Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Историческое значение всаднической степной цивилизации

972
 Историческое значение всаднической степной цивилизации - e-history.kz

В Библиотеке Елбасы прошла диалоговая площадка на тему «Историческое значение устойчивого развития всаднической степной цивилизации для современного гармоничного взаимодействия человека и общества». Мероприятие состоялось в формате онлайн. В работе диалоговой площадки приняли участие ведущие историки и археологи Казахстана, учителя истории средних общеобразовательных школ города г.Нур-Султан, магистранты и докторанты вузов РК, учащиеся школ из числа победителей конкурсов научных проектов по истории, археологии, этнологии и краеведению.

За годы независимости историки, археологи, культурологи смогли добиться внушительных результатов в исследовании фундаментальных проблем в истории номадов. С 2004 года реализовывалась инициированная Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.А Назарбаевым государственная программа «Мәдени мұра», в рамках программы создавалась целостная система изучения исторического наследия номадов, воссоздавались историко-культурные и архитектурные памятники, глубоко исследовался многовековой опыт национальной литературы и письменности. В 2013 году была принята программа «Халық тарих толқынында», согласно которой осуществлялся системный поиск и изучение документов в крупнейших мировых архивах, касающихся истории Казахстана. Благодаря плеяде национальных писателей, поэтов, историков в гуманитарном знании восторжествовала историческая справедливость. И в этом особая роль отводится археологам, на основе наглядного вещественного материала фактически доказавшим уникальность культуры кочевников, потомками которых являются современные казахи. 


WhatsApp Image 2021-05-05 at 12.31.22.jpeg


- Елбасы в программной статье «Семь граней Великой степи», развивающей теоретические основы программы «Рухани жаңғыру», выделил понятие всаднической культуры как всеобъемлющее определение всех кочевых сообществ с глубокой древности, – сказал директор Библиотеки Елбасы Бакытжан Темирболат, открывая мероприятие.

С докладами «Государственное политическое признание роли Ботайской макрокультуры в процессе культурогенеза казахского народа и государственности», «Исторические связи всаднической и степной цивилизации в формировании единого национального патриотизма как национальной идеи» выступил первооткрыватель Ботайской культуры, директор Института археологии и степных цивилизаций Казахского национального университета им. аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор Виктор Зайберт.


WhatsApp Image 2021-05-05 at 12.31.23.jpeg


– Я горжусь, что как гражданин и ученый являюсь сыном исторически мудрого казахского народа, этнические и исторические корни которого начинаются в Ботайской всаднической культуре – у истоков степной цивилизации 6000 лет назад. Я исследую Ботайскую культуру на протяжении 40 лет на основе Гегелевской философии основных законов диалектики. Отказавшись от классово-формационных догматических теорий, я пришел к пониманию, что Великая казахская степь, которая на протяжении последних двух столетий не воспринималась евроцентристской методологией и историографией как источник евразийской цивилизации, являлась на самом деле степным феноменом устойчивого экономического и социально-политического развития. У Великой степи нет исторических провалов, более того, она являет собой самовоспроизводящуюся гео- и социосистему, независимую от оседло-земледельческих долинных культур, – отметил он.


WhatsApp Image 2021-05-05 at 12.31.24 (1).jpeg


В своем докладе «Культурно-историческое наследие Казахстана источник устойчивого развития страны в новой модели глобализации» эксперт по устойчивому развитию компании EICON Сергей Цой предложил посмотреть на Казахстан с точки зрения перехода на новую модель глобализации «Цели устойчивого развития».

– Недавно принятые Концепция по развитию гражданского общества, план по реализации Концепции по переходу к Зеленой экономике, Национальный план развития Казахстана до 2025 года пропитаны ЦУР, а Концепция по реформе системы госуправления напрямую говорит о начале перехода от экономикоцентричности к человекоцентричному управлению. Казахстан ставит целью своего развития повышение качества жизни человека, что соответствует глобальной повестке ООН. Это работа как для власти, так и для гражданского общества, – сообщил С.Цой, подчеркнув, что достижение ЦУР не может проводиться в отрыве от формирования нового патриотизма, без общей идеологической и духовной платформы, без самоидентификации каждого казахстанца через культурно-историческое наследие. Он также предложил реализовать устойчивый проект по открытию кочевнической цивилизации.


WhatsApp Image 2021-05-05 at 12.31.23 (1).jpeg


В своем выступлении ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного заповедника-музея «Берел», доктор исторических наук, профессор Зайнолла Самашев подчеркнул:

– 40 с лишним лет назад Виктором Федоровичем был открыт этот феномен для мировой науки, и только сейчас мы начали осознавать всемирное историческое значение этого открытия. В новых условиях это очень важно для развития нашего национального самосознания и формирования национальной идеологии.


WhatsApp Image 2021-05-05 at 12.31.24.jpeg


– Перед нами яркий пример того, что того, чтобы достичь каких-то значительных успехов в научной сфере, нужны десятилетия работы. Из них первые десятилетия вы будете никому не известны. И только непрерывно изучая, исследуя, совершенствуя подходы можно дойти до чего-то важного, что перерастет в такую значительную историческую и политическую концепцию, – отметила в ходе дискуссии директор Научно-исследовательского института археологии им. К.Акишева, кандидат исторических наук, доцент кафедры Археологии и этнологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Марал Хабдулина

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?