигенции лежит в Абае», – так резюмирует казахский ученый Р. Нургали.

Оба этих огромных понятия напрямую относятся к жизни Сеитбаттала Мустафина. Он был членом партии «Алаш», участвовал организационных работах, а также был одним из первых, кто выпускал открытый в честь великого поэта журнал «Абай».

Работа вместе с Сатбаевым

Среди членов алашской интеллигенции, которые понимали, что для  создания демократического-светского общества, и для того, чтобы как цивилизованные страны идти вперед, нужно опираться на науку и образование, просвещать народ, найдется и имя  Сеитбаттала.  Когда образовалась партия, и стали открываться курсы по обучению казахской молодежи грамоте, С.Мустафин со всей душой приступил к преподаванию казахского языка и физики. Об этом свидетельствует исторический документ, приведенный в статье «Алаштың аяулы азаматы»  известного писателя Толегена Кажыбая. В нем говорится следующее: «Представление областного киргизского (казахского) учительского бюро в областную земскую управу постановления о программе курсов, открываемых в г. Алаш и назначении преподавателем курсов Каныша Сатпаева».  

В этом документе указано, что вместе с Канышем преподавателями курсов закреплены также Маннан Тургынбаев, Сеитбаттал Мустафин. Например, М.Тургынбаев был назначен временным руководителем курса, а также преподавателем арифметики, гигиены, истории ислама,  религии, Сеитбаттал был преподавателем киргизской (казахской) истории, физики, а Каныш Сатпаев был утвержден преподавателем географии, общей истории, зоологии, анатомии».

Из этого исторически важного документа видно, что трудовые пути известного всему миру Каныша Сатпаева и Сеитбаттала Мустафина начинались вместе. Также встречаются сведения, что летом 1917 года Мустафин стал членом «Организации преподавателей» и одно время был председателем этой организации. Осенью того года он стал членом молодежной организации «Жанар», образовавшейся в Семипалатинске, и активно включился в культурно-просветительскую работу.   

«Абай» – яркий этап его жизни

В 1918 году в Семипалатинске он вместе с Ж. Аймаутовым, М. Ауэзовым помогал в выпуске литературного журнала «Абай». Сеитбаттал Мустафин пропагандировал произведения Абая, культуру, искусство и историю казахского народа, призывал к образованию.

Включить в ряды первых издателей журнала «Абай» Сеитбаттала Мустафина без всяких споров – историческая справедливость.

Он был не только одним из издателей журнала «Абай», но он много трудился и как автор. В этом журнале были изданы его статьи на педагогическую тематику:  «Архимедтің заңы» («Закон Архимеда») (1918, № 7.), «Архимедтің өнері» («Искусство Архимеда») (1918, № 7.), «Қалай көндіру керек» («Как нужно заставить») (1918, № 4.), также «Имам Газали» (1918, № 2, 3.).

В познавательной статье «Закон Архимеда», опубликованной в 18-ом номере журнала от 1917 года, Мустафин подробно разъясняет жизнь великого ученого и его научное открытие.  Особенно интересно и познавательно то место, где описывается мудрость Архимеда, разоблачившего хитрость ювелира, который своровал и оставил себе золото, данное царем.

«Он призывает казахскую молодежь учиться грамоте и получать образование; ему принадлежат слова: ключ жизни – в образовании», – пишет Т. Кажыбай.

Мустафин неустанно говорил и писал обо всех проблемах, касающихся его специальности. Например, он делится своими мыслями о воспитании детей.  «Нужно ли держать ребенка в ежовых рукавицах, и как солдата преклонить насильно, или же нужно его совсем отпустить в свободное плавание?  Или же не нужно его ни строго держать, ни отпускать свободно, а найти между ними какой-то третий путь? – при этом он напоминает, - если воспитывать только тело, при этом не воспитывать духовно, то воспитание ребенка получится односторонним».

В статьях, опубликованных в журнале «Абай», «Айкап» и газете «Алаш», Сеитбаттал Мустафин поднимал самые актуальные проблемы общества. Доказательством тому служат публикации 1911-1915 годов: «Көшу турасында», «Стамбұлға саяхат», «Бұрыңғыны айтпай, соңғы еске түспейді», «Қалың малдан пайда бола ма?».

Он был сторонником правды...

Мы спросили у Надии апай. с кем общался деятель, кого считал близким другом, кого не хотел видеть. По ее словам, в 1922-1925 годы отец работал в отделе народного образования в Кокшетау. А в 1925-1930 годы преподавал в Кызылжарском педтехникуме. В этот период он сближается с великим казахским поэтом Магжаном Жумабаевым. А также дружит с Сабитом Мукановым, Жаканом Сыздыковым, Серкебаев Бекмухамедовым (отец известного певца Ермека Серкебаева).

«Мой отец был человеком прямолинейным, не врал, он любил правду. Никогда не был хвастуном, честолюбцем. Не любил тех, кто играл в карты, предавался азарту, не любил двуличных, даже ненавидел», - вспоминает его дочь.   

Будучи преподавателем, он тесно общался с литераторами. Сеитбаттал Мустафин собирал образцы казахского устного народного творчества, также приложил много усилий для публикации стихов, слов-наставлений   таких известных личностей, как Толе би, Кали би, поэтов-певцов: Орынбай, Оске, Шортанбай. На казахский язык он перевел турецкий роман  «Көксанжақ».

В 1925 году в Ташкенте выходит в свет его поэма «Шернияз»  и роман «Зуфнун».

«Он пожертвовал многим, чтобы написать такие труды, – говорит его дочь. – Он все время писал. Всю ночь. Оказывается, он переводил зарубежных писателей, иногда писал и сам. В то время я не знала, что он там пишет».

- Я хорошо училась в школе. Он жалел меня, говорил «долго не сиди, много не смотри». Помню, он как-то сходил на родительское собрание. Вернулся довольный, сказал «сегодня тебя хвалили». «Вы же говорите, чтобы я много не учила», – смеясь отвечала я.

Конец ареста – безвинная смерть

25 апреля бесцеремонно ворвавшиеся в дом сотрудники НКВД проводят шумный обыск. Найдя рукописи, бумаги писателя, они задерживают Сеитбаттала, сажают в машину и увозят. В памяти 13-и летней девочки хорошо сохранился беспомощный вид отца: «Он ничего не понял, не знал, что происходит вокруг. Во время работы в школе на него написали заявление, и опубликовали это в газете. Написали его же коллеги. Он, похоже, высказал критику по поводу того, что собрание они вели на русском языке, и по их указке его и арестовали. Прибывшие родственники посоветовали маме уехать куда-нибудь в другое место, спрятаться на время. С отца взяли объяснительную и отпустили домой, но на следующий день снова его увели. После этого он не возвращался...»

Любимая жена Сеитбаттала Мустафина Умуш Айыпова – была выпускницей женской гимназии. Она стала очень грамотным педагогом. Умуш Айыпова – двоюродная племянница Райымжана Марсекова, одного из основоположников партии Алаш-Орда, видного юриста, выпускника юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Ее отец Айып тоже был членом партий «Алаш-Орда», он был братом Райымжана. 

Айыпова ходила на свидание с Сеитбатталом в тюрьму с единственной дочкой Надией. «Мама говорила, что он обижался, что его никто не искал, не навещал. В следующее наше посещение мама дала мне какой-то сверток, до окна не достаю, встаю на цыпочки и говорю «дяденьки, возьмите, пожалуйста», моя мысль – дать ему понять, что мы приходили. Мама говорила: «они не берут передачки, очень сложно что-либо передать». Переживала, что он скажет, будто его никто не искал. Так мы и не увидели больше отца».

Задержанного как «врага народа» Сеитбаттала долго допрашивали, с 25 апреля по 11 сентября. Его как «агитатора и члена партии Алаш-Орда» приговаривают к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 16 сентября в Кызылжаре. Кроме Сеитбаттала в тот день были расстреляны:  Мухаметжан Есжанов, Камел Кешубаев, Хайролла Хусайынов, Галиасқар Куанышев, Билял Малдыбаев, Жанузак Жанибеков.

Над головой Умуш, не знавшей о расстреле мужа, тоже сгущались тучи. Ее выгнали с работы. Где она только не работала, чтобы вырастить дочь Надию, много претерпела унижений...

Повзрослев, Надия встретила сокамерника отца. Ему нелегко было к ним прийти. Чтобы чужие глаза не заметили, он пришел к ним ночью. Он был отважным человеком, в тюрьме подрался с кем-то, из-за этого его заперли в камеру, где находился Сеитбаттал. Сокамерник  рассказал: «С утра до ночи он думает только о дочери. О себе совершенно не думает. Плохо питается. Я поругал его, сказал, сегодня ты здесь, а завтра неизвестно что произойдет. С твоим ребенком ничего не случится! Ребенок твой дома, ты думай о себе!».

О безвинной смерти отца Надия апа узнала лишь в 1944 году. Только тогда она получили на руки заполненный бланк. Она часто вспоминает отца, наверно потому что была единственной дочерью. А сегодня, слава богу, она создала семью, растит потомство. Надия апа вместе с супругом Сатыбаем Хасеновым воспитывают пятерых детей.  Долгие годы проработала главным инженером Технического управления Министерства автотранспорта. Трижды была избрана депутатом Советского райсовета города Алматы, награждена орденом «Знак Почета». Ее мама Умиш Айыпкызы скончалась в 1970 году. Надия апа хоть и пережила немало горестей, лишений, но не теряет оптимистического взгляда, с надеждой смотрит в будущее.   

В райцентре Енбекшильдерского района Акмолинской области в городе Степняк именем прославленного деятеля Алаш Сеитбаттала Мустафина названа улица.

А это стихотворения отца, которые он посвятил своей дочери.

Нұрбике* айналайын жүрек бауыр,

Бір мен емес сағынады бүкіл ауыл,

Алтын жаз, жасыл жайлау көрінбейді,

Арқадан аяз қысады қара дауыл.

 

Қарағым келді мұнда жазған хатың,

Көзіме оттай ұшты салған отың,

Жүрегім аттай тулап алып ұшты,

Бойыма тарамайды ішкен асым.

 

Қорыққан да, қуанған да бірдей екен,

Хатыңа тамшылады көзден жасым.

Қарағым тез қайт, тез қайт, тез қайта ғой,

Болмаса мең-зең болар менің басым.

 

Қарағым айналайын, қарақ шырақ,

Анық-ақ жүргенің де арып шыдап,

Мен жүрмін күндіз-түні ұйқы көрмей

Мауқымды басып алам жылап-жылап.

 

* * *

Көзімнің нұры – қарағым,

Бір өзің, сен жалғызсың,

Көп балаға баладым,

Кітап алшы қағазбен,

Қайырлы болғай талабың.

Гүлденіп өссең торғындай,

Жемісін татар алабың.

Қазіргі жол – жаңа жол,

Байқап қара оң мен сол.

Білім алып әр пәннен,

Кейінгіге басшы бол.

Бұзық болмай, дұрыс бол,

Өз тобыңа ырыс бол.

Еңбек, талап жолдасың,

Жалқаулықтан бұрыс бол.

Қарсы келген жауызға,

Өткір алмас қылыш бол.

Қараңғыға шырақ бол,

Надандықтан жырақ бол.

Тәрбиелі жас атансаң,

Ертелі-кеш сұрақ сол!

* Нурбике – настоящее имя Надии апай. Когда-то Надия апай по своему желанию взяла себе это имя.

 

Да, такие безосновательные аресты и клевета погубили тысячи Сеитбатталов. Все это сохранилось на страницах истории. И никто не сможет их стереть.  

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?