«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев
Этот день в истории

Тысячелетняя история казахской государственности

1216
Тысячелетняя история казахской государственности

Первый Премьер-министр Азербайджанской Республики, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в Польше, дипломат, философ, историк, тюрколог Гасан Гасанов вносит большой вклад в развитие тюркологии. Портал Qazaqstan Tarihy неоднократно публиковал его работы по истории раннего средневековья, религиозных воззрениях тюрок, общности традиций, обычаев культуры тюркских народов. В этот раз Гасан Гасанов принял участие в презентации монументального труда «Атлас тюркских народов и культур», организованной Международной Тюркской Академией. В своем докладе «О единых генетических корнях современных азербайджанского и казахского народов» он рассмотрел некоторые аспекты истории казахского народа и сделал интересные выводы.


  О происхождении казахских жузов


Так, например, обращаясь к истокам происхождения казахских жузов, ученый считает, что наличие фактора «три жуза» является идентификатором генетического происхождения казахов. Идея о том, что жузы возникли в средневековье, по мнению историка, совершенно не корректно. Как утверждает азербайджанский исследователь, ученый Заур Гасанов, в Иссыкском письме на древнетюркском языке написано: «Uç yuz», племен Сынглы, оплакивают умершего и «пьют клятву». З. Гасанов, также, пришел к выводу, что происхождение «три жуза - uç yuz» связано с социальной структурой скифо-сакского сообщества. Геродот в своей «Истории» так же упоминал, что основу скифского общества заложили три брата и от каждого из них произошло одно из скифских племен. Старший брат Алпоксай или Албак-Албан, имел миссию завоевателя. Слово Албан в древнетюркских языках означает завоеватель. В составе Старшего жуза есть род Албан.
Среднего брата звали Арпоксай или Арбак, от него произошло племя жрецов. В составе Среднего жуза есть многочисленный род «аргын», название которого родственно слову «арыг» означающему на древнетюркском языке «священный».
Младшего брата звали Колаксай, он стал первым скифским царем, в составе Младшего жуза, сохранился род «бай-улы», что означает «потомки правителя».
Заур Гасанов обнаружил также, что в оригинале «Истории» Геродота на древнегреческом языке скифы написаны в форме «сгузы». По древнегреческой традиции к иностранным словам греки добавляли букву «с», в таком случае этноним скифы будет звучать как «гузы», под которыми имеются виду древние тюркские «гузы» и «огузы». Современное казахское слово «жуз», наряду со значением «сто», возможно связано и со скифским этнонимом «гуз». Таким образом, «Старший жуз» - это потомки «старшего скифа Алпоксая», «Средний жуз» - это потомки «среднего Арпоксая», а «Младший жуз», соответственно, потомки «младшего скифа Колаксая».
Далее, Гасан Гасанов считает, что в средневековье произошло не формирование, а ренессанс этнического сознания казахов. Длительное время казахи входили в состав империи Чингизидов. На рубеже XV-XVI вв., вычленившись из этой империи, казахи образовали своё национальное государство. Это привело к возрождению этнической памяти и появлению в письменных источниках сообщений о «трех жузах», отражающих состав казахского социума.
Таким образом, исследователь Г.Гасанов приходит к выводу, что наличие в казахской традиции фактора «три жуза» и то, что они представлены в категории семейно-родственных отношений, со значением старший, средний, младший дает основание признать за этой казахской традицией корни скифо-сакского социума, восходящего еще к VII в. до н.э.


Гасан Гасанов.jpg

 
  О происхождении этнонима «казах» и предках современных казахов


Опираясь на историко-географические сообщения, Гасан Гасанов имеет свою версию происхождения этнонима «казах». Согласно Геродота в составе Ахеменидской империи была XV сатрапия, которая локализировалась на побережье Каспийского моря. Здесь совместно проживали каспии и скифы, которые интегрировались между собой, заложив таким образом основу формирования древне-казахского этноса. В результате слияния народов, слились и этнонимы «каспии» и «саки», образовав тем самым новый этноним «кас-саки», что дает основание утверждать, что происхождение этнонима казах, восходит к древне-скифо-сакскому периоду.
Таким образом, историк уверен, что первопредками современных казахов были два великих древних народа «скифо-саки» и «каспии».
О скифо-саках говорится в греко-римских источниках. Геродот утверждает, что саки и скифы это один и тот же народ. Античные авторы Страбон, Плиний, Арриан сообщают что в Кура-Аракском междуречье живут Саки, т.е. часть того же народа, который, жил на территории Казахстана. Есть сообщение, что здесь же проживали албаны, часть которых, согласно Римской карты 1 века, проживала в Казахстане.
По данным Геродота, скифы прибыли в Азербайджан в VII в. до н.э. по северу Каспийского моря. По другим источникам, племя, называемое персами «саки», еще раньше прибыло в Азербайджан по южному побережью Каспийского моря. В Южном Кавказе скифо-саки встретили родственные народы и интегрировались между собой. Таким образом, еще в VII в. до н.э. на территории современных Азербайджана и Казахстана жили одни и те же народы, с одним и тем же языком, и культурой.
Этноним «Каспи» состоит из двух частей «кас/каш» означающий «граница» и «пи» со значением «острие». Таким образом, этноним «каспи» означает «охраняющие острие границы». Согласно античным источникам, народ «каспи» жил по крайней мере в четырех отдаленных друг от друга регионах. Точки их локализации были по существу пограничными пунктами страны «Атропатена», созданной скифо-саками. Геродот сообщает о XV-ой сатрапии Ахеменидской империи, расположенной на восточном побережье Каспия, в которой жили каспии. Эта сатрапия охватывала также территорию современного Казахстана. Страбон сообщает о двух Каспианах на территории современного Азербайджана, одна из которых в южной, а другая в северной части, западного побережья Каспийского моря.
По мнению Гасана Гасанова, современные казахи являются правопреемниками древних народов, в числе которых гунны, скифо-саки, хазары, тюркюты и другие племена, создавшие великие империи, охватывавшие огромные территории. Наряду с ними, предками казахов являются также упоминаемые в древних источниках половцы, печенеги, кыпчаки, гузы и другие. Современная казахская государственность сложилась в результате преемственности великих народов и государств.
Предки казахов формировали свои исторические пределы не в средневековье, а тысячелетия тому назад. Эти земли сохранились казахами, вплоть до наших дней, как самое святое наследие, за которые их предки боролись и проливали кровь.
Исторические границы казахской государственности определяются ареалом распространения казахской культуры, подтверждаемые наличием многочисленных материальных доказательств в виде уникальных археологических и архитектурных памятников.
Попытки снизить значимость государственных границ в условиях кочевой государственности, всего лишь результат научной манипуляции. Основой кочевого государства как раз были караванные дороги и торговые магистрали на определённой территории. Стратегически важное значение для кочевых государств имели четко определенные территории, обладание которыми составляло основу политического и экономического существования кочевого государства.
Предки современных азербайджанцев и казахов участвовали в формировании государственности, как на казахских, так и азербайджанских землях. Так, например, согласно сирийским источникам V века, правитель скифо-сакского царства Ашгуз Мадий в 612 году до н.э. создал страну под современным названием «Азербайджан». Великий полководец носил титул «Арбак», что на казахском и кыргызском языках означает «дух предков».

 
  О тюркских племенных союзах и этнонимах


С древнейших времен тюркские племена имея свое название, объединялись в племенные союзы, руководствуясь родственным происхождением. В тюркский племенной союз входили десятки тюркских племен, при этом правящее племя давало имя всему союзу племен. Например, народ, известный в истории как гунны под предводительством Аттилы, на самом деле был союзом тюркских племен во главе с гуннами. После гибели Аттилы, руководство этим союзом взяли авары, входившие в этот союз. Империя гуннов автоматически стала называться Аварским каганатом.
В истории, были периоды разных тюркских племенных союзов. Поэтому правильно говорить не гунны, а гуннский племенной союз, не авары, а аварский племенной союз, не скифо-саки, а скифо-сакский племенной союз, не албаны, а албанский племенной союз, не огузы, а огузский племенной союз, не кыпчаки, а кыпчакский племенной союз.
Наиболее поздний племенной союз - Тюркский каганат, был правопреемником древних тюркских племенных союзов, был создан тюрками. Поэтому за нашими народами укрепилась версия названия, что мы тюрки.
Все вышеперечисленные народы, наряду с тюрками, являются предками всех современных тюркских народов. Разнообразие имен наших предков, отражает не различие между нами и ими, а наше этническое богатство.
Сегодня в мире сохранились более тридцати тюркских народов, каждый из которых имеет свое собственное название. Также как у людей есть имя собственное, и имя отца, так и у народов. В силу исторических обстоятельств у каждого народа сложилось свое имя, например, турок, азербайджанец, казах, узбек, кыргыз, туркмен и так далее. Но имя нашего общего предка одно - ТЮРОК.
Азербайджанский и казахский народы, при наличии своих государств, по существу, являются одним народом, считает известный государственный деятель, историк Гасан Гасанов.