«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Партийно-политическое строительство

465
Партийно-политическое строительство

Президент Казахстана К.К. Токаев объявил о предстоящих в январе 2021 года выборах в Парламент и маслихаты. В связи с этим возрастает актуальность темы партийно-политического развития страны. В Казахстане официально действуют шесть политических партий: «Nur Otan», Демократическая партия «Ак жол», Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), а также партии «Ауыл» и «Бiрлiк». Из них в парламенте представлены три: «Nur Otan», «Ак жол» и КНПК.

Законодательство Казахстана, регулирующее деятельность политических партий, постоянно совершенствуется. Избирательная и политическая системы в Казахстане развиваются в направлении дальнейшей демократизации. В 2008 году были внесены очередные изменения и дополнения в Закон «О политических партиях», в соответствии с которыми количество членов партии, необходимых для ее создания, уменьшено с 50 тыс. до 40 тыс., что должно было стимулировать процесс партийного строительства.

16 ноября 2011 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвёртого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан». Выборы состоялись 15 января 2012 года.

В выборах приняли участие 7 партий – Народно-демократическая партия «Нур Отан», «Адилет», «Партия Патриотов Казахстана», Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), «Акжол», Коммунистическая народная партия Казахстана, Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл».

По итогам подсчета голосов, Народно-Демократическая партия «Нур Отан» набрала 5621436 голосов или 80,99%. За Партию Патриотов Казахстана отдано 57732 голоса или 0,83% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Демократическая Партия Казахстана «Ак жол» получила 518405 голосов или 7,47%. Общенациональная социал-демократическая партия набрала 116534 голоса или 1,68%. Коммунистической Народной партии Казахстана отдали предпочтение 498788 казахстанцев, что позволило партии набрать 7,19% голосов избирателей. Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» получила 82623 голоса или 1,19%. За Демократическую партию «Әділет» отдано 45702 голоса или 0,66% голосов избирателей, принявших участие в выборах. В итоге Народно-Демократическая партия «Нур Отан» получила 83 мандата в Мажилисе, «Ак жол» – 8 и КНПК – 7 мест в нижней палате Парламента Казахстана. 20 января 2016 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан», согласно которому нижняя палата парламента была распущена, выборы депутатов, избираемых населением по партийным спискам, были назначены на 20 марта 2016 года, а депутатов, избираемых от Ассамблеи народа Казахстана, на 21 марта.

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан шестого созыва состоялись 20 марта 2016 года. В них приняли участие шесть политических партий, из них, партия «Нұр Отан», Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Коммунистическая народная партия Казахстана набрав более 7 % голосов избирателей, прошли в состав Мажилиса Парламента. От партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента работают 84 депутата, от «Ак жол» - 7 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. 9 депутатов были избраны от Ассамблеи народа Казахстана.

«Nur Otan» – партия власти, является самой массовой, но по составу она номенклатурно-чиновничья, так как состоит из руководителей и работников государственных или квазигосударственных структур. Курс партии – это курс Нурсултана Назарбаева, его идеи политической стабильности и межнационального согласия.

Демократическая партия «Ак жол» позиционирует себя «конструктивной оппозицией», партией бизнеса и следует нормам, основанным партией «Алаш». Партия образовалась на основе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). 2 июля 2011 года председателем ДПК «Ак жол» был избран глава Национальной экономической палаты «Атамекен» Азат Перуашев. ДПК «Ак жол» ставит своей целью «создание необходимых условий для свободного развития каждого гражданина, соблюдения его прав и свобод, неуклонного повышения качества и уровня жизни всех казахстанцев, а также для достижения экономического, социального и политического прогресса казахстанского общества и государства».

Коммунистическая народная партия Казахстана функционирует с июня 2004 года. Секретарями Центрального Комитета партии являются Айкын Конуров, Дмитрий Лёгкий и Жамбыл Ахметбеков. Считается, что основным социальной базой партии являются люди старшего поколения, пенсионеры, но по данным партии, молодежь составляет около 30 % партии. Согласно Уставу, КНПК движется к обществу подлинного народовластия, социальной справедливости, широкой духовности, свободы и процветающей экономики на базе научно-технического прогресса и принципов научного социализма. Центром такого общества должен стать человек, наделенный полнотой гражданских прав и широкими возможностями для развития и проявления своих способностей и удовлетворения многообразных потребностей.

Партия «Ауыл» была зарегистрирована 1 марта 2002 года, а 5 сентября 2015 года в результате слияния Казахстанской социал-демократической партии «Ауыл» и Партии патриотов Казахстана была образована Народно-демократическая партия «Ауыл» (НДПП «Ауыл»). Председателем партии является Али Бектаев. Своими приоритетами партия видит «решение проблем села, усиление государственного регулирования и поддержку аграрного сектора, защиту интересов тружеников села, активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества, осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики, повышение жизненного уровня граждан».

Партия «Бiрлiк» была образована в результате слияния партий «Руханият» и «Адилет», функционирует с 26 апреля 2013 года. Возглавляет партию Серик Султангали. «Бiрлiк» выступает «за сохранение самобытности, культуры других национальностей, но при тесной интеграции представителей всех национальностей во все социально-экономические процессы, в сферы образования, в предпринимательство, в госорганы». На выборах 2016 года партия делала акцент на вопросах экологии и социальной сферы, но не прошла в парламент. В марте 2020 года «Бiрлiк» обратилась к партии «Ауыл» с предложением об объединении двух партий, но «Ауыл» данное предложение отклонил.

Общенациональная социал-демократическая партия Казахстана (ОСДП) позиционирует себя как оппозиционная партия. Зарегистрирована в органах юстиции 25 января 2007 года. Председателем партии является Асхат Рахимжанов. Партии борется за воплощение ценностей мирового социал-демократического движения, принципов свободы, справедливости, солидарности, а также ставит перед собой задачи построения демократического, правового, социального государства, инновационной экономики, осуществления новой гуманитарной политики.

Если обратить свой взгляд на постсоветское пространство, то можно выявить определенные изменения, которые прошли в партийной сфере соседних республик.

В Российской Федерации после создания партии «Единая Россия» и выборов в Госдуму 2003 года фактически сложилась партийная система с доминирующей партией, при которой только партия «Единая Россия» обладает реальной политической властью, имея большинство как в федеральном парламенте, так и в представительных органах власти абсолютного большинства регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах, городах и районах.

В 2011 году в России числилось всего семь партий. После решения ЕСПЧ по делу РПР (ныне - ПАРНАС) и массовых акций протеста 2011-2012 годов нормы законодательства в области регистрации политических партий были резко демократизированы. Примечательно, что ПАРНАС (ранее - РПР и РПР-ПАРНАС) стала первой в истории России политической партией, которая с формальной точки зрения была не зарегистрирована заново, а восстановлена в регистрации в связи с решениями Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Верховного суда Российской Федерации.

28 февраля 2012 года, принят закон о выборах, партии были освобождены от сбора подписей и внесения денежного залога для выдвижения партии и её кандидата, восстановлены выборы губернаторов. Снижено количество требуемых подписей для кандидатов на выборах в президенты России, вместо 2-х миллионов сейчас достаточно: от партий 100 тысяч, а для самовыдвиженцев 300 тысяч. Снижен избирательный проходной барьер для партий с 7 до 5 %.

20 марта 2012 года Государственная дума утвердила президентский законопроект о снижении минимальной численности политических партий, что позволяет для их создания иметь в России вместо 40 тысяч всего 500 человек, а для регистрации регионального отделения вместо 500 всего 5 человек.

Однако, после регистрации 71 партии в 2012-2013 гг. количество новых регистраций партий резко сократилось, в 2017-2019 годах не была зарегистрирована ни одна партия. Впрочем, в 2020 году регистрация партий была возобновлена (зарегистрировано 4 партии). На сегодняшний день официально зарегистрировано 42 политических партии, 41 из которых имеет право участвовать в выборах.

В Республике Беларусь участие политических партий в органах власти незначительное, партии находятся на периферии политического процесса. Даже крупные политические партии редко выдвигают своих кандидатов на выборах. К октябрю 1994 года в республике были зарегистрированы 616 общественных организаций общереспубликанского значения, в том числе 21 политическая партия. В 1995 году началась перерегистрация (её прошло чуть более 56 % общественных организаций) и к январю 1999 года зарегистрировались 43 политические партии, 45 профсоюзов и 1173 иных общественных объединения. В 1999 году прошла новая перерегистрация, показавшая, что в стране 759 общественных объединения республиканского и международного уровней (всего перерегистрацию прошли также чуть более 56 % таких организаций). В Белоруссии официально зарегистрированы 15 политических партий, которые можно условно разделить на 3 категории: партии, лояльные к действующей власти, центристские партии и оппозиционные партии. Полтора десятка зарегистрированных политических партий сегодня не влияют на принятие государственных решений, что позволяет политологам констатировать существование в Беларуси беспартийной системы, в которой «де-юре партии существуют, а де-факто отсутствуют как политические силы». В Беларуси сложилась квазидвухпартийная система, образуемая неофициально существующими партией власти и партией оппозиции. Первую представляет президентская вертикаль и подконтрольные ей общественные объединения, включая проправительственные политические партии, а вторую – оппозиционные политические партии и поддерживающие их движения, общественные организации и инициативы. Первая «партия» пользуется устойчивой поддержкой государства, ее регулярно поддерживает большинство избирателей, а вторая, хотя представляет практически весь идейно-политический спектр и имеет опыт выдвижения единых кандидатов на президентских выборах, остается в тени. Параллели между белорусской партийной системой и двухпартийностью достаточно условны. Истинная двухпартийность развивается в условиях гарантий политических свобод и сильного гражданского общества и связана с традицией поочередной смены существующих партий у власти, чего официальная Беларусь не приемлет, доказывая это прошедшими президентскими выборами 2020 года и своими действиями в отношении гражданского общества.

В Кыргызстане при Акаеве партии и не играли существенной роли в формировании органов государственной власти. С принятием Закона «О политических партиях» (25 июня 1999 г.) и системы пропорционального представительства согласно «Кодексу о выборах Кыргызской Республики» (29 мая 1999 г.) роль политических партий несколько изменилась. Перед парламентскими выборами 2000 года часть партий, в особенности недавно учреждённых, стали объединяться в блоки. Проправительственные партии, включая Социал-демократическую партию (основана в 1993 году), Республиканскую партию «Адилет» («Справедливость»; основана в 1999 году писателем Ч. Айтматовым) и др., создали блок «Союз демократических сил».

В парламентских выборах 16 декабря 2007 г. первоначально участие планировали принять 50 партий. Реально боролись за парламентские мандаты лишь 12 партий. Искусственные ограничения по отношению к оппозиционным партиям привели к тому, что в парламент вошли только три партии: «Ак Жол» - проправительственная партия и относительно лояльные к ней - ПКК и СДПК. После апрельских событий в парламентских выборах 2010 г. участвовали уже 29 партий, из которых 5 партий («Ата-Журт», СДПК, «Республика», «Ар-Намыс», «Ата-Мекен») получили мандаты. Однако лидерам парламентских партий не удалось осуществить координацию их деятельности, что оказало дестабилизирующее влияние на ситуацию в Кыргызстане во второй постреволюционный период. Это обусловлено отсутствием реальной связи между ними и населением, широкой социальной базы в регионах и требуемых финансов. Несмотря на тенденцию количественного роста, партийный сектор Кыргызстана все еще достаточно узок и находится в фазе качественного роста и трансформаций. Все это явно противоречит интересам рядовых граждан, ожидающих от партий выражения и защиты своих интересов.

За годы независимости партийная система Кыргызстана постоянно менялась, была не стабильна, как и другие политические институты. Название партийных систем связано не с тем, сколько партий существует в стране, а с тем, сколько партий имеют сильное влияние и получают коридор во власть. В настоящее время в Кыргызстане возрождена многопартийная система. В то же время эксперты единогласно полагают, что наиболее стабильной и устойчивой является двухпартийная система (по примеру США, Великобритании), что дает необходимый ориентир для будущих политиков страны.

Отдельные эксперты говорят о наличии в Кыргызстане не столько традиционного деления на правые, центристские и левые партии, партии оппозиционные и провластные, сколько деление по региональному или клановому делению на партии «севера» и «юга». Данное обстоятельство объективно является главным препятствием на пути формирования общенациональных партий и нового типа политических лидеров в Кыргызстане, что и показали результаты последних парламентских выборов, которые ввергли страну в очередной кризис.

Сегодня в Узбекистане официально зарегистрированы пять политических партий: Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат», Демократическая партия «Миллий тикланиш», Либерально-демократическая партия и Экологическая партия Узбекистана.

Наряду с положительным опытом развития партийной системы в стране, существуют некоторые концептуальные проблемы, как отсутствие межпартийной политической конкуренции, проблемы работы с электоратом и т.п. К проблемам партийной системы в Узбекистане можно отнести отдаленность политических партий от общества и электората, низкую активность партийных фракций в Законодательной палате Олий Мажлиса, слабая социальная база политических партий. Сегодня Узбекистану необходимы демократические партии и демократические выборы.

В Азербайджане сегодня на политическом пространстве 54 партии прошли официальную регистрацию, из них лишь 12 представлены в парламенте. Эти партии обеспечены одним или двумя депутатами в парламенте. Сравнительный анализ программ и платформ всех зарегистрированных и незарегистрированных показывает, что большинство политических партий идентичны с точки зрения происхождения, идеологии, пассивности в направлении обновления, радикальной позиции, программы и рода деятельности. Каждая из партий четко объясняет свою программу и цели в рамках политической идеологии. В основном партии различаются по своим идеологическим позициям. Большинство партий, находящихся на виду в Азербайджане, это организации, вышедшие из бывшего Народного Фронта.

Партийная система Армении, насчитывавшая в 2006 году 74 партии (большинство из них не представлено в законодательном органе страны), характеризуется значительной фрагментированностью. Установленный законом пятипроцентный барьер для прохождения представителей партий в парламент слабо стимулирует объединительные процессы в партийном строительстве. Это свидетельствует о том, что при формировании многих партий на первый план выдвигаются не проблемы национальной повестки дня, а узкопартийные, групповые интересы, амбиции лидеров партий и движений. Большинство партий представляют собой группы поддержки влиятельных политиков. По данным на 2020 год, в Армении официально зарегистрировано 84 партий, большинство которых являются неактивными и малоизвестными. Партий, которые представляли бы интересы тех или иных социальных групп, будь то крестьяне или мелкие бизнесмены, пенсионеры или средний класс, в Армении еще нет. Общество еще не выработало той политической культуры, в которой осознается необходимость организованного представительства интересов в законодательном собрании. Фактически на политическом поле действуют не партии, а элитные группы, в первую очередь бизнес-группы, и законодательное собрание постепенно становится полем для представительства экономических интересов. На предпоследних и последних выборах в парламент прошло значительное число бизнесменов. Теперь, в отличие от раннего периода независимости, баталии в армянском парламенте происходят не между сторонниками либерализма или христианской демократии, социальной или рыночной экономики, а между представителями различных бизнес-групп.

В целом на постсоветском пространстве прошли качественные реформы партийно-политической деятельности, были усовершенствованы государственно-политические институты, практики государственного управления, регулирования взаимоотношений партий и ветвей власти в соответствии с требованиями начала XXI века. В результате партийно-политическая система Казахстана обновилась существенным образом.