Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

25 лет первой Конституции Казахстана

1914
25 лет первой Конституции Казахстана - e-history.kz
28 января 1993 года была принята первая Конституция Республики Казахстан

Независимый Казахстан должен был встать на путь кардинальных изменений, главным ориентиром которых стал приоритет верховенства Закона, а также защита интересов, прав и свобод граждан.

Главная задача Республики на сегодняшний день заключается в совершенствовании настоящей Конституции, для того чтобы положения основного закона страны защищали интересы демократического общества Казахстана в соответствии с требованиями современной эпохи и способствовали дальнейшему развитию демократических реформ, эффективных политических, социально-экономических и культурных процессов страны.

Конституция всегда должна отвечать реалиям нового дня. Поэтому когда возникает необходимость в каких-то изменениях и дополнениях, то на них следует быстро реагировать, рассматривать и реализовывать их в соответствии с требованиями времени. Благодаря такому ходу действий Конституция закрепляет не декларативные постулаты, но актуальные демократические достижения государства.

Вспоминая историю независимости страны, закономерно приходишь к выводу, что «Казахстану нужен был такой Основной закон, который бы шел «нога в ногу» с новыми реалиями и перспективами и сосредотачивал на своих страницах опыт предыдущих поколений и уверенность на лучшее будущее. Конституция независимого Казахстана должна была закрепить основные принципы, по которым народ собирался строить открытое и демократическое общество».

28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного государства. Она имеет большое значение в деле обретения независимости нашей страны. Конституция регламентировала функционирование главных государственных органов, чей долг состоит в служении народу; они являются выразителями интересов граждан страны и обязаны защищать их законные права и свободы.

Но только практическое применение Конституции позволило обнаружить ее главные минусы. После вступления главного закона страны в работу явными стали ее недостатки, такие как, оторванность от действительной социально-экономической и политической ситуации. В ней не были обозначены цели и перспективы развития государственных, экономических и социальных процессов, отсутствовал план для преодоления потенциальных разногласий между различными государственными институтами, что в дальнейшем стало  одной из причин увеличения масштаба противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти. В первой Конституции были выявлены промахи, которые, благодаря этому опыту,  были устранены в последующих вариантах.

Роспуск Верховного Совета 12-го созыва активизировал процесс работы над новым проектом Конституции. Президент Казахстана Н. Назарбаев тщательно изучил около 20 конституций разных стран и юридическую литературу, связанную с этим вопросом, он задействовал в работе ученых, юристов. Они вошли в состав Экспертно-консультативного совета при Президенте по разработке проекта новой Конституции. Совет рассмотрел  конституционные статьи других государств, включая страны постсоветского пространства, а также дальнего зарубежья. Это оказало положительный эффект на разработку новой Конституции. Ученые приняли во внимание ошибки, которые были допущены в предыдущем документе.

Одной из инициатив, предпринятых непосредственно Президентом, было прямое закрепление основополагающих принципов деятельности Республики в первой статье будущей Конституции. В ней определены главные приоритеты политической жизни Республики Казахстан. Они включают общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, воспитание патриотических чувств, демократическое решение наиболее важных государственных вопросов, в том числе голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Декларативность некоторых новелл свидетельствует о том, что демократия в Казахстане находится на начальном этапе своего становления. Кроме того, Казахстан должен быть не только демократическим, светским, правовым, но и социально ориентированным государством. Такой путь строительства является наиболее оптимальным и подходящим для нашей страны.

Варианты проекта Конституции были предоставлены для всенародного обсуждения, их широко освещали представители СМИ. Граждане страны были вовлечены в процесс утверждения главного закона страны. В 33 тысячи общественных обсуждений Конституции внесли свой голос более трех миллионов человек. Было озвучено около 30 тысяч предложений и комментариев. В 55 статей проекта Конституции были внесены многочисленные поправки и дополнения.

Результатом, можно сказать, коллективного труда стала Конституция  30 августа 1995 года, которая является высшим актом волеизъявления граждан Республики Казахстан, подавляющее большинство из которых сказало «да» новому Закону страны

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?