Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Встреча через полвека

2427
Встреча через полвека - e-history.kz

Абай занимает особое место в духовной жизни казахского народа. Не случайно 2020 год прошел под знаком 175-летнего юбилея великого просветителя. Поэтому интерес к истории жизни Абая и его потомков не ослабевает, а находится в центре внимания исследователей. 

Интересную историю о встрече племянницы Ауэзова Гульнар и ее двоюродной сестры Купан (обе по материнской линии потомки Кунанбая) спустя полвека после разлуки рассказал порталу Qazaqstan Tarihy историк-краевед Аскар Даирбеков.

  



Гульнар Азимова (Омарханова) и Купан Жанибекова – близкие родственницы по материнской линии, болелер, как говорят казахи.

В свое время судьба раскидала их по разным сторонам – и вот спустя более чем полвека, достигнув девяностолетнего возраста, они вновь нашли друг друга.


Screenshot_20210227-143126_Facebook (1).jpg


Гульнар Раззаковна является родной племянницей казахского писателя, классика казахской литературы – Мухтара Ауэзова, дочерью его родного старшего брата – Раззакка. По материнской линии же род Гульнар-апа и Купан-апа восходит к Кунанбаю, отцу Абая и Такежану – брату Абая.

Мать Гульнар-апа Алиля является внучкой Такежана, дочерью Азимбая, а мать Купан-апа Мапу является правнучкой Такежана, внучкой Азимбая, дочерью Берлеша.

Обе они родились в нынешнем Абайском районе, одна в 1928 году, а другая – в 1931 году. Годы это были тяжелые – эпоха раскулачивания, коллективизации, голода.

Род Абая, как и близкие Ауэзова, подвергались гонениям, многие родственники раскулачены, репрессированы. Голод также раскидал родственников по всему Казахстану, а кто-то, как, например, Берлеш-ата, вынужден был покинуть Казахстан и уйти в Китай.


Берлеш ата.JPG

Семья внука Ауэза – Раззака покинула родной аул, перебравшись в город – в Семипалатинск, а затем и вовсе искать спасения от голода на юге Казахстана и в соседнем Кыргызстане. В последующем, Раззак и Алиля надолго поселились в селе Мерке. Дочь же их, Гульнар, взял на воспитание Мухтар Ауэзов. Гульнар Раззаковна росла в Алматы в семье Мухтара Омархановича и Валентины Николаевны.

Семья Купан-апа тоже была вынуждена перебраться из аула в город.

Дед по материнской линии Берлеш-ата ушел в Китай и связь с ним на долгое время была прервана. Голод и война осиротили Купан-апа –ее отец Рымбек Жанибеков, потомок Кенгирбай-бия, погиб на войне, а мать умерла еще раньше в тяжелые голодные годы.

Не закончились и страдания семьи Раззака. Он был репрессирован и долгие годы провел в исправительных лагерях. Супруге Алиле пришлось переехать из Мерке в село Корам недалеко от Шелека, куда судьба занесла ее племянника, внука Такежана – Хамита Мажитова. Хамит Мажитов долгие годы проработал в системе образования. Он жил и работал в Алматинской области – в Шелеке, в Узынагаше. Вскоре в село Корам переехала и маленькая Купан. Сирота закончила всего два класса, в то время как ее сверстники учились уже в пятом классе. Однако, Купан быстро наверстала упущенную школьную программу и догнала своих сверстников в учебе.

Купан-апа выросла на шелекской земле и устроилась на работу на почту, вышла замуж, поселилась с мужем в соседнее село Каражота, работала там в ветеринарной аптеке, растила детей, внуков.

Гульнар-апа же получила медицинское образование, стала врачом, хирургом-офтальмологом. Полвека она прожила в Караганде, где вышла замуж, трудилась глазным хирургом, зачастую проводя операции в отдаленных селах, на зимовках в Карагандинской области, при свете фар.

После смерти Сталина социально-политическая обстановка в обществе значительно улучшилась. Реформы Хрущева, известные как «оттепель», привели к пересмотру многих судебных дел, особенно по политическим статьям, и незаслуженно осужденных стали выпускать из лагерей. В конце 50-х годов в Караганду к Гульнаре и ее супругу Амену Азиеву приехали жить ее родители – Раззак, освободившийся из лагерей, и Алиля, вся жизнь которой состояла из мытарств. В поисках родных в 1955 году в Караганду вернулся из Китая Берлеш-ата. Все они нашли свое последнее пристанище в Караганде.

Гульнар-апа и Купан-апа не видели друг друга более чем полвека. Связи порвались, адреса были утеряны, а рабочие будни, заботы о детях отвлекли от поиска друг друга. Поиски друг друга после выхода на пенсию тоже не увенчались успехом. И вот совсем недавно, благодаря Интернету, социальным сетям, внучке Купан-апа удалось выйти на связь с родными Гульнар-апа, которая после выхода на пенсию живет в городе Алматы.

Гульнар-апа с семьей стали гостями в доме Купан-апа в селе Каражота.

Увидевшись спустя полвека, девяностолетние сестры не смогли сдержать слез. Встреча была похожа на момент в телепрограмме, посвященных поиску близких, много лет назад потерявших друг друга. Сбылась мечта встретиться друг с другом через полвека.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?