«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

14 памятников на Тектурмасе

912
14 памятников на Тектурмасе

В Жамбылской области продолжаются работы по реконструкции комплекса «Тектурмас» для сохранения исторического наследия культуры и привлечения туристов в регион. В 2019 году, в связи с юбилеем Жамбылской области, здесь развернулось грандиозное строительство. Так окрестности Тараза был украшен 13-метровой фигурой Аулие-ата Карахана и десятиметровым Лауха (скипетр). Также здесь появились 14 памятников в виде ханских шатров с именами правителей. Портал Qazaqstan Tarihy познакомит читателей с людьми, которым спустя столько веков воздвигли памятники


MyCollages (5)_cut-photo.ru.jpg


MyCollages (6)_cut-photo.ru.jpg


Алып Ер Тона (VIII-VII вв. до н.э.) - тюркский вождь, известный в памяти потомков благодаря своей находчивости, силе и образованности. В выдающемся памятнике персидской литературы «Шахнаме» (XI в.) Алып Ер Тона изображен правителем Турана, отцом сыновей Барысхана, Карахана, Шиде и Алака. Некоторую краткую информацию о его жизни можно почерпнуть из дастана «Алып Ер Тона». В ней сказано, что персидские воины, жившие на территории современного Ирана, постоянно совершали набеги на соседские тюркские земли Турана: забирали женщин, угоняли скот, грабили народ и топтали посевы земледельцев. Именно в эти годы и жил Ер Тона, который сумел собрать нукеров и выдвинуться против врага. В конце концов, победителем из этого противостояния вышло войско Ер Тона, к имени которого вскоре после победы прибавилось слово «Алып».

После смерти Алып Ер Тона народ оплакивал его жоктау, которое, передаваясь от отца к сыну, в XI веке дошло до Махмуда Кашгари. Последний записал его и увековечил в книге «Диуани лугат ат-Тюрк». Этот жоктау считается одним из первых памятников древнетюркской литературы и фольклора.


Шу каган (IV-III вв. до н.э.) – правитель во времена сакской эпохи. Исторические сведения о Шу кагане дошло до наших дней из труда Махмуда Кашгари «Диуани лугат ат-Тюрк». Одно из них тесно связано с историей завоевательных походов Александра Македонского.

Одна из легенд, описанная в вышеназванном произведении, рассказывает о прибытии Македонского к берегам Чу. Там сказано, что когда Александр прошел Самарканд над тюрками главенствовал молодой каган по имени Шу. Раньше Шу каган восседал в Баласагуне, однако с помощью большого войска ему удалось захватить новые земли и воздвигнуть город Шу. Вслед за приближением войска Александра к кагану пришел батыр, возвестивший его о скором приближении Александра Македонского. Тогда Шу каган, втайне от своих советников, отправил на побережье реки Ходжанд разведывательный отряд из сорока тарханов.

Тем временем, Македонский перешел реку, о чем вскоре ему сообщили его разведчики. В ту же ночь каган вместе с войском и теми, кто успел собраться, перекочевал на восток. Историки объясняют скорую перекочевку народа Шу кагана тем, что свободный кочевой народ мог погибнуть, если бы остался заперт в стенах. Тем самым, Шу каган принял верное решение, отправившись в степь, где ничто не стесняло бы их передвижение. Позже войска Александра все-таки нагнали войско Шу кагана, состоялась битва, получившая название «Алтұн қан», по окончании которой Шу каган и Александр Македонский заключили перемирие.


Истеми (VI в.) – каган Западно-Тюркского каганата. В древних летописях Истеми называли одним из основателей тюркского племенного союза. В древних клинописях Тоньюкука Истеми считали умным, отважным и хорошо знавшим военное дело человеком, благодаря чему ему удавалось многие годы оставаться во власти. Известно, что он возглавлял войско из 10 туменов, был батыром. В 552-553 гг. ему удалось покорить народ ху, а также племена на северном Алтае. В 554-555 гг. он пошел войной на жужан, выгнал из территорий Аральского моря и в короткое время завоевал земли от Китая до Амударьи и от Ташкента до Сырдарьи. В 558 году его войско добралось до берегов Волги. Позже, в своих походах вглубь Центральной Азии встретил отчаянное сопротивление со стороны эфталитов, отчего временно прекратил завоевательные походы. Противостояние с эфталитами заставило Истеми искать военный союз с иранским шахом Хосровом І Ануширваном, в результате чего в 563-567 гг. государство эфталитов было разбито. За объединение десяти крупных племен Западно-Тюркского каганате Истеми получил имя «Он оқ будун қағаны», но официально каганом не избирался.


MyCollages_cut-photo.ru.jpg


Шоже (I в. до н.э.) – каган, основатель древнего города Тараз. Судьба Шоже сложилась трагически, а период его правления в исторической хронике связано с падением государства хуннов. В книге отечественного востоковеда Турсына Журтбая «Акинак» сказано, что в падении хуннского каганата никакой вины Шоже не было. По его словам, он смело сразился с врагом.

На пять столетий растянулась эта борьба с Китаем, и как только «ноги воинов, распахивающих целину», касались новой для них земли, туда уже не могли ступить степные куланы. Эту тайную политику поняли слишком поздно. Осознание пришло, когда все небольшие народы и государства оказались под влиянием китайцев, и их войска стали собираться под знаменами китайских военачальников. Трудности и беды привели к тому, что каганат хуннов разделился на две части. Правое крыло хуннов, располагавшееся вблизи от Великой китайской стены, оказалось под влиянием Дома Хань. Скот был угнан, начался голод, джут. Левое крыло хуннов сначала подчинились требованиям Китая, пошли с ним на соглашение, но постепенно стали отходить от него и решил бороться за независимость. Правое крыло, в котором каганом был Кокан, подчинился китайцам и признал это.

Между наследниками хуннов началась междоусобная борьба. Младший брат Шоже и Кокана Туажат решил воспользоваться противоречиями между двумя таниркутами и захватить престол. Туажат не был согласен с тем, что Шоже решил уйти со всеми своими воинами и людьми на Алтай и в Саянские горы, и противодействовал этому, собрал воинов и преградил путь.

Туажат назвался Илимом, сразился с Шоже и погиб в сражении. Шоже присоединил к своим людям пятьдесят тысяч воинов Илима. Не желая сражаться с другим братом, Шоже ушел дальше на север. Увидев, что и этим он не принесет народу хуннов покоя, Шоже вновь поднял кочевье и приблизился к уйсунам. Младший кунбий уйсуней Ожет преградил дорогу Шоже, и тогда Шоже разбил его армию вдребезги. Так он присоединил к себе уйсуней. Шоже переселил часть своего народа на освободившиеся земли уйсуней, и повелел им жить здесь. Объединив народы, Шоже заключил договоры о единстве и братстве, а также договоры о предстоящих кочевьях.

Но все это время с фланга Шоже угрожал его брат. Наряду с этим хан канглы и Шоже отдали один другому по девушке, заключив договор дружбы, стали сватами и друзьями. Подчиняясь громкой славе Шоже, хан канглы стал оказывать ему все великие почести, чтобы другие соседние народы подчинились ему.

В 44 г. до н. э. народ канглы и северные хунны создали союз, что не понравилось Хань. Испугавшись того, что государство хуннов поднимется, Китай стал посылать в западные страны послов и разведчиков, и собирать сведения. Шоже, объединившись с канглы, начал строительство крепости в районе реки Талас. Каждый день на ней работали по 1500 человек, они строили крепость в течение двух лет. К аварам и в Фергану были отправлены послы, которые вынудили эти народы платить налоги и дань.

Далее отступать было некуда. Шоже решил, что на берегу реки Талас надо построить крепость и здесь встретить врага. Противник Шоже, умелый китайский военачальник Чын Тан выполняя свой воинский долг, планировал внезапное нападение. Он ежедневно собирал информацию о каждом шаге Шоже.

Китайская армия была разделена на шесть корпусов, по десять тысяч человек в каждом. Первые три пошли южной дорогой, перешли через Памир и двинулись в сторону Ферганы. Остальные три корпуса вышли из бекства Аксу. Они пошли северной дорогой к городу Шыгу, пришли к уйсунам, прошли мимо границы владений канглы и дошли до западного берега озера Иссык-Куль.

Шоже надел железные доспехи и вышел на башню крепости. Его старшая жена и царевны, более десяти человек, взяли в руки луки и стали стрелять во вражеских воинов, карабкающихся по стенам. В этот момент стрела попала в нос таниркуту. И все его женщины были убиты и ранены стрелами. Таниркут приказал своим воинам сражаться внутри крепости. Солдаты Чын Тана смогли разрушить земляную насыпь под стенами крепости.

Проигрывая сражение Шоже сказал оставшимся: «Род хуннов не должен исчезнуть с лица земли. Не становитесь рабами и наложницами. Через некоторое время соберитесь снова, придите в себя, и восстановите страну и народ. Тогда исполнится и наша мечта. Перед Богом Неба Тенгри наши души будут благодарны вам!»

Бесчисленные войска царства Хань с четырех сторон вошли в центральную часть города, и подошли к цитадели. Там находился сам Шоже с сотней охраны, с женами и детьми, которые спрятались в этой небольшой крепости. Шоже был сражен стрелой. Заместитель командующего китайского войска Ду-шун отрезал ему голову.


Тан-Джабгу (VII в. н.э.) - каган Западно-Тюркского каганата. Каган отличался умом, храбростью и удачей в военных делах. Его правление можно считать расцветом Западно-Тюркского каганата. Западный каганат стал быстро укрепляться, и Тун-Джабгу мог собрать больше 100 000 воинов. В 619 году племена киби и сеяньто подчинились кагану. Каган распространил свою власть на Туркестан-Сиюй, Самарканд, частично на современный Пакистан. К правителям подчинённых княжеств приставляли тутуня (тудун), который отвечал за сборы налогов и податей с караванов Великого Шёлкового Пути и следил за преданностью правителей. Расширение каганата вредило иранскому шаху Хосрову II Парвизу, но тот был занят войной с Византией. Пользуясь неосмотрительностью персов, каган ввёл крупные силы на Кавказ в 626-630 гг. и нанёс огромный ущерб всем союзникам персидского шаха.

Во время войны Китая с Кат Иль-хан Багадур-шадом, Тун-Джабгу предложил свою помощь Китаю, что сильно беспокоило восточного кагана. В 625 году каган стал свататься к китайским принцессам. Правитель Ли Шиминь решил, что для империи Тан стратегически разумно будет заключить союз с Западным Каганатом против Восточного. Князь Дао Ли отправился к кагану для соглашения и обратно привёз императору золотой венец, пояс и 5 000 лошадей. Но война с Восточным каганатом расстроила планы Тун-Джабгу, так как Кат Иль-хан Багадур-шад обещал, что не пропустит невесту.

Каган был ставленником племени нушиби, которое богатело на Шёлковом пути, но северное племя Дулу не получало от этого доходов. Между тем, вся внешняя политика каганата была направлена на контроль торговых путей, а для этого нужны были войска, в том числе из племени дулу. Дулу восстали во главе с дядей кагана Кюлюг-Сибир ханом. Каган был убит восставшими.


Сулу (VIII в. н.э.) – каган Тюргешского каганата. В 715 году Сулук воссоединил тюргешские роды и собрал 200 000 воинов, восстановил контроль на Сиюем. В 717 он ездил в Китай и получил признание в качестве кагана. Ван Хой приехал в ставку Сулука и вручил ему грамоту княжеского достоинства, парчовый кафтан, перламутровый нож, шагриновый колчан и поручил ему надзирать за городом Гиньфан. Император отправил дочь Ашины Хуайдао и она стала женой кагана, под именем Чжоха-хотайская царевна. Впрочем, китайцы сознавали, что каган вовсе не предан Тан.

Тюргеши стали пасти табуны в Аньси и Чжоха-хотай отправила приказ губернатору Ду Сяню. Тот посчитал это дерзостью и наказал посланца. Сулук затаил ненависть и стал вести тайные переговоры с тибетцами. В 737 году он сжёг 4 крепости и осадил город Аньси-чэн. Новый губернатор Чжа Ичжэн пытался разбить тюргешей в поле, но был побеждён. Сулук ограбил окрестности и ушёл.

Сулук отправил сановника Йечжы Абусы послом в Чанъань. Переговоры не удались, а посол Восточно-тюркского каганата заявил, что тюргеши есть восставшие вассалы и вести переговоры с ними — оскорбление для тюрков.

В молодости Сулук славился как добрый и щедрый хан, но позже перестал раздавать добычу воинам, а всё забирал себе и жил в роскоши. Тюргеши Бага-тархан и Думочжы ночью напали на ставку кагана и убили его.


MyCollages (1)_cut-photo.ru.jpg


Шах Мансур (XI в.) - каган Караханидского государства. Шах Мансур правил Караханидской династией. Арслан Илиг Мансур хан или Шах Мансур был справедлив, правил Таразом, Баласагуном, Шашем, Ферганой, Узгентом, Ходжентом и Бухарой. Его право на трон было поддержано младшими братьями Тоган хан Ахмедом и Мухаммед бин Али, которые даже не препятствовали его восхождению на трон.

Известно, что в годы своего правления Караханидское государство достигло величайшего расцвета, а сам Шах Мансур покинул пост правителя, передав его своим наследникам. Правлению он предпочел религиозную деятельность. Также существует мнение, что после своего правления и сложения полномочий Шах Мансур отправился странствовать.


Сатук Богра (Х в.). Правитель Кашгара из рода Караханов.

В исторической литературе устойчиво мнение, что Сатук Богра-хан был первым из тюркских правителей, принявших ислам. Обширные сведения о его биографии, содержащиеся в поздних копиях с утерянной рукописи «Тазкира-йи Богра-хан», «носят бесспорно легендарный характер». Согласно этим сведениям, Сатук был сыном кагана Базыр Арслан-хана, внуком кагана Бильге Кюль Кадыр-хана, возглавлявших борьбу части карлукских племён с государством Саманидов. После смерти отца Сатук жил при дворе своего дяди в Кашгаре.

В расположенном на торговых путях Кашгаре часто останавливались караваны купцов-мусульман, также в Кашгаре укрывались политические беженцы из саманидской знати. Общение с ними склонило Сатука к их вере. Он принял и исповедовал ислам тайно, когда, с помощью близких ему единоверцев и при поддержке саманидских проповедников и вельмож, заявил о своих природных правах на кашгарский престол и сверг власть своего дяди. Через несколько лет, укрепившись в Кашгаре, Сатук Богра-хан предпринял поход в земли своих предков, карлуков, и захватил Баласагун. Здесь Сатук объявил своё имя, принятое им при обращении в ислам — Абдулькарим, и принял титул кагана всех тюрков, назвавшись, как и его прадед, Кара-хакан.

Временно вражда между саманидами и кочевниками Семиречья прекратилась. До своей смерти Сатук Богра-хан успел объединить разрозненные уделы и племена распавшегося карлукского каганата, положив начало просвещению тюрков.


Тектурмас (XI в.) – религиозный деятель, мудрец. Существует несколько версий того, как Тектурмас получил свое имя. По мнению филолога Ж. Дадебаева, Тектурмаса при рождении нарекли именем Султан Махмут, однако, после того, как он отказался от должности бека в ханском дворце, его стали называть Тектурмас.

Тектурмас стал изучать религию и вскоре стал называться «аулие». Очевидцы его святости приходили к нему в мавзолей, резали барана, просили благополучия. Существует легенда, согласно которой в годы, когда он трудился военачальником Караханидов, он выезжал в места скопления людей и лично проверял путников. В случае обнаружения подозрительных лиц наказывал их, за что получил свое имя.

Ходят легенды, что в годы своей жизни Тектурмас  учил людей грамоте. Среди своих учеников он проповедовал ислам и обучал детей основам ислама. Его имя стало узнаваемым благодаря знахарству. Известно, что он исцелял больных людей, даже от таких тяжелых случаев как болезнь легких и проказа.

Одна из легенд про Тектурмаса повествует историю о матери и ребенке. Так, согласно легенде, одна молодая девушка, прожившая в браке около семи лет, никак не могла забеременеть. Она множество раз посещала разных баксы, принимала известные на то время лекарства, но безрезультатно. Однако на 7 день 7-го месяца 7-го года замужества ей удалось забеременеть. Девушка вынашивала ребенка на протяжении семи, а не девяти месяцев, отчего ребенок, родившийся раньше срока, согласно традиции, рос и развивался в кесекап («кесеқап», досл. «кожаный, войлочный мешок для пиалы). Матери удалось выходить ребенка, однако когда ему исполнился год мать стала вдовой. За смертью кормильца последовала бедность и гибель скота.

В один из таких голодных дней мать оставила семилетнего мальчишку дома и отправилась искать молока. В этих поисках она добралась до жилища Тектурмаса. Как только она увидела аулие, узнала его, то обратила руки к небу и взмолилась. Опустив руки, она увидела одинокую корову, которая паслась неподалеку. Корова сама подошла к матери, а последняя подоила ее и отправилась домой. Оставив молоко дома, мать отправилась на поиски хлеба. В дом, где жил ее неходячий сын приползла змея. Она семь раз отпила молока из ведра, принесенного матерью, и уползая обронила семь капель молока. Из мест, куда упали капли, начали произрастать колосья. Поиски матери были безрезультатны, она вернулась домой и, увидев колосья, сильно обрадовалась. Из этих семи колосьев она испекла семь хлебов. Вкусив этот хлеб ребенок, который к семи годам так и не сделавший ни шага, встал на ноги. Вскоре он полностью не исцелился.


MyCollages (2)_cut-photo.ru.jpg


Жусип Баласагун (XI в.). Известный восточный философ, автор «Кутадгу Билиг». Отец Жусипа Баласагуна был одним из видных и богатых людей того времени. Юный поэт получил начальное образование в родном городе.

Влияние на творчество поэта оказали учения Авиценны и аль-Фараби, а также книга «Шах-наме» Фирдоуси. В возрасте 54 лет Жусип Баласагун завершил поэму «Кутадгу Билик», а затем подарил её кагану Арслану и был удостоен звания «Хасс Хаджиб». Баласагун писал, как он сам это называл, на тюркском языке караханидской эпохи.

Многие тюркоязычные народы по праву считают это произведение истоком или первым шедевром своей письменной литературы мусульманской эпохи. Некоторые авторы полагают, что якобы Юсуф умер в возрасте 55 лет и якобы был похоронен в южной части города Кашгар в местности Пайпап. Однако нет прямых исторических источников о дате и месте смерти поэта и государственного деятеля Баласагуни.


Дауытбек Дадбек (XIII в.). Великий правитель, знатный полководец, ученый. В городе Тараз есть мавзолей исторического значения Карахан баба – Шах Мансур, который народ называет мавзолеем Дауытбека. На стенах этого мавзолея написаны слова, которые отечественные ученые перевели на казахский язык так: «Бұл бау билеуші, текті қолбасшы, ғалым, әділ, жомарт, қы­лыш әрі қалам иесі, жомарттық пен тектілік қайнаркөзі, ақиқатты даңқ­та­ған, адамдарға жәрдем еткен, ғалым­дардың қарнын тойдырған, әлсіз­дерге күш берген, ақиқат пен дін­нің даңқын шығарушы, ислам мен мұсылмандардың қорғаны, қағандардың таңдаулысы, әлемдер раббысының сүйіктісі, ерлік пен бақыттың тоғысқан жері, жомарттық пен тектілік бастауы, тәңірі әмірлеріне бағынған, тәңіріне арқа сүйеген, заманының шоқ жұлдызы, жомарттық пен қайырымдылық отаны, асыл әрі жақсы қасиеттердің иесі Құтлығ-Тонга Ұлығ-Білге Иликхан Дадбек Исфехсалар б. Ілияс ... Ұғыл бек әш-Шәһид Дадбек әт-Таразидікі. «Біліңдер! Расында Алланың достарына қауіп-қатер жоқ, әрі олар қайғырмайды» (Құран Кәрім, 10:62). Ол 660 жылы жұмадүл улә жұмасының кешінде (1262 жыл, 31 нау­рыз) қайтыс болды».

Из вышеописанного следует, что мавзолей был построен в честь погибшего 1262 году Кутлы-Тонга Улы-Билге Илиг хан Дадбек Исфехсалар Ильяс Угыл бек аш-Шахид Дадбек ат-Тарази. Здесь Қутлы-Тонга Улы-Билге – его должность, аш-Шахид – статус в духовенстве, Тарази – фамилия, имя Дадбек Исфехсалар Ильяс. Эту надпись Бартольд читал так: «Балық-Бұлға Ұлығ-Білге Иқбалхан Дәуітбек Исфехсалар б.Ілияс-Ұғылбек Шаханшах».


Махмуд Кашгари (XI в.) - составитель знаменитой энциклопедии «Диуани лугат ат-Тюрк», тюркский ученый. Махмуд Кашгари получил хорошее образование. Учился в кашгарском медресе Саджиа. В 1056 году в Кашгаре к власти пришёл дед Махмуда, который через 15 месяцев решил передать власть сыну Хусейну, эмиру города Барсхана, отцу Махмуда Кашгари. Но уже вскоре, в результате дворцового заговора дед и отец Кашгари были отравлены. В 1057 году Кашгари был бежал из Кашгара на запад, в Мавераннахр, а оттуда отправился в Багдад, где правили тюрки-сельджуки. При этом Махмуд долгое время путешествовал по землям, населённым тюркскими народами и племенами.

Знаменитая книга Махмуда аль-Кашгари «Дивани лугат ат-тюрк» представляет собой энциклопедию, в которой собран и обобщён обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. «Дивани» аль-Кашгари — памятник тюркской культуры, увековечивший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI веке.


MyCollages (3)_cut-photo.ru.jpg


Кайду (XIII в.) - хан, организатор курултая на Таласе. Кайду был правнуком Чингисхана и правителем Чагатайского улуча. Он был «последним паладином монгольской воинской славы», считавший, что власть в Монгольском улусе должна принадлежать Угэдэидам, вёл борьбу против ханов из дома Толуя, принявших титул императоров Юань. Первоначально располагая малыми ресурсами, Кайду создал себе войско, храбрость и военные достоинства которого вошли в поговорку у монголов, а также стал основателем империи, простиравшейся на всю Среднюю Азию.

Во время последовавших за вступлением на престол Мункэ казней Угэдэидов Кайду был сослан в Тарбагатай. При выступлении против Хубилая Ариг-Буги принял сторону последнего, надеясь, что потомки Толуя в раздорах сами приведут свой род к гибели. Когда Ариг-Буга покорился Хубилаю, Кайду не последовал его примеру и защищал свои права на ханскую власть.

Не имея возможности прибегнуть к войскам своего улуса Кайду начал борьбу с малыми силами. Он присоединил племя бекрин, воспользовался войной между Чагатаидом Алгу и Берке. С помощью Джучидов Кайду овладел долиной Эмиля, Тарбагатаем и бассейном Чёрного Иртыша, восстановив часть Угэдэйского улуса. Алгу отправил против Кайду одного из своих эмиров, который был побеждён и убит. Затем Алгу послал одного из царевичей с большим войском, которому удалось победить Кайду. Смерть Алгу помогла ему утвердиться на захваченной территории.

Воспользовавшись тем, что новый правитель Чагатайского улуса Борак занят борьбой с Хубилаем, Кайду подчинил все области до Таласа. Опасаясь нападения Кайду на Мавераннахр, Борак выступил против него. В первом сражении на берегу Сырдарьи победу одержал Борак, и лишь потом, с помощью пославшего ему 50000 человек Менгу-Тимура перевес перешел на сторону Кайду. Во время этих приготовлений к войне Борак получил неожиданное известие о доброй воле своего победителя. Кайду отправил к нему своего двоюродного брата Кипчака с предложением мира и союза. Борак торжественно принял Кипчака в Самарканде.

Весной 1269 года был созван курултай. Он произошел в долине Таласа. Семь дней царевичи пировали; на восьмой день начались совещания при главенстве Кайду, который обратился к остальным царевичам с речью о мире. Борак требовал, чтобы ему был отведен юрт, который мог бы прокормить его войско. Ему отвели две трети Мавераннахра.

Царевичи решили жить в горах и степях, не подходить к городам, не выпускать своих стад на пашни, не брать с жителей только законные подати. Каждый из царевичей должен был довольствоваться теми тысячами и мастерскими в Бухаре и Самарканде, которые были отведены ему. Царевичи назвали друг друга побратимами, обменялись одеждой и кубками и этим поклялись в неизменной верности. Источники не упоминают о провозглашении Кайду главой рода, о совершении над ним обряда вознесения на белом войлоке, то есть избрании ханом. Тем не менее, очевидно, что главенство в политической организации, установленной курултаем, принадлежало Кайду.


Захир ад-Дин Бабур (XV-XVI вв.). Основатель государства Могулистан. Захир ад-Дин Мухаммад Бабур был среднеазиатским полководцем, поэтом и государственным деятелем, падишахом Индии и Афганистана, основателем династии и Империи Бабуридов. Также известен как основатель империи Великих Моголов. Данное имя в отношении Бабуридов использовали европейские путешест­вен­ни­ки начиная с XVII в.

Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации боролся за власть в своем уделе. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде, где правил его двоюродный брат Байсункар мирза. Бабур так характеризовал влияние некоторых представителей знати на Байсункара: «Наставником его был, говорят, Сейид Махмуд, шиит, поэтому Байсункар Мирзу тоже укоряли [в ереси]. Позднее говорили, что в Самарканде он отказался от этих дурных убеждений и стал чист верой». В 1497 году Бабур после семимесячной осады взял Самарканд и Байсункар мирза был вынужден бежать в Гиссар.

В дальнейшем в борьбе за власть в Мавераннахре Бабур столкнулся с опытным полководцем Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.

В 1504 году Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Кабульское владение тимуридов. В этом владении с 1469 до 1501 года правил его дядя, брат отца Улугбек Кабули, а затем правил его сын Абдураззак. Абдураззак был свергнут представителем знати Мукимбеком. В 1504 году Бабур разгромил Мукимбека и сам стал владетелем Кабульской области. Его кузен Абдураззак стал его военачальником. В 1508 году знать пыталась вновь привести к власти Абдураззака, однако заговор был раскрыт.

С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битве с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года Бабур одержал победу. Далее Бабур разбил раджпутского князя Санграм Сингха при Кхануа в 1527 году.

Бабур в своих битвах за Индию привлек узбекских командиров из Мавераннахра и артиллериста Османской империи турка Устада Руми, и турецкого военного инструктора Мустафу и успешно использовал огнестрельное оружие — пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, приём тулгама. Добившись успеха, он перенёс центр вновь образованной державы в Агру.

Бабур основал новое государство, ставшее основой могущественной империи, которую европейцы называли империей Великих Моголов, а русские востоковеды империей Бабуридов.


MyCollages (4).jpg




Автор: Аян Аден