«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

115 лет назад родился Габиден Мустафин

6816
115 лет назад родился Габиден Мустафин
26 ноября 1902 года родился Габиден Мустафин, народный писатель Республики Казахстан

Габиден Мустафин – известный казахский писатель, творивший в советскую эпоху, родился 26 ноября 1902 года. Его произведения отражают судьбу родного народа, наполненную драматическими событиями, в непростое время.

Книги Габидена Мустафина включили в себя богатые картины, изображающие перипетии жизни отдельного человека, тонкие наблюдения художника над психологическим портретом личности, с другой стороны нельзя не заметить влияние идеологии, которую проводит автор в своих произведениях.

Габиден Мустафин родился в Сартобе, что находится на берегу реки Нура, в Карагандинской области. Родные края вдохновляли писателя, он тепло отзывался о них в лирическом очерке «Тұған жерде» («На родной земле»):

Древ­няя земля ласкает твой взор. Все здесь знакомо. Все смот­рит на тебя и веет теплом. Здесь ты скакал верхом на палочке, делал лук из гибкого тальника. Вот вытоптанная по­ляночка, где играли в асыки, а вот тут справляли свадебные пиры, приезд невесты, скачки с кокпаром. Вот место состязаний борцов — все напоми­нает о далеком месте и как будто улыбается тебе.

Мальчику повезло, и он кроме казахского языка выучил русский язык. Но доступ к этим знаниям появился только после тяжелых для жителей Сартобе испытаний. В связи с переселением крестьян из России, казахи тоже были вынуждены уйти из родных мест – в 1907 году шестьдесят семей рода Елибай покинули свои дома. Они переселились в Кокталжарык, что находился восточнее Спасского завода, который сыграл потом свою роль в жизни писателя.

Родную грамоту Мустафин освоил благодаря аульному мулле. Он также познакомился с табельщиком при Спасском заводе, который помог ему выучить русский язык. Благодаря этому мальчик получил возможность обучаться в русско-казахской школе. Мустафин был старательным и способным учеником, но при этом он успевал подружиться с другими учениками разных национальностей. В школе открыто проявилась его большая тяга к знаниям, любовь к книгам.  Мустафин всю жизнь занимался самообразованием.

Когда Мустафин подрос, то вспомнили, что еще в детстве за него посватали Патиму, дочь узбека Аубакира Сейткамалова. Отец невесты раньше был очень бедным, но потом резко разбогател на торговле, зазнался и отказался выдавать дочь за Мустафина. Это сильно задело писателя и его родных. Вчерашний бедняк теперь не замечал их!

Примерно в это время начинает формироваться или обостряться классовое сознание Мустафина на фоне того, что Сейткамалов все больше нагружал бедняков. Между ними часто возникали конфликты. Но в 1919 году положение изменилось, и Сейткамалов согласился на свадьбу Патимы и Габидена. Этот брак длился недолго, молодая жена умерла через год после свадьбы.

В 1925 году Габиден женится на Зейнеле и отправляется в Кызылорду, чтобы продолжить обучение. Но его надежды не оправдались, поступить в учебное заведение сразу не получилось. Все же писатель получил богатый жизненный опыт другим путем. Он устраивается регистратором в Верховный суд, где не только выполняет свои основные обязанности, но и наблюдает за разными людьми, постигает книгу жизни через истории различных судеб.

Его творческий путь начался с коротких публицистических жанров: заметок, фельетонов, очерков в газете «Энбекши казах». Вскоре он пишет свой первый рассказ «Сарсен и Бокаш», который был опубликован в 1927 году в журнале «Перелетные птицы», через два года выпускает первый сборник рассказов «Ер-Шойын».

Уверенности Мустафину было не занимать, несмотря на не такой большой опыт в литературной деятельности, он уже вступал в споры с Тогжановым, Сейфуллиным и другими известными казахстанскими деятелями.

Идеи Мустафина не расходились с практическим воплощением – он не гнушался никакой работы, успел побывать и землекопом, и подсобным, и чернорабочим, и подмастерьем у слесаря.

В 1933 году Карагандинский Совет назначил токаря Мустафина ответственным секретарем редакции горняцкой газеты «Пролетариат Караганды». Скоро по работе он был переведен в Новосибирск, где занимался газетой «Кзыл-Ту» на казахском языке. Постепенно работа в журналистике способствовала созданию серьезных прозаических произведений.

В 1938 году Мустафин живет в Алма-Ате, где работает в редакции литературно-художественного журнала «Адебиет майданы», а позже становится его главным редактором. В этом городе в 1940 году вышел первый роман Мустафина «Жизнь и смерть», в котором писатель отразил развитие индустрии в Караганде и ее постепенное превращение в масштабную угольную кочегарку. После этого выходят еще несколько романов «Шиганак» в 1945 году. «Миллионер» 1948 года занял видное место в ряду произведений казахской литературы – за него автор получил премию Жамбыла. В книге раскрывается тема колхозного аула, который относится к колхозам-миллионерам.

Роман «Караганда» демонстрирует рост человека, то, каким образом может сформироваться новое сознание, другой тип мышления.

Период НЭПа зафиксировал писатель в романе «После бури» 1959 года. Основная проблематика романа заключается в том, что бывшая до революции аульная элита, включавшая баев, волостных управителей, биев, усмотрела в новой политике прежние веяния и стала притеснять бедное население. Но их действия были разоблачены, колесо истории невозможно повернуть в обратную сторону.

Габиден Мустафин является видным  казахским писателем, его произведения отражают важный этап в истории нашего народа, поэтому его труды нужно рассматривать не только с точки зрения литературной, но и с позиции исторической науки.