«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Казахские орнаменты и их значение

781
Казахские орнаменты и их значение

Казахи – очень умелый, искусный народ. Они оставили свой жизненный след от самых разнообразных камней в бескрайних степях до предметов повседневного обихода, оставляя потрясающие великолепные картины, знаки в виде орнаментов.

Орнаменты, используемые нашим народом в быту, можно назвать художественным произведением, рожденным его интеллектуальным и эстетическим мировоззрением. Многие исследователи отмечают, что в основе древних орнаментов лежит стремление нашего народа в точности запечатлеть впечатления от явлений природы. Помимо космогонических, геометрических орнаментов, наши предки-кочевники очень часто использовали в быту и зооморфные элементы.

Существует также мнение, что орнаментальное искусство – это своего рода культурная генеалогия нашего народа, как и устная литература.

В работах известного исследователя Саник Зейноллы говорится, что под каждым выражением скрывается тайный знак. К примеру, айбалта (секира) означала силу, торсык (бурдюк) – достаток, различные животные олицетворяли горную местность, проточная вода – пашни, воронья лапка – зиму, скотина – джайляу, летучая мышь, звезда – тайну, секрет.

«В то же время орнаменты разделяли на такие виды, как теңдеме ою, жүздеме ою, сыңар ою, которые создавали, обогащали и развивали друг друга», - отметил он в своих исследованиях, выделяя отдельные виды орнаментов.

 

55bb049c18d30da962c14506496a889b.jpg


Құсмұрын – Птичьи клюв

На одежду молодых девушек и парней, на изделия быта молодых семей наносится много фигурных знаков в виде птичьего клюва. Құсмұрын (Птичий клюв) означает быть свободным, счастливым, парить, как птица.

 

Түйетабан – Верблюжий след

Орнамент Түйетабан (Верблюжий след) означает дальнюю дорогу. Такой орнамент наносили на вьючное седло верблюда, на его покрытие и другие изделия, необходимые каравану. Таких находок было много найдено вдоль Великого Шелкового пути, поэтому, можно предположить, что такие орнаменты были распространены.

 

Итқұйрық – Собачий хвост

Орнамент Итқұйрық (Собачий хвост) означает близкое расстояние. Собака не отправляется в дальние путешествия, собака может уйти на такое расстояние, которое сможет преодолеть за один день. Поэтому этот орнамент наносился на кошму, под седло быка и на другие изделия, означающие близкое расстояние.

 

Қошқармүйіз – Бараний рог

Казахи сильно почитают барана. В казахских орнаментах очень много и часто встречаются завитки бараньего рога. Он означает силу, доброту, достаток. Люди, мечтающие о том, чтобы их потомки стали такими, наносили орнамент бараний рог на изделия, которые они делали для своих детей.

 

Омыртка

Позвоночник - символ стойкости, смелости. На изделиях, предназначенных для мужчин, часто вышивали орнаменты в виде позвонка. Известно, что люди, имеющие сильную пояснично-позвонковую часть, бывают стойкие, энергичные.

 

Кұстаңдай – Птичье небо

На чапанах и другой одежде ораторов, поэтов вышивали орнамент құстаңдай. Таким способом вкладывали пожелание, чтобы голос был приятным, как у соловья.

 

d220cbf6bc3df8dde8f65e77e47e36a6.png


Қолтық ою

Казахи на текемет и войлок часто наносили орнамент «қолтық ою», что означало: «приходите, чувствуйте себя как у себя дома, мы всегда вам рады», также означало гостеприимство.

Украшения создавались в соответствии с воспитанием, традициями, модой. В условиях кочевого быта такие понятия, как «нравственность», «доброта», «справедливость», объяснялись народом своим потомкам через такие вещи.


4e7e2e4d1e4d6f4216e54a93f6588560.jpg


 

Использованная литература:

Зейнолла Сәнік. Көптомдық шығармалар жинағы/ VII том. –Алматы: «Ан Арыс» баспасы, 2017.