Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Писатель – жертва голода 30-х годов

1050
Писатель – жертва голода 30-х годов - e-history.kz
Архивист аксакал Табыл Кулыяс давно говорил, что, «во главе писателей, умерших от голода стоит знаменитый сатирик, фельетонист Жиенгали Тлепбергенов».

Позднее он опубликовал книгу про писателя «Аңыз ізімен» («По следам легенды»).

Исследователь Табыл Кулыяс сдал в национальный архив сведения и документы на более 5000 человек. Основную часть его архивных данных составляют сведения о жертвах голода и репрессии, эти документы были найдены им архивах Новосибирска, Барнаула и Оренбурга. Не остались в стороне и судьбы исторических личностей, людей из мира искусства, а особенно судьбы писателей. «Зайду в архив, а оттуда выхожу со слезами», - вспоминает аксакал.

Жиенгали Тлепбергенов родился в 1895 году в Темирском районе. В 1918 году закончил медресе «Галия» в Уфе. Ребята-казахи в 1915-1918 годы в медресе издавали рукописный журнал «Садақ», после Беимбета Майлина он был редактором этого журнала. Работал учителем в Конжарской, Кандыагашской школах, инспектором Темирского районного отдела образования, заместителем редактора газеты «Кедей» в Актюбинске, редактором газеты «Бостандық туы» в Петропавловске, руководителем учебно-воспитательной работы Института народного просвещения в Кзыл-Орде, заместителем редактора газеты «Сыр бойы», в Казахском государственном издательстве в Алма-Ате.

«В связи с ухудшением состояния здоровья в конце 1931 года вернулся на родину. Если взглянуть на его заявлении который, он написал 2 мая 1931 года в Лечебный комитет при Региональном партийном комитете, то можно увидеть, что в 1927 году писатель заболел туберкулезом», - такие данные приводит Гайша Ниязова, кандидат филологических наук, доцент Актюбинского государственного университета, в беседе с журналистом Индирой Утемис.

Последняя должность писателя: редактор газеты «Социалистік майдан» в родном Темирском районе. «Во время работы в районной газете выдавали талон на семью, а на семью его не хватает, вся родня, окружающие, все смотрят на писателя. Ну, а писатель, не может ничем помочь. И такие были времена. Не дай бог пережить такое, наверно нет ничего тяжелее беспомощного взгляда писателя», - вспоминает со вздохом писатель Т.Кулыяс.

Наряду с рассказами писатель писал сатирические зарисовки, фельетоны. Период самого рассвета творчества писателя, автора повести «Таңбалылар», пьес «Перизат-Рамазан», «Тілші» пришелся на годы голода. К его хронической болезни добавился еще и голод. Он в точности записывает без всякого преувеличения картины страшного голода, очевидцем которого был он сам. Понятно, что это стало огромным потрясением, грузом и без того больному человеку.

Он пишет письмо, полное печали, другу, кому доверял сам, и который доверял ему, одному из самых верных друзей - Ильясу Джансугурову: «...Самое тяжелое для меня: умереть не от болезни, а умереть от голода... если найдется - ем, если не найдется, значит нет. Таковы наши дела, мой товарищ-ровесник! ... Ильяс! Рассказами о делах в писательском мире, ты возбуждаешь меня, зачем меня беспокоить! Зачем разжигаешь сердце мое, расширяешь мечты мои! Какой толк от того, что, душа кричит, если в теле нет силы? Что толку от того, что начал писать пьесу на тему «Непті» про Темирский (наш) отдел – сибирского района «Эмбанефть»? Какая от этого польза, если энергию мою собирается поглотить черная земля? Ты лучше сделай, вот что: если ты признаешь меня как писателя, то, от имени Союза писателей, его фонда, с его помощью протяните мне руку материальной помощи, чтобы я не умер с голоду, и не просил милостыню... До этого я стыдился сказать эти слова, думал «умру-так умру». Говорю тебе и тайну свою, и печаль, потому как ты находишься во главе Союза». Эти слова, адресованные другу, были криком души не только отдельно взятой личности, а были душевной печалью и скорбью всего общества.

Ученый-историк Г. Ниязова, исследовавшая судьбу писателя, говорит: «Писателя, изможденного болезнью и сильно мучающегося голодом, до последнего момента наблюдал работник партийного комитета. Разгневанный Жиенгали бросил свой партийный билет в наблюдавшего его сотрудника. Возможно, этим он хотел показать возражение политике». Возможно, поведение районного чиновника, наблюдавшего за его домом, в тот момент, когда его семья, маленькие дети голодали, стало причиной ранней кончины писателя.

Талантливый писатель, жаловавшийся другу, что, «самое тяжелое для меня – это умереть от голода, а не от болезни», скончался в 1933 году. В связи с кончиной Жиенгали Тлепбергенова в 20-ом номере газеты «Социалды майдан» от 19 апреля 1939 года был опубликован некролог.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?