Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Степная окраина в конце XIX века. Часть 2

1683
Степная окраина в конце XIX века. Часть 2 - e-history.kz

В 1896 году свет увидел сборник «Сибирь и Великая Сибирская железная дорога», на страницах которой была дана вся имевшаяся на тот момент информация о сибирском крае. Так как часть территории Казахстана в те годы был вхож в Сибирь, авторы этого сборника не обошли вниманием и степные пространства региона. Портал Qazaqstan Tarihy изучил этот сборник и познакомит читателей с горнозаводской промышленностью и минеральными богатствами дореволюционного Казахстана

Золотопромышленность

Золотопромышленность в Степной окраине (Акмолинская и Семипалатинская области) получила развитие в реках, принадлежащим к системе левой ветви Обско-Иртышской системы реки Иртыш, в громадном бассейне реки Обь.

В степной окраине велись исключительно открытые работы разрезами, так как россыпи с глубоколежащими пластами там не разрабатывались вследствие дороговизны леса для крепления подземных выработок и благодаря теплому климату, который позволял производить промывку песков с апреля по октябрь, т.е. в течение около 7 месяцев. Сами прииски были окружены кочевьями казахов и казачьими поселками, жители которых работали на приисках частью с кубической сажени, частью за плату с золотника добытого золота. Кроме того, они же служили поставщиками провизии на прииски. Таким образом, золотопромышленность в степной полосе не была сопряжена с большой предварительной затратой капитала, при том сама плата и содержание рабочих в степной полосе обходилось гораздо дешевле, чем в лесной полосе. Здесь же сказано, что степные прииски были очень бедны, а содержание золота в них иногда не превышало восьми долей во ста пудах песка (0,00002%).

В Акмолинской и Семипалатинской областях, как видно из приведенных цифр, золотопромышленность была развита весьма слабо.

 

163.jpg

Сведения о числе разрабатывавшихся приисков и о количестве добытого из них в течение последних 10 лет золота для разных районов Обской системы

 


164.jpg

Данные о числе рабочих на промыслах за последние 10 лет

 

Серебро, свинец, медь

В Западной Сибири найденные во множестве на Алтае остатки чудских копей и самое название «Алтай», указывали на его металлические богатства. Первые попытки русских воспользоваться этими богатствами относятся к концу XVII века, но собственно прочное начало горному делу на Алтае было положено в начале XVIII столетия Акинфеем Демидовым, сыном тульского кузнеца Никиты Демидова (Антуфьева). В 1723 году русские охотники вблизи озера Колывань (Бийский округ) нашли в старых отвалах чудской копи древние шлаки, о чем было сказано Демидову. Найденные здесь рудные месторождения оказались богаты рудами меди, а потому уже в 1726 году Демидов основал первый в Алтайских горах медеплавильный завод, названный им Колывано-Воскресенским. В 1739 году им был построен Барнаульский завод, переименованный позднее в 1771 году в город и сделавшийся центром управления всеми Алтайскими заводами. В 1744 году Демидовым был заложен третий завод Семипалатинской области, на границе с Алтайским округом.

К концу XIX века самыми производительными рудниками являлись Зыряновскиӣ в Змеиногорском крае и Салаирские рудники, в другой части Алтайского округа. Первый рудник давал около 500 000 пудов руды, а производительность последнего определялась размерами от 700 000 до 1 миллиона пудов руды. Зыряновское месторождение, считавшееся наиболее благонадежным из всех месторождений Алтая, лежало в юго-восточной части округа на речке Маслянке, в 12 верстах от левого берега реки Бухтармы и в 70 верстах от реки Иртыша. От ближайшего сереброплавильного завода Змеевского Зыряновское месторождение было удалено на 340 верст. Из Зыряновского месторождения было вынуто более 45 миллионов пудов сортированных руд, в которых заключалось свыше 45 000 пудов серебра и более 2,5 миллионов пудов свинца.

В степной окраине были разбросаны в разных местах во множестве следы чудских работ, которые в 1815 и 1820 годах послужили к открытию богатых месторождений серебросвинцовых руд. Рудопромышленник Поров, по указаниям местных жителей, сделав первую в казахской степи заявку месторождений серебросвинцовых и медных руд, получил привилегию на приобретение земель и лесов, какие могли бы ему потребоваться для эксплуатации минеральных богатств края и устройства в нем заводов для выплавки металлов. Уже к 1857 году здесь было заявлено 106 медных приисков и 44 с серебросвинцовыми и медными рудами, а к концу 1888 года в одном Каркаралинском уезде Семипалатинской области числилась 121 заявка на рудные месторождения, медные и серебросвинцовые. Во всей же казахской степи было известно до 400 рудоносных приисков. Главнейшие из них следующие: в южной части Каркаралинского уезда между городом Каркаралинском и озером Балхашем, в расстоянии 200-250 верст на юго-запад от города, находилась область распространения наиболее богатых месторождений серебросвинцовых руд. Местность эта была пустынная, безлесная и отдалена на большое расстояние от единственного удобного в этом крае водяного сообщения - реки Иртыша. Севернее этого района, на расстоянии 75-100 верст от города Каркаралинска к югу и юго-западу от последнего, находился другой район, серебросвинцовых, а частью серебросвинцовых и медных месторождений. Из числа многих разведанных здесь жильных месторождений особенно выдавалось месторождение Бер-кара, на котором Поповым был заложен Богословский рудник, разрабатывавшийся всего до 18 сажен глубины. Здесь добывались как серебросвинцовые, так и медные руды. Первые из них проправлялись на двух заводах Попова, а также временно доставлялись на Алтайские заводы. Месторождения медных руд были особенно обильны на границе Каркаралинского и Павлодарского уездов. Многие из этих месторождений представляли более или менее толстые жилы, а в некоторых были обнаружены довольно значительные массы самородной меди. Добытые здесь медные руды поступали на медеплавильные заводы этой части Киргизской степи. Охристые медные руды встречались в пластах песчаников, распространенных к югу от города Семипалатинска в бассейне реки Aщи-су, и в северо-западном углу Каркаралинского уезда, близ границы Акмолинской области, в низовьях реки Чидерты.

Выплавка меди в Киргизской степи была начата на Благодато-Стефановском заводе, устроенном Поповым примерно в 80 верстах на северо-восток от города Каркаралинска. Завод этот существовал до 1861 года, когда действие его было окончательно прекращено за недостатком топлива. Поповым уже были устроены еще заводы: Александровский, исключительно для плавки серебросвинцовых руд в 35 верстах к северу от Баян-Аульской станицы, Богословский в центре наиболее богатых серебро-свинцовых и медных руд, у горы Бер-кара, в 80 верстах к югу от Каркаралинска, и Иоанно-Предтеченский близ Кызылтавской каменноугольной копи. Все эти заводы были не обеспечены топливом, действовали непостоянно и ежегодная выплавка на них меди не превышала 8 000 пудов.

В начале 1860 годов в пределах Акмолинского уезда, близ границы Каркаралинского уезда, был устроен Спасский медеплавильный завод и с этих пор выплавка меди в Киргизских степях значительно усилилась, достигая в 1870 году высшей своей нормы 38 800 пудов. С тех пор во все время существования Спасского завода, прекратившего свое действие в 1885 году, производительность меди на заводах Киргизской степи изменялась в пределах 18 500 – 34 000 пудов в год, а с закрытием Спасского завода Киргизские степи потеряли всякое значение в числе местностей России, производящих медь. Что касается выплавки серебра и свинца на заводах Киргизской степи, то до 1883 года она велась крайне неправильно и в очень ограниченных размерах. В 1882 году в местности Кызыл-Эспе, лежавшей в пределах Акчетавской волости, примерно в 80 верстах на северо-северо-запад от озера Балхаш, было исследовано богатое месторождение свинцового блеска, сопровождаемого охристыми свинцовыми и медными рудами. Опытная плавка этих руд началась в 1883 году и производилась частью на устроенном при самом руднике заводе, частью же руды стали перевозить на Козьмо-Демьяновский завод, находившийся в 18 верстах на юго-восток от города Каркаралинска и в 280 верстах от рудника. Добываемый из рудника в Кызыл-Эспе свинцовый блеск, и вообще свинцовые руды местами оказались весьма богатыми, с содержанием в пуде руды около 12 золотников серебра и от 50 до 70% свинца.

В последние годы не только развивалась выплавка серебра и свинца на заводах Попова, но опытная плавка этих металлов производилась еще на нескольких рудниках. Положение серебросвинцового производства в Киргизской степи за время с 1883 года показано в нижеприведенной таблице:

 

183.jpg

 

Уголь

В Киргизской степной окраине, в Оренбургском крае, смежном с Киргизскими степями, с давних пор Правительство заботилось поиском месторождений каменного угля. Побудительной к тому причиной служило позднейшее оскудение лесов в этом крае, почему все рудные его богатства, за неимением горючего материала, должны были остаться без употребления. Обширные пространства по общему Сырту, за 80-100 лет изобиловавшия лесом, в конце XIX века обратились в голые степи, где нельзя встретить ни одного прута и где единственным топливом служил выделываемый из навоза кизяк. Предпринимавшийся в различных местах Оренбургского края поиск для открытия каменноугольных месторождений не привели к благоприятным результатам. Исследования, произведенные в Сырте, показали присутствие горючего сланца посредственного достоинства, относившегося к юрcкoй почве. Открытые в Троицком и Челябинском уездах месторождения бурого угля до сих пор считались незаслуживающими внимания.

Далее в западной части Киргизской степи, в пределах Тургайской области, было открыто два обширных месторождения бурого угля. Первое из этих место рождений находилось в 170 верстах к юго-востоку от города Тургая (бывшее Оренбургское укрепление), в верховьях реки Джиланчик, при урочище Майдам-Тал. Здесь было известно два горизонтальных пласта бурого угля, разделенных слоем вязкой синей глины, толщиной в 1 фут. Толщина угольных пластов верхнего - от 1 до 3,5 футов, а нижнего - около 1 футa. Уголь в этих пластах встречался двух видов: плотный, смолистый, с блестящим раковистым, изломом, и сланцеватый. Произведенными разведками месторождение это было прослежено по течению реки Джиланчик, на протяжении 5 верст в длину и от 100 до 200 сажен в ширину. Принимая среднюю толщину одного верхнего пласта только в 2 фута и вес кубическоӣ сажени угля в 340 пудов, оказывается, что в разведанной части его верхнего пласта заключалось около 40 миллионов пудов.

Второе месторождение бурого угля было расположено в 100 верстах к востоку-северо-востоку от города Тургая, на колодцах Яр-Куе, на скате возвышенности, составлявшей нагорный берег долины реки Тургай. В 5 верстах к востоку от колодцев на скате той же возвышенности были найдены старые колодцы, заложенные в песчанике. По расчистке в них оказались признаки угля, а при углублении их был встречен угольный пласт, толщиной около одной сажени. Вследствие такого открытия были произведены обширные разведочные работы, которыми была исследована площадь, заключавшая в себе до 3,25 квадратных верст угольного поля. Так как средняя толщина угольного слоя здесь составляла 1 сажень, а кубическая сажень добытого угля, по сделанному опыту, весила с небольшим 340 пудов, то разведанная площадь заключала в себе более 275 миллионов пудов угля. Уголь этого месторождения имела темно-бурый цвет, сложение слоистое, излом раковистый. Будучи зажжен, он горел ярким пламенем, оставляя от 4 до 7% золы. Местами содержал серный колчедан. Исследования показали, что уголь из этого месторождения был годен как для обыкновенного отопления, так и для топки паровых машин (по опытам на Сыр-Дарьинских пароходах) и для обработки металлов в отражательных печах.

В Акмолинской области было известно несколько угольных месторождений по верховьям реки Ишима, речки Сокур и других, впадающих в Нуру. Карагандинская копь находилась в 200 верстах на северо-запад от Каркаралинска близ самой границы Акмолинской и Семипалатинской областей. Здесь были известны два угольных пласта толщиной в 1 и 2,5 сажени. На обоих пластах производилась добыча угля, а разведочными работами было обнаружено распространение угольных пластов в обе стороны, на восток и на запад, на расстояние в 11 и 9 верст. Таким образом, это месторождение оказалось весьма обширным. Ископаемое представляло настоящий каменный уголь с 8-12% золы и полүспекающимся коксом. На этом угле в прежнее время велась плавка на Спасском заводе, находившемся в 30 верстах к югу от копи, при чем выплавлялось до 30 000 пудов меди в год. Добыча угля на Карагандинской копи в течение 15 лет велась в довольно обширных размерах и в 1884 году составляла свыше 1 500 000 пудов. В пределах Павлодарского, Каркаралинского и Семипалатинского уездов, а также в окрестностях города Сергиополь, было известно много каменноугольных месторождений. В пределах Павлодарского и Каркаралинского уездов, Талдыкульская копь представляла первое открытое в Киргизской степи месторождение каменного угля (в 1838 г.). Она находилось в 25 верстах к северо-востоку от Александровского завода и в 200 верстах от Павлодара. В начале 1840 годов здесь были произведены разведки, которыми было определено распространение этого месторождения на одну версту в длину, а в ширину на полуверсты. Здесь обнаружено присутствие до 8-ми пластов каменного угля, толщиной от 1 до 3,5 футов. Уголь употреблялся для кузниц и частью в плавку свинцовых руд на Александровском заводе. С 1838 по 1860 год здесь всего было добыто 337 000 пудов угля. В 12 верстах к юго-западу от Талдыкульского месторождения и в 50 верстах на север от Баян-Аула находилось Сарыкульское угольное месторождение, в котором, на глубине 16 футов, залегал пласт угля, толщиной в 4 фута. Маукобeнская каменноугольная копь была расположена в 5 верстах от Сарыкульского месторождения и в 20 верстах на северо-запад от Александровского завода. Общая толщина годных к разработке угольных пластов составляла около 5 футов. Распространение угольных пластов было определено на площади в 6 кв. верст. По произведенному химическому анализу в этом угле оказалось 50,5% угля, 42,10% летучих веществ и 1,40% золы. Уголь черный, смолистый, горит длинным пламенем, не коксуется. Уголь этот употреблялся на выплавку меди. Добыча угля из этой копи производилась в 1869 и 1870 гг.

Никольская копь, на расстоянии 90-100 верст к северо-западу от Александровского завода, близ озера Алка-сор. Здесь были открыты два пласта антрацита, залегавшие между глинистыми сланцами и известняками имевшие 2,25 и 6 сажень мощности. Согласно анализу, этот антрацит содержал 74% угля, 14% летучих веществ и 12% золы. Опыты, произведенные с этим антрацитом на медеплавильном заводе, показали, что он давал сильный жар. Кызылтавская копь находилась на расстоянии около 70 верст на юг от Александровского завода и в 90 верстах от Богословского меде- и свинцоплавильного завода. Это было одно из наиболее благонадежных из всех известных каменноугольных месторождений. Всех угольных пластов здесь было открыто пять, толщиной от 2 до 4 футов. На самой копи был построен Иоанно-Предтеченский медеплавильный завод. Кызылтавский уголь при обжиге в печах, давал порядочный кокс. В этой копи до 1873 года всего было добыто угля более 2,5 миллионов пудов. Джемантузская копь представляла также одно из самых мощных и надежных каменноугольных месторождений, какие были открыты в Киргизской степи. Оно было открыто в 1864 году, в 90 верстах к югу от Александровского завода. В этой копи было сгруппировано пять угольных слоев от 0,5 до 3 футов, которые на глубине 13 саженей сливались в один пласт с падением от 32 до 42°. Джемантузский уголь имел серый цвет, плотное сложение с крупно-раковистым изломом, был блестящ, давал калильный жар, при обжиге в кокс не спекался. Он содержал весьма незначительную примесь серного колчедана и гипса. Месторождение это было расположено на расстоянии 60 верст от берега Иртыша. В пределах Семипалатинского уезда залежи каменного угля впервые были открыты в 1868 году золотопромышленником Пермикиным в 7 верстах от Грачевской станции и в 120 от города Семипалатинск.

В северо-восточной части Киргизской степи, в 18-20 верстах от левого берега реки Иртыша и примерно в 120 верстах на запад от города Семипалатинск, была открыта целая группа каменноугольных месторождений. Присутствие каменного угля вблизи Иртыша было известно еще ранее, так как в 1860-х годах горнопромышленик Кузнецов устроил на левом берегу Иртыша медеплавильный завод, действовавший на каменном угле из копи, расположенной близ озера Донгулек-сор. Месторождение это представляло два пласта угля, общая толщина коих около одной сажени, разделенных двухфутовой прослойкой сланцеватой глины. Уголь этой копи имел черный цвет, сильно блестящий, довольно плотного сложения, спекавшийся в кокс хорошего качества. По достоинствам своим уголь этот считался лучшим в Киргизской степи. В 8 верстах прямо на юг от предыдущего находилось Узун-сорское месторождение, а в 6 верстах на юго-восток от сего последнего Ойнак-сорское. В Ойнак-соре было открыто несколько угольных слоев, толщиной от 2 до 15 футов, но пласты были сильно разбиты. Угли трех последних и других обнаженных вблизи их месторождений не только послужили на пользу для жителей степного пространства, но и получили важное значение для пароходства по Иртышу и для Сибирской железной дороги, а также для металлургических заводов на Алтае и в Киргизской степи.

В окрестностях Сергиополя, по течению реки Аягуз и ее притоков, на протяжении 20 верст в нескольких местах были открыты месторождения каменного угля. К числу таковых принадлежали следующие четыре: 1) Спасская копь, расположенная на левом берегу реки Аягуза выше речки Байбулак. Здесь было открыто несколько тонких пластов каменного угля, от 1,5 до 3 футов, самые же толстые из них достигали более 4 футов. Уголь в этом месторождении оказался не особенно хорошего качеств, черного цвета, тонкослоистый, на воздухе разрушался, превращаясь в мелкий порошок. Он употреблялся только для кузниц. 2) Крестовская копь, на правом берегу реки Аягуз, в вершинах ключа Кызыл-Чилик, в двух верстах от Спасской копи. Открытые на незначительной глубине слои угля оказались чрезвычайно тонкими и самый уголь весьма землистым. 3) Троицкая или Чекартинская копь лежала в 8 верстах от Спасской, близ речки Чекарты. Пласты угля здесь был значительно толще, чем в Спасской копи и доходил до 1 сажени. Уголь из этой копи был весьма доброкачественен, употреблялся в кузницах и на отопление жилых зданий. 4) Воскресенское месторождение было открыто в 10 верстах от Спасской копи, на левой стороне реки Аягуза, выше речки Чекарты. Произведенная здесь незначительная разведка не давала никакого понятия о достоинстве этого месторождения.

Приведенное краткое перечисление каменноугольных месторождений, показывает, что Киргизские степи, столько нуждавшиеся в горючем материале для обработки богатейших, залегающих в них месторождений медных и серебросвинцовых руд, могут считаться вполне обеспеченными в этом отношении.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?