Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

МИЛОСТИВЫЙ БЛАГОДЕТЕЛЬ

1472
МИЛОСТИВЫЙ БЛАГОДЕТЕЛЬ - e-history.kz
Имя Бидахмета Бобкина, удовлетворявшего нужды степного народа, несомненно должно стоять в одном ряду с именами представителей национальной интеллигенции начала ХХ века

Несмотря на то, что Зайсанский край находится в глубине казахской степи, на приграничной с Китаем территории, местные истории и судьбы не отстают от каравана времени. Узнавая из воспоминаний современников об исторических событиях, происходивших в крае, мы действительно восхищались целеустремленностью, образцовой жизнью личностей. 

С обретением независимости был поднят вопрос открытого освещения деятельности баев, их роли в казахской национальной истории. Бидахмет Бобкин жил в трудные времена начала ХХ века, затем жизненный путь привел его в изгнание. Фамилия «Бобкин» вызывает сомнения, казах ли он. На самом деле Бидахмет происходит из семьи Бобегена, Бобкиным прозвали его русские купцы, переселившиеся в Зайсан. Даже имя его Бидахмет претерпела изменения, его называли «Фида Ахметович».

Выходец из батрачества

 Бидахмет Бобкин родился ровно 150 лет назад в 1867 году в Зайсанском крае. Родители его были среднего достатка и умерли рано. Была у него сестренка Батима, и Бидахмет, как старший из двух детей, с ранних лет батрачил у богачей, выполняя тяжелые работы. Добросовестный и смекалистый от природы парень честно и безоговорочно исполнял требования хозяев, тем самым заслужил их доверие. Хозяин, доверившись ему поручал разного рода дела, которые Бидахмет исполнял добросовестно и честно. За короткое время он смог собрать некоторую сумму и открыл свой первый торговый дом, магазин. Его современники говорили, что от других торговцев Бидахмета отличала то, что он не стремился переманить клиентов других торговцев на свою сторону. Его отличительной чертой было то, что в сфере торговли, которая является средой хитрости и коварства, он никогда не совершал подлости.  

Благодаря этому качеству в своем кругу он пользовался уважением. И влиятельные люди, особенно ценили его за эти качества, всячески благоприятствуя его торговле.

Приятная внешность

Бидахмет Бобкин был красивым, стройным, статным человеком. Родная племянница, рожденная от его дочери Айши, Халима Адамовна, писала, что он был круглолицый, с характерными чертами восточного человека. Он одевался по-европейски, и на первый взгляд казался творческим человеком, интеллигентом. Но Бидахмет всегда носил мусульманский головной убор.

Честность в торговле

Торговля Бобкина Бидахмета не ограничивалась лишь Зайсанским краем, он участвовал и на ежегодной Нижегородской ярмарке. Династия российских купцов Морозовых покупала у него ценные меха, а Бидахмет приобретал у них товары повседневной необходимости, и загружал их в пароход. Когда случалось, что ему не хватало денег на покупку товаров, братья Морозовы ему без залога предоставляли необходимый товар. Это – сила доверия. Вера в честность. Морозовы верили Бидахмету на слово.  Удивляет сильное взаимное доверие между купцами и промышленниками того времени, ведь в наши дни говорят: «В торговле нет дружбы». А в свой следующий приезд Б.Бобкин не забывал о долге, даже возвращал с лихвой, и никогда не изменял своей привычке.

Милостивый благодетель

Возвращение с ярмарки – для горожан настоящий праздник, который переходил в массовые гуляния. Говорят, что Бидахмет был не только торговцем, но и был щедрым человеком, который исполнял закят, одно из пяти требований Ислама. За это горожане по-особенному любили его. Одни получали сапоги, вторые – ботинки, третьи – ичиги, четвертые-пятые... даже детям раздавал гостинцы. Его душа ликовала, когда радовались люди.

Дети Бобкина: Ануар, Сара, Галия, Халима, Гайния

Известно, что Бидахмет принимал на работу только надежных людей, им давал конкретные поручения, старался повысить их быт и состояние. По словам Халимы Бекмахановой, его верные родственники, Адилхан, Жиенгелды, Файзрахман, Шаяхмет, Темеш, служили ему верой и правдой, никогда не воровали. Ну, а Бобкин ценил их труд и платил высокое жалованье. И потому, они смогли стать состоятельными людьми своего времени».

И в подтверждение приводим слова его сватьи Мария ажей из воспоминаний Ж.Жумаханулы: «он был добр к своим служащим, трижды в день его семья питалась с ними за одним столом».

Благодаря своему честному труду в детстве, Бидахмет Бобкин стал крупным предпринимателем. Он нигде не обучался, но и безграмотным тоже не был. Он своими силами научился писать и читать на казахском и русском языках, прекрасно владел арифметическими действиями, которые столь нужны в торговом деле. Он следил за тем, чтобы дети его получили образование, были грамотными. Он стремился чтобы и дети степняков, крестьян тоже могли получить образование. Об этом свидетельствует четырнадцатый номер журнала «Айкап» от 1912 года: «Зайсанские казахи организовали мероприятия по сбору средств для постройки школы. 500 рублей выделил Бидахмет Бобкин».  

Вторая жена Б. Бобкина Гульсим Мусина с детьми

Желание учиться не угасало в нем никогда. Он приглашал в Зайсан известного писателя своего времени, одного из первых учителей Семейского региона, Таира Жомартбаева. Таир близко общался с передовой интеллигенцией Алаша Алиханом Букейханом, Ахметом Байтурсынулы, Мир-Якубом Дулатулы, Райымжаном Марсекулы, и его приезд в Зайсан стал большим событием. Переехав в 1916 году в Зайсан, он и его жена благодаря Бобкину устроились на работу в медресе. Это значит, что от хорошего человека всегда идет добро. «Он никогда не отказывал в помощи нуждающимся, - вспоминает о своем деде по материнской линии Халима Бекмаханова, - кому-то оплачивал учебу, кому-то оплачивал проезд на пароходе от Зайсана до Семипалатинска, другому давал деньги на покупку необходимых вещей для детей и много другого добра делал этот добрый человек. Поэтому Бидахмет Бобкин пользовался большим уважением народа».  

Потомки

Благодаря богатству он побывал во многих регионах России, таких как: Санкт-Петербург, Кавказ, Казань, Уфа, Тюмень. В своих путешествиях он брал с собой и дочь Айшу. К слову о детях знаменитого бая, от его первой супруги Халимы родились две дочки – Айша, Хадиша. От второй жены Гульсум Мусиной (она дочь купца первой гильдии) у него было восемь детей: Хусайын, Ануар, Нурым, Талгат, Сара, Галия, Гайния, Фатима. Айша была шустрой девочкой, обучалась в местной Зайсанской школе, знала русский язык, позже, работая за печатной машинкой, помогала отцу вести его делопроизводство. Достигнув совершеннолетия, она вышла замуж за Адамбека, сына Бекмухамеда, известного всей округе как «указной мулла». Бекмухаммед Сатыпалдыулы в свое время тоже был человеком грамотным, имел чуткий ум, был одним из тех, кто душой болел за страну. В школе для казахских детей преподавал один из вождей Алаш Орды – Мир-Якуб Дулатов. Сын «указного муллы» Адамбек, тоже был непростым человеком, он был первым зайсанским офицером, командиром Алашского полка. И в этой гармоничной семье родилась Халима Адамкызы, супруга известного историка Ермухана Бекмаханова.  

Годы изгнаний

Приближался грозный 1920 год. Как и многие другие купцы, Бидахмет Бобкин подвергся изгнанию. В 1920 году в Зайсан вторгся отряд генерала Деникина, одного из генералов армии Колчака.  Этот поход, белогвардейского генерала, отступающего под натиском красных, стал причиной отхода семьи Бобкина в Монголию.  Пожив там некоторое время, они вернулись снова в Зайсан, и в этот период в Зайсане устанавливалась Советская власть. В те смутные времена во дворе собственного дома был убит купец Жунис Татанов, Бидахмет Бобкин был вынужден уехать в Узбекистан, а затем и в Каракалпакию. В конце он обосновался в Ташкенте. Но ему не удалось уцелеть от репрессий 1937 года, он был обвинен и арестован.  «Он умер в дороге, во время этапа в Дальневосточный Ворошиловград», - говорит Х.Адамкызы. Нагашы ата (дедушка по материнской линий) завещал ей: «После моей смерти не забывай давать милостыню бедным».

Дом Бобкина

Одно из старых зданий в городе – дом Бидахмета Бобкина.

Строительство дома было начато в 1891 году и окончено в 1894-ом. Здесь жила семья Бидахмета Бобкина. Площадь дома очень велика, в нем есть несколько комнат и большой зал. В доме установлены две отопительные печи. Здание имеет П-образную форму. Фасады декорированы рустованными лопатками, прерывающиеся рельефной тягой, узорами карниза и верхней части пилястр. Окна прямоугольные с криволинейным завершением, в отличие от карниза, оформлены кирпичной кладкой довольно скупо. В целом здание сохранено неплохо, лишь карниз немного поврежден. Здание было построено народным архитектором Баязитом Сатпаевым и, несмотря на вековой рубеж, не потеряло свой первозданный облик. 

Дом Бобкина изнутри: печь, окно и стена 

С установлением власти большевиков в здании располагался уездный и районный комитет партии, в 60-70-х годах размещалась редакция газеты «Достық». С 80-х годов здесь находился районный отдел образования. В настоящее время в здании расположен Зайсанский районный историко-краеведческий музей.

Бидахмет Бобкин, владельца предприятий по обработке ценного меха, был известен всей Семипалатинской и Усть-Каменогорской округе, в период с 1890-х по 1920-е годы он поставлял свое сырье в южные края России, вел активную торговлю. Имя деятеля, удовлетворявшего нужды степного народа, несомненно должно стоять в одном ряду с именами представителей национальной интеллигенции начала ХХ века.  

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?