Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Об особенностях преподавания истории

2630
 Об особенностях преподавания истории - e-history.kz

Позитивные изменения произойдут в сфере национальной истории и образования. Об этом сообщил на своей странице в Facebook министр образования и науки Республики Казахстан А.К. Аймагамбетов.

Как сообщал ранее портал Qazaqstan Tarihy, 3 марта 2022 года в Северно-Казахстанском университете им. М. Козыбаева прошел республиканский съезд учителей истории «Историческое образование в школе: новая концепция, открытое сознание, современный взгляд», в работе которого приняли участие министр образования и науки РК Аймагамбетов А.К., руководители ведущих научных институтов, в том числе исторического профиля, преподаватели вузов, методисты среднего образования, учителя истории. 

Участники детально и открыто обсудили проблемы улучшения содержания типовых учебных программ и учебников, а также системы оценивания учебных достижений школьников, подготовки учителей истории в вузах и повышения квалификации преподавателей.


278278957_10219918669773378_5267560102805189547_n.jpg

Министр А.К. Аймагамбетов выделил предложения, выдвинутые участниками конференции, которые посчитал важными для рассмотрения экспертной группой по обновлению программ.

- в 5 классе вернуть рассказы по истории Казахстана, доступные для школьников данного возраста, которые ранее уже были в школьной программе;

- обновить содержание учебных программ по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история». Сейчас основной курс истории Казахстана завершается в 9 классе, а в 10-11 классах изучаются, в основном, проблемные вопросы, соответственно учителя и ученые предложили полноценно изучать историю с древности и до современности с 6-го по 11-й класс;

- изменить распределение материала по классам. Взять, например, 6 класс. С 2016 года программа только одного 6 класса охватывала почти 12 веков.

Кстати, очень значимые исторические периоды, начиная с VI в. по начало XVIII в. Этот важнейший период истории Великой степи включает эпоху тюркских государств, Золотой Орды и собственно Казахского ханства, который теперь предложено изучать не один класс, а распределить программный материал для изучения по двум классам, чтобы обеспечить полноценное изучение материала.

Далее руководитель профильного ведомства озвучил принятые решения.

1. Учебники по истории Казахстана и Всемирной истории теперь будут едиными и базовыми для всех школ страны.

2. В вузах теперь будет преподаваться дисциплина «История Казахстана» вместо дисциплины «Современная история Казахстана», то есть программа охватит и другие периоды истории.

3. Теперь историки, которые обучались по научному профилю, смогут пройти курсы переподготовки и затем также преподавать в школе.

4. Вносятся изменения по оцениванию, итоговая аттестация будет проходить в устной и письменной формах, а не только письменно, как было ранее. СОРы могут проводиться как устно, так и письменно, по усмотрению учителя.

5. В Петропавловске будут открыты филиалы НИИ «Институт археологии им. А. Маргулана» и «Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова», и там же будут организованы масштабные археологические исследования.

Директор Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова, профессор Зиябек Кабульдинов прокомментировал решение министра образования и науки РК.

По мнению ученого, в жизни суверенного Казахстана наступают поистине эпохальные изменения, положительные последствия которых обязательно отразятся на дальнейшем укреплении нашей национальной идеологии и устоев независимости. Министр образования и науки Республики Казахстана А.К. Аймагамбетов объявил о начале следующего этапа коренных и позитивных реформ в сфере отечественной исторической науки и образования. В связи с этим историк остановился на двух положительных новшествах. 

Во-первых, вузам вернули прежнюю и полноценную «Историю Казахстана», вместо усеченной «современной истории Казахстана». Несколько лет тому назад была совершена самая что ни есть идеологическая «диверсия» по отношению к устоявшемуся тогда курсу «История Казахстана», когда она неожиданно и вдруг стала «Современной историей Казахстана»: мы, как будто, добровольно отказались от своей многотысячелетней традиции государственности. Историческое сообщество было в шоке и открыто негодовало: «Как же так: мы только что восстановили независимость и вдруг для студентов неисторических специальностей даем эрзац-курс по Истории Казахстана, начинающейся чуть ли не с 1991 года!?».

Возмущались и студенты-иностранцы, а также студенты-кандасы, которые никак не хотели верить, что казахи до 1991 года не имели свою историю. К тому же они в своих странах выхода не изучали нашу богатейшую историю и культуру. Теперь проблема в другом: восстановленный курс должен никак не повторять материалы школьной программы, над чем сейчас и активно работают ведущие ученые из Института истории государства Комитета науки МОН РК.

Во-вторых, на севере Казахстана, точнее – в г. Петропавловске появятся филиалы двух ведущих НИИ республики – Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова и Института археологии им. А. Маргулана. Министр объявил и об открытии в г.Петропавловске филиалов двух ведущих НИИ республики – Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова и Института археологии им. А. Маргулана. Это верный, выверенный, правильный и выстраданный шаг, считает З. Кабульдинов.

«В годы независимости случился один не совсем приметный казус, не всегда положительно отражающийся на деятельности центральных государственных органов власти: в 1997 году столица страны переехала из Алматы на север, тогдашнюю еще Акмолу, а почти все ведущие НИИ, в том числе и исторические, которые призваны были стать опорой независимости и национальной идеологии, остались на юге, и к тому же - на периферии государства», - подчеркнул директор НИИ. Поэтому, не случайно, что исторические и археологические исследования в основном шли и до сих пор идут в теплом, удобном и экономически выгодном для них, но не для интересов страны, - юге страны, а север Казахстана все еще остается почти неизученным: ни в археологическом, ни в историческом, ни в фольклорном, ни в географическом, ни в иных аспектах и плоскостях.

Поэтому сами казахстанцы на севере Казахстана помимо Ботайской культуры почти не знают другие сакральные объекты, также, как и не всегда осознают истинную принадлежность этой части страны суверенному Казахстану. И не случайно и то, что некоторые депутаты из соседней страны открыто спекулируют на этом, пользуясь нашей научной неосведомленностью и «невооруженностью», строя всякого рода вымышленные и надуманные предположения, никак не согласующиеся с истинным ходом исторического развития республики.


278608661_3048650958778988_1870173708314386139_n.jpg

Директор Института истории и этнологии им. Валиханова напомнил, что в 1816 году в северной части Казахстана работала известная экспедиция под руководством многоопытного русского топографа и геодезиста И. Шангина. После себя он оставил подробную карту региона с обозначением развалин 7 древних городов северного Казахстана. Оригинал этой карты с четким обозначением этих мест чернильными отметками он сам лично видел в фонде ВУА Российского военно-исторического архива в г. Москва. Так что на севере Казахстана для историков и археологов работы - непочатый край!

От имени исторического сообщества Казахстана директор НИИ З. Кабульдинов выразил слова искренней признательности министру образования и науки РК А.К. Аймагамбетову за такое подвижничество, за истинный патриотизм и оперативное решение десятилетиями накопившихся проблем в сфере национальной истории и образования.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?