«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Слово о Чокане Валиханове

806
Слово о Чокане Валиханове

Человек будущего, живший в прошлом.

 В ноябре этого года исполняется 185 лет со дня рождения великого исследователя и путешественника Чокана Валиханова, который оставил неизгладимый след в истории Казахстана. Ставшее символом служения Родине и дружбы казахского и русского народов, его имя занимает достойное место среди выдающихся фигур мировой науки.

Современники Ч. Валиханова и исследователи его научной деятельности  написали  немало работ на тему его биографии и интеллектуального наследия. Ведь жизнь и творчество этой неординарной личности изучаются и осмысляются из поколения в поколение. Всё что он успел сделать, не потеряло своей актуальности и поражает широтой охвата, а его яркая жизнь, наполненная творческими исканиями и страстным желанием служить своему народу, вызывает восхищение и достойна подражания. Узнавая о нём всё больше, не перестаю восхищаться его гением.

Чокан Чингисович Валиханов (настоящее имя - Мухаммед-Ханафия) - потомок  прославленного хана Абылая, с раннего детства общался с известными казахскими поэтами, певцами и композиторами, проявляя при этом неподдельный интерес к их творчеству. Ещё подростком он вместе с  отцом записал несколько вариантов народных поэм, таких как «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Едиге», «Еркокше». В казахской школе получил начальные знания кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Затем блестяще окончил Сибирский кадетский корпус, в котором изучал военные дисциплины, историю, географию, основы философии, литературу, зоологию, ботанику, физику, математику, геодезию, архитектуру.

Любимыми писателями Чокана были Н. Гоголь, Ч. Диккенс, У. Теккерей, а поэт и прозаик М. Лермонтов был его кумиром. Наставниками юноши в Омске были литератор и ориенталист Н. Костылецкий, историк Г. Гонсевский, литератор В. Лободовский.

На юного Чокана преподаватели уже смотрели как на будущего ученого. Когда профессор Казанского и Петербургского университетов востоковед И. Березин обратился  к нему с просьбой объяснить смысл  некоторых  встречающихся в ханских ярлыках терминов, семнадцатилетний Ч. Валиханов наряду с обстоятельными комментариями по этой теме, ставит ряд важных вопросов, высказывает свои суждения о происхождении казахского народа. Рецензия на труды И. Березина считается его первой научной работой.

55bb062103306.png

Большая дружба связывала молодого казаха с Ф. Достоевским, петрашевцем С. Дуровым, поэтами А. Майковым и Я. Полонским, которые воспринимали его как духовно очень близкого человека. Принимая участие в военно-научных экспедициях, он собрал интересные орнитологические и  энтомологические коллекции, а также предания и легенды Восточного Казахстана, сделал первую научную запись киргизского эпоса «Манас».

В 1856 году Ч. Валиханов направился в Кульджу с дипломатической миссией, благодаря которой удалось укрепить связи между Россией и Китаем. Затем он по правительственному заданию совершил опасное и одновременно блистательное путешествие в Восточный Туркестан, которое навсегда осталось в анналах мировой науки. Его исследования печатались в трудах Русского географического общества, в Лондоне и в Берлине. Имя Ч. Валиханова навсегда останется среди имён выдающихся путешественников и ученых мира. По мнению академика Н. Веселовского, «за неполных тридцать лет Чокан сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».

Преклоняюсь перед его жаждой познать новое и энциклопедической широтой знаний, признателен ему за его книги, в которых он проявил свой писательский талант и которые пробудили в нас интерес к истории и культуре нашей Родины. Перед его читателями предстает богатая и древняя культура родного края, которую он сделал достоянием русских и европейских исследователей.

Ч. Валиханову был близок и понятен духовный мир  человека Азии. Вместе с тем он был человеком широких взглядов. Русский географ и путешественник П. Семёнов-Тян-Шанский сказал, что «Чокан сохранил глубокую преданность своей стране, он любил казахскую жизнь, но тем не менее умел высоко ценить западную цивилизацию».

В исследовательских работах  Ч. Валиханова находит своё отражение его яркая личность и прогрессивные философские взгляды. Он не ограничивается констатацией фактов, а сопровождает их  глубокими размышлениями. В такие моменты он становится для нас живым и близким другом и собеседником.

  Ч. Валиханов искренне любил свой народ, страстно желал служить ему. «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых казахов», - писал он Ф. Достоевскому. При этом он думал более всего о том, чтобы своим  примером показать землякам, как может быть полезен образованный султан-правитель.

Участвуя в работе юридической комиссии по проблемам казахской судебной реформы, будучи знатоком древних законов и кодексов казахов, Ч. Валиханов во всех вопросах занимал самостоятельную позицию.

Критикуя феодально-патриархальные порядки в степи, осуждая злоупотребления реакционных царских чиновников, он признавал прогрессивность влияния европейской и российской культуры. «В его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность», - сказал о нём русский публицист и общественный деятель  Н. Ядринцев. 

Ф. Достоевский писал Ч. Валиханову: «Не велика ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который растолковал бы в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительно России, и в тоже время служить своей Родине просвещенным ходатаем  за нее… Вы первый казах, образованный по-европейски. Судьба же сделала Вас вдобавок превосходнейшим человеком, дав Вам и душу и сердце».

Высокие помыслы, благородные цели, многогранность его личности делают образ Ч. Валиханова особенно притягательным. Его выдающееся наследие и удивительная судьба впечатляют и вдохновляют, придают нам жизненных сил. Они являются прекрасным примером для молодого поколения, несут в себе воспитательную миссию, пробуждают гражданское самосознание. Друг Чокана, именитый ученый Г. Потанин  с благодарностью вспоминает, какое благотворное влияние тот оказал на становление у него самого демократических взглядов и пробуждении в нём научных интересов.

Я искренне рад тому, что мне представился случай узнать ближе город Омск, в котором жил и учился Чокан Валиханов, увидеть здание кадетского корпуса, в котором он получил первые знания и учёба в котором сыграла столь важную роль в его жизни. С именами его выпускников, выдающихся ученых Чокана Валиханова и Григория Потанина, связано становление омской этнографической науки. То, что первый этап её развития называют «валихановским», свидетельствует о непреходящей значимости его трудов и  о том, что судьба Чокана и его богатое творческое наследие занимают достойное место в истории казахского и русского народов.

Образ Ч. Валиханова продолжает играть важную роль в воспитании молодежи, в привлечении подрастающего поколения к изучению казахского языка, истории и культуры казахского народа. Как лаконично и ёмко  о нём сказал поэт и дипломат Олжас Сулейменов: «Он человек будущего, жил в прошлом»

Ырыскали Дауренбек

Руководитель Консульства Республики Казахстан в городе Омске