Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Его идеи изменили мир

3314
Его идеи изменили мир  - e-history.kz
Есть деятели, имена которых не тускнеют с годами. Такой яркой личностью был Алихан Букейханов. И несмотря на многолетние запреты, его идеи помогли изменить мир к лучшему

История и судьба распорядились таким образом, что лидером духовно-интеллектуальной элиты Казахстана начала XX века стал Алихан Букейханов - выдающийся казахский общественный и политический деятель, крупный ученый-энциклопедист, депутат I Государственной думы и съезда мусульманского населения народов России. Он был членом бюро мусульманской фракции IV Государственной думы, организатором и руководителем партии «Алаш», главой первого казахского национального правительства Алаш-орда, ученым и специалистом в области лесоводства, экономики, истории, этнографии, филологии, статистики, политологии.

В его трудах есть ответы на многие вопросы, которые вот уже десятилетия не дают покоя нашим современникам.

Алихан Букейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.

Он родился 5 марта 1866 года в ауле №7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне территория Актогайского района Карагандинской области).

Алихан Нурмухаметович является прямым потомком основателя Казахского ханства – Жанибек хана и первого хана, установившего государственное законодательство – Касым хана. Родословная его берет начало от самого потрясателя Вселенной – Чингисхана.

«Потомки ханов имеют непреходящий долг перед народом и, пока я жив, не перестану служить казахам», - говорил Алихан Букейханов. Это стало жизненным кредо государственного деятеля.

В детстве Алихан проходит обучение у нанятых наставников, затем учится в трехклассной русско-казахской школе. Образование он продолжил в Омском техническом училище и Санкт-Петербургском Императорском лесном институте. Успешно окончив этот институт по специальности лесного экономиста, Алихан Букейханов преподавал математику в сельскохозяйственном училище г. Омска. Затем служил чиновником Омского переселенческого управления, вплоть до 1905 года.

С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то же время, как ученик трехклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской и мировой культурой. Обучаясь в Омске, а затем в Санкт-Петербурге, Алихан близко сходится с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Григорий Потанин, академики, профессора Г.А. Щербина, С.П. Шевцов, В. Бартольд, В. Радлов.

Будучи избранным в состав I и II Государственной Думы, имел тесные отношения с А.Ф. Керенским, В. Шульгиным, Н.С. Чхеидзе и другими представителями России, Украины, Кавказа, Финляндии, Польши.

Переломную роль в жизни молодого ученого и публициста играет его участие в работе экспедиции Ф.А. Щербины, которая исследовала особенности природы и экономики северо-восточных и центральных областей Казахстана. Затем он принимает участие в исследованиях по Сибири, публикует статьи и монографии.

В конце ХІХ века, будучи членом Западносибирского отделения Российского императорского географического общества, публикует глубокие научные исследования. В частности, его труд: «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи» вышел в свет в 1903 году в Санкт-Петербурге, в многотомном альманахе: «Россия. Полное географическое отношение нашего отечества». Кроме того, публикует серию статей по истории и этнографии казахов. Печатные труды А. Букейханова получают признание среди научной интеллигенции.

Идеи защиты бесправного народа от притеснения колониальных властей заставляет Алихана заняться правозащитной деятельностью. Начинает заниматься активной политической деятельностью.

Переломным моментом для Букейханова стал 1905 год. Революционные события в России не прошли мимо него стороной.

«Известный пропагандист, бывший душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций, главный инициатор и руководитель религиозно-политического движения казахов главный руководитель, оказывающий огромное влияние на всю казахскую степь, безусловно, есть и будет чиновник переселенческого Управления Букейханов», - так рапортовали омские жандармы своему столичному начальству.

Алихан Букейханов вступил в партию кадетов «Народная свобода» и стоял за созданием ее филиалов в Омске, Семее, Каракаралы.

В программе партии его привлекли следующие пункты – обеспечение законодательными нормами неприкосновенности личности, равенства всех граждан – без различия национальности, вероисповеданий, сословий и пола, и свобод, введение всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, без различия пола, как в народном представительстве, так и в местном самоуправлении, законодательное разрешение земельной реформы и удовлетворение справедливых национальных требований.

Но его пути с кадетами в июле 1917 года разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношения государства и церкви).

Самоопределившись, А.Н. Букейханов создал национальную политическую партию «Алаш». В 1917 году по его инициативе на Всеказахском съезде была провозглашена «Алаш-орда», т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

В гражданской войне А.Н. Букейханов и алаш-ординцы были на одной стороне с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение - войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии.

Лично Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти.

Алашская автономия просуществовала недолго. Установление советской власти, разгром белогвардейцев, до этого – расхождение алаш-ордынцев с Колчаком, выступавшим за единую и неделимую Россию привели к ликвидации автономии. 4 апреля 1919 года вышло постановление советской власти о том, что алаш-ордынцы не подвергаются никакому преследованию. Москва в 1920 предоставила Казахстану статус автономной республики. Вопросы ее устроения были обсуждены в Кремле Лениным с алаш-ордынцем Алимханом Ермековым. Алихан Букейханов, изначально не признававший Октябрьской революции, говоривший об узурпации власти большевиками путем незаконного переворота.

Последние годы жизни лидер провел в Москве, куда его отправили с запретом посещения Казахстана, работая в казахской секции Центроиздата, трижды попадал под арест. В последний раз это случилось 26 июля 1937 года. После допросов и пыток Алихан Букейханов был расстрелян 27 сентября 1937 года как «враг народа» вместе с руководителем советского правительства в Казахстане Нигметом Нурмаковым. Могила Букейханова находится на Донском кладбище Москвы.

Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в государство «Алаш-Орда», и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.

Алихан Букейханов, по сути, объединил вокруг себя национальную элиту, интеллигенцию. Это были осознанные шаги на пути к нашей сегодняшней Независимости.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?