«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

АНК и укрепление единства общества

686
АНК и укрепление единства общества
Ассамблея народа Казахстана играет важную роль во внутренней и внешней политике страны, оказывает позитивное влияние на становление и утверждение казахстанской модели межэтнической толерантности и социального согласия.

Сегодня Казахстан – стабильное государство. Одной из причин позитивного развития межнациональных отношений является то, что наша страна является правовым и социальным государством. Всем народам и национальностям, проживающим на территории республики, предоставляются равные права и свободы, независимо от национальности, вероисповедания и политических взглядов. Каждому гражданину Казахстана гарантируется право на культурное и духовное развитие, право говорить и выражать свои мысли на родном языке, право на сохранение и приумножение национального наследия, традиций и духовных ориентиров. 

Однако, в первые годы независимости республики в стране происходили очень сложные процессы, связанные с духовной жизнью общества, его социальным благополучием, возрождением национального самосознания. В начале 90-х годов прошлого века Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, переосмыслив многое в нашей истории, и чтобы сохранить дружбу народов, на первом Форуме народов Казахстана высказал мысль о необходимости перевода этого форума на постоянную основу. Поэтому в начале марта 1995 года на общественно-политической арене республики появился новый уникальный институт в области национальной политики – «Ассамблея народов Казахстана», для сохранения нашего главного достояния – дружбы и единства народов.

Правовой статус Ассамблеи определен специальным законом «Об Ассамблее народа Казахстана», «Уставом Ассамблеи народа Казахстана», который регулирует порядок формирования, структуру и контроль, определяет цели, основные задачи, деятельность органа АНК, а также особенности организации взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, механизм участия в разработке и реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений.

В мае 2007 года Парламент Казахстана принял ряд конституционных поправок, которые существенно изменили роль всей представительной ветви власти. Одно из важнейших нововведений конституционной реформы – увеличение числа депутатов Мажилиса Парламента до 107 человек, 9 из которых избираются Ассамблеей народа Казахстана. Этот шаг, конечно, поднял роль Ассамблеи на более высокий уровень. Введение специальных мест для собраний путем увеличения числа депутатов позволило представлять в парламенте наиболее крупные этнические группы, проживающие на территории Казахстана.

Имея статус совещательного органа при Президенте, Ассамблея народа Казахстана стала масштабной диалоговой площадкой, площадкой народного парламентаризма, подлинно демократическим регулятором межнациональных отношений, уважения прав национальных меньшинств, свободного развития культур и языков. В этом году страна отметила 25-летие Ассамблеи народа Казахстана (АНК). За четверть века своего существования функционал этого института гражданского общества значительно расширился. Сегодня деятельность Ассамблеи направлена не только на консолидацию интересов всех этносов, но и на развитие языкового образования, медиации, благотворительности, аккредитации этнокультурных объединений страны.

Одним из основных направлений деятельности Ассамблеи является содействие в разработке и реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и национального единства. Ассамблея также является уникальным учреждением, так как не имеет аналогов в странах СНГ и дальнего зарубежья. Во многом именно благодаря деятельности АНК практически за весь период независимости в Казахстане не было политических столкновений на этнической или религиозной почве. Еще одной функцией ассамблеи, без которой, по сути, немыслимо ее существование, является содействие формированию казахстанского патриотизма, в этом направлении ведется активная работа с молодежью Казахстана [1].

В целях усиления научно-экспертно-аналитического обеспечения государственной этнической политики сегодня работает Центр межнациональных и межконфессиональных исследований при Академии государственного управления при Президенте РК. Согласно недавнему опросу, проведенному данным Центром, 97,5% казахстанцев считают, что Ассамблея народа Казахстана представляет интересы всего народа, 79,6% считают, что в Казахстане созданы все условия для развития традиций, языков, культур, 84% же сообщили о регулярных социально-экономических возможностях всех этносов, 82% населения уверены в безопасности, единстве и стабильности нашей страны [2].

Поэтому нет необходимости доказывать, что важнейшей задачей АНК является единство народа. Именно это единство является движущей жизненной силой развития государства. Наша страна уверенно движется вперед без каких-либо сбоев из-за обострения межличностных и межэтнических конфликтов, провоцирующих политический и экономический коллапс любого государства. Так как, таких примеров на международной арене очень много.

Создание условий для общения, взаимодействия институтов гражданского общества с государственными институтами в формировании межнационального и межконфессионального диалога, толерантного отношения друг к другу лежит в основе достижений АНК, в том числе духовных основ единства и консолидации народа, особенно в трудные периоды смуты. При этом отличительной чертой Ассамблеи народов Казахстана является стремление построить политику сочетания множественности в целом. Поэтому сегодняшними основными принципами государственной национальной политики являются равноправие представителей всех национально-конфессиональных групп и формирование благоприятных условий для деятельности всех конфессий. Благодаря этому в Казахстане на протяжении более чем двадцати пяти лет не было ни одного политического массового столкновения, мотивированного этническими или религиозными разногласиями [3].

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, основанную на гражданском и политическом единстве всех граждан, обеспечивающую равенство прав и свобод всех, независимо от национальности или вероисповедания. Опыт межэтнической политики, реализуемой в Казахстане, высоко оценивается и международным сообществом, а также вызывает интерес стран со схожим многонациональным населением [4].

Согласно мировой политической обстановке, в международном сообществе Казахстан получил признание как страна, проводящая политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляющих народ Казахстана. Казахстан сейчас заинтересован в расширении и углублении так называемого диалога цивилизаций. Это видно по тому, как АНК всегда поддерживает и выражает готовность выступить с инициативой, направленной на более тесное взаимопонимание между Востоком и Западом по ключевым вопросам современного социального мироустройства. Кроме того, во всех регионах страны функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с многонациональным составом населения. В Алматы есть «Дом дружбы», в Нур-Султане – Дворец Мира и согласия. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, а также знаковые мероприятия. Помимо казахского и русского театров, в стране действуют четыре национальных театра: корейский, немецкий, узбекский и уйгурский. Функционирует более восьмидесяти школ, где преподавание ведется исключительно на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются как отдельный предмет. Кроме того, в учебных заведениях республики действуют около 200 специализированных лингвистических центров, где не только школьники и студенты, но и взрослые могут изучать языки тридцати этнических групп.

Еще одно особое место в сфере этнокультурных связей в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. В информационном поле активно работают более тридцати пяти этнических газет и журналов. Крупнейшие шесть национальных этнических газет работают при государственной поддержке. Газеты и журналы доступны на одиннадцати различных языках, радиопрограммы на восьми, а телепередачи на семи языках.

Таким образом, Республика Казахстан, на территории которой мирно сосуществуют представители более ста тридцати этносов и народностей, 3088 религиозных объединений, представляющих около двадцати конфессий, идеально подходит для проведения съезда мировых религий. Прошло уже более семнадцати лет с тех пор, как созыв первого Конгресса межрелигиозного саммита продемонстрировал миру истинное призвание всех религий, общие морально-этические принципы, их огромный миротворческий и гуманитарный потенциал. Последующие за первым Конгрессом межконфессиональные саммиты (2-4 саммиты) доказали, что как никогда важно показать духовные основы и нравственный потенциал всех религий. Необходимо не допустить распространения призывов безнравственного характера о столкновении цивилизаций и религий, выражающихся в противопоставлении верований, дальнейшей политизации богословских споров и дискредитации друг друга во имя религии. Далее в 2015 году в столице Казахстана состоялся пятый съезд лидеров мировых и традиционных религий, для участия в котором были приглашены 112 делегаций из сорока четырех стран мира. Уникальность таких казахстанских межрелигиозных саммитов заключается в их ключевых темах: «диалог религиозных лидеров и политиков во имя мира и развития» [5].

Таким образом, именно на интерактивной площадке казахстанского съезда впервые собрались все религиозные и политические лидеры, которых объединяет понимание целостности мира и чувство общности к глобализирующимся конфликтам и превращению их в смуту мирового порядка. Поэтому можно сделать вывод, что наша страна во главе с АНК делает все для того, чтобы эта важная площадка лидеров мировых и традиционных религий стала стержнем взаимодействия духовных иерархов и политиков в целях возвращения приоритета нравственных ценностей и гуманистических идеалов человеческому сообществу, борьбы с экстремизмом и терроризмом [5].

В 2015 года состоялась XXII сессия Ассамблеи народа Казахстана «Мәңгілік ел: один народ, одна судьба» [6], где Первый Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что все инициативы, в том числе «Стратегия-2050», новая программа индустриализации «Нұрлы Жол», и даже пять народных реформ «Мәңгілік Ел», рассчитаны на долгие годы вперед на сессии АНК, и запустить их способно только мощное национальное движение. Как видим, важной составляющей национального единства является межрелигиозное согласие в нашем обществе. На сегодняшний день в Казахстане все эти принципы правового равенства и диалога религий более чем устойчивы. Одновременно государство противодействует и деятельности псевдорелигиозных групп. Это также требует активной позиции всех религиозных объединений страны, соблюдая и руководствуясь Стратегией «Казахстан-2050», программой индустриализации «Нұрлы Жол», и реформой «Мәңгілік Ел» [7]. Согласно результатам двадцать четвертой сессии АНК (26.04.2016) «Независимость. Согласие. Будущее единой нации», мы видим, что сила национального единства напрямую связана с повышением эффективности работы Ассамблеи народа Казахстана и всех этнокультурных объединений. Поэтому, прежде всего, необходимо усилить координирующую роль секретариата Ассамблеи народа Казахстана, а также создать при Ассамблее эффективный совет старейшин. Научно-экспертный совет Ассамблеи должен активно работать. Необходимо также учредить грант для различных ученых, осуществляющих прикладные исследования по вопросам межнациональных отношений.

XXVII сессия Ассамблеи народа Казахстана показала (апрель, 2019), что создание Ассамблеи стало логическим продолжением внутренней и внешней политики Казахстана и его лидера с момента обретения независимости. Казахстан изначально шел по пути строительства современного, светского государства, приверженного идеалам мира, толерантности и конструктивного диалога [8]. Учреждение Ассамблеи народа Казахстана как раз-таки и стало институционализированным полем межнациональных отношений в республике, своеобразным органом публичной дипломатии. Ассамблея создавалась как принципиально новый институт гражданского общества, не имевший на тот момент аналогов, как в предшествующую советскую эпоху, так и в современной мировой практике. Теперь можно с уверенностью сказать, что благодаря функционированию АНК нам до сегодняшнего дня удается избежать политизации межнациональных отношений, направлять имеющийся на данный момент потенциал конфликта в правильное и эффективное конструктивное русло.

Резюмируя проведенный анализ, важно отметить, что крупнейшие современные мировые политики, духовные лидеры и представители неправительственных организаций дают самую высокую оценку опыту Казахстана по укреплению межнационального и межрелигиозного согласия. Действительно, за годы независимости в стране сформировалась Казахстанская модель многонационального общества, в котором проживают представители более 130 этносов и национальностей, проживающих в республике. Мы видим, что за свою 25-летнюю деятельность Ассамблея народа Казахстана стала полноценным органом народного суверенитета. Поэтому способность АНК умело и эффективно консолидировать единство нашего общества вокруг идей мира и примирения является ключевым и важнейшим фактором формирования гражданской национальной идентичности, необходимой для многонационального Казахстана.

А.М. Бадиев,

магистр гуманитарных наук,

Институт истории государства КН МОН РК

 Список использованной литературы:

1. Ассамблея народа Казахстана. Для чего она создана и какие вопросы решает? // https://informburo.kz/special/assambleya-naroda-kazahstana-dlya-chego-ona-sozdana-i-kakie-voprosy-re...

2. Наука согласия // Индустриальная Караганда. –2015, 30 апреля. № 62-63.

3. Роль Ассамблеи народа Казахстана // https://e-history.kz/ru/news/show/3721/

4. Нурадил Г.Н. Строительство новой модели управления для создания прочного мира // Казахстан-Спектр. — 2018. — № 2 (36). — С. 39-43.

5. Съезд лидеров мировых и традиционных религий // https://www.akorda.kz/ru/national_projects/sezd-religii-2012_1338973130

6. XXII сессия Ассамблеи народа Казахстана «Мəңгілік Ел: одна страна, одна судьба» (23.04.2015 г.). — [ЭР]. http://assembly.kz/ru/sessii-assamblei-naroda-kazahstana

7. Абенов Д.Е. «МӘҢГІЛІК ЕЛ» проекты в будущее // М.: Астана, - 2016 г. https://articlekz.com/article/21495

8. XXVII сессия Ассамблеи народа Казахстан. 2019 // https://assembly.kz/ru/ank/sessii-assamblei-naroda-kazakhstana/xxvii-sessiya-ank/