Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ее имя – легенда

1910
Ее имя – легенда - e-history.kz
Куляш Байсеитова первая оперная певица-казашка. Самая молодая на момент представления народная артистка СССР

О легендарной Куляш Байсеитовой известно совсем немного - жизнь ее была и осталась овеяна тайной. Даже касательно дня рождения оперной дивы есть некоторые нюансы. Раньше его отмечали 6 июня, позже эту информацию опровергли, заявив, что родилась певица 12 января. Сейчас принято считать, что день рождения Куляш Байсеитовой приходится на 19 апреля (по некоторым источникам - 2 мая). Говорят, Куляш выбрала сама эту дату, так как обожала весну.

Настоящее имя звезды - Гульбахрам Беисова. В детстве ее прозвали Кулей, отсюда и имя Куляш. Байсеитовой же она стала, когда вышла замуж за актера, режиссера, одного из основателей Казахского музыкального театра Канабека Байсеитова.

Родилась она в городе Верный, ныне Алматы. Но по другим данным она родилась в степях Сары-Арки в ауле Актогайского района Карагандинской области. В Алматы Куляш привезли в возрасте двенадцати лет и какое-то время она жила в интернате.

Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца Жасына. В 1925 - 1928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме, участвовала в музыкальной самодеятельности. В 1930 году она поступила в студию созданного в 1926 году в Кызыл-Орде и в 1929 году переведенного в Алма-Ату театра, известного сегодня, как Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова. Здесь Байсеитова играет роли Агафьи Тихоновны («Женитьба» Н. В. Гоголя), Клавдии («Подводная лодка» М. Я. Тригера), Пулиш («Фронт» Б. Ж. Майлина), Зауре («Зауре» Каныбека Байсеитова и Ж. Т. Шанина), Еңлік («Еңлік – Кебек» М. О. Ауэзова).

В начале своей карьеры дива пела низким голосом, в соответствии с национальными традициями женского пения. Однако позже выяснилось, что ее талант - исполнять произведения высоким колоратурным сопрано - своеобразным, легким и прозрачным голосом с уникально-серебристым тембром.

В 1933 году Куляш вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая), где выступала до конца жизни. Музыкальный и сценический талант Байсеитовой ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии М. О. Ауэзова (либретто) и И. В. Коцыка (музыка) «Айман—Шолпан». Образы, созданные ею в операх русских и казахских композиторов, составили целую галерею противоположных характеров. Байсеитова исполнила партии Кадиши, Акжунус, Айшы, Сайры, Зере, Раушан в операх «Жалбыр», «Ер Таргын», «Золотое зерно», «Гвардия, вперед!» Е. Г. Брусиловского, «Бекет» Зильбера и «Глубокое озеро» Надирова. Певица искусно передала сложную лицемерную, изменчивую натуру Акжунус, которая прибегала к изощренным способам мщения человеку, вызвавшему ее ненависть. Образы Ажар («Абай» Ахмета Жубанова и Л. А. Хамиди) и Сары («Биржан и Сара» М. Т. Тулебаева) являются вершинными в творчестве Байсеитовой. Впервые на казахской оперной сцене Байсеитова исполнила партии из классических опер: Баттерфляй («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Тамары («Демон» А. Г. Рубинштейна), Маро («Даиси» З. П. Палиашвили) и Алтыншаш («Алтыншаш» Н. Жиганова).

Она засияла на звездном небосклоне оперного искусства не только в Союзе, но и далеко за его пределами, когда получила звание народной артистки Советского Союза всего в 24 года (1936 г.). Подобной чести удостаивались единицы, а в столь юном возрасте - так вообще никто. А затем и почетной Сталинской премии.

Куляш была частью важного исторического события - появления первой казахской оперы «Кыз Жибек», автор которой, Евгений Брусиловский, создавал специально под ее дивный голос. Этим музыкальным шедевром она и покорила Москву. В своих мемуарах композитор писал, как однажды Куляш, ее муж Канабек и он на телеге, груженной сеном, возвращались из аула, где давали концерт. Куляш, как всегда, что-то напевала. В какой-то момент завела было «га-а», и тут телега подпрыгнула на ухабе. Певица, едва не прикусив себе язык, выдохнула «к-ку-у». Брусиловский, мучившийся в это время над заключительной арией героини, мгновенно воспламенился. Так появилась знаменитая «Гакку» - песня-плач Жибек по погибшему Тулегену. Зритель, слушая ее, плакал, а Куляш признавалась, что каждый спектакль стоил ей года жизни.

Куляш Байсеитова исполняла на разных языках, но, в основном, конечно, пела она на родном - казахском, и не беда, что во время гастролей многие зрители им не владели, ведь в ее исполнении язык становился понятным каждому. Из рукописи режиссера А. Троицкого «Наследие Куляш Байсеитовой»:

«Когда мы слушали партию Чио-Чио-сан в исполнении Куляш, нам нисколько не мешало незнание казахского языка. Казалось, что мы понимаем не только общую, выраженную артисткой мысль, но и каждое произнесенное ею слово. Настолько ярко было выражено состояние Чио-Чио-сан в мимике и интонациях артистки...».

В военные годы певица своими выступлениями пыталась хоть как-то скрасить будни солдат и тыловиков, не раз выезжая с концертами на фронт.

У дивы было три дочери: Куралай, Карлыгаш и Каршыга. К сожалению, младшая, Каршыга, умерла еще ребенком от отравления колбасой в детском саду. После ее смерти Куляш, как и всякая мать, была вне себя от горя и только рождение племянницы Раушан в тот же год помогло ей заглушить тоску утраты. Когда крошка подросла, Куляш с позволения сестры взяла ее к себе на воспитание. Так, Раушан, которая, впоследствии, получила звание народной артистки КазССР за свои заслуги в балете, стала членом семьи Байсеитовых.

Как и многие истинно талантливые люди, она рано ушла из жизни. Певица скончалась в неполные 45 лет - это случилось в 1957-м во время гастролей в Москве. С тех пор прошло более полувека, сменились эпохи, а память о ней до сих пор жива в народе.

Ее именем названы улицы в Алматы, Астане и Национальный театр оперы и балета Казахстана в Астане. Именем Куляш Байсеитовой названа знаменитая музыкальная школа в Алматы. С 1948 года в этой музыкальной школе получили образование более 20 тысяч выпускников, из них более тысячи являются лауреатами и дипломантами международных и республиканских конкурсов (в том числе домбрист и дирижёр Нургиса Тлендиев, пианистка Жания Аубакирова, дирижер Базаргали Жаманбаев, скрипачи Айман Мусаходжаева, Марат Бисенгалиев, Гаухар Мурзабекова, Аида Аюпова, Жамиля Серкебаева и многие др.

В 2004 году на киностудии «Казахфильм» вышел музыкальный фильм «Аул Куляш» (реж. Мурат Мусин). В 2011 году в сквере у этой музыкальной школы в преддверии 100-летия певицы был установлен бронзовый памятник Куляш Байсеитовой. В 2012 году казахстанский телеканал «Мадениет» («Культура») снял фильм «Легенды и мифы оперного. Куляш Байсеитова» (спецприз фестиваля «ТЭФИ-Содружество»-2012) и в 2013 году вышел казахстанский телесериал о жизни певицы «Куляш».

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?