«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Астрономические знания в древности и средневековье

467
Астрономические знания в древности и средневековье
Астрономия - древнейшая из наук. Родившись из необходимости человека ориентироваться в пространстве и времени, она стала результатом и условием его трудовой деятельности. Наряду с этим наблюдение (а сначала простое созерцание) неба с древнейших времен в какой-то степени формировало самого человека. Возвышающее дух воздействие необъятного звездного неба на человека воспето поэтами и отмечено философами всех времен - от Гомера до Уолта Уитмена, от Лукреция Кара до Ломоносова, от Джордано Бруно до Сент-Экзюпери.

Следы астрономической деятельности обнаружены в самых ранних известных письменных документах (3-2 тыс. до н.э.). Они оставлены древнейшими цивилизациями Междуречья, Малой Азии, Средиземноморья, Индии и Китая. Судя по косвенным источникам - древним историческим текстам, описывающим еще более ранние времена - астрономическая деятельность существовала в некоторых областях Земли уже в 4 тыс. до н.э., а то и раньше. В еще более отдаленные тысячелетия уходит астрономический фольклор. Наконец, в неизмеримые глубины времен уводят нас так называемые «солярные знаки» - наскальные и пещерные рисунки первобытного человека, в которых просматриваются изображения небесных светил. В последние десятилетия некоторые старейшие археологические памятники расшифрованы как свидетельства систематической астрономической деятельности людей еще на неолитическом уровне развития человечества. Это - мегалитические сооружения, т.е. сооружения из громадных каменных глыб и столбов, упорядоченно расставленных, обычно на обширной плоской площадке, с выделением астрономически значимых направлений. Эти направления совпадают с точками восхода Солнца, например, в равноденствия и солнцестояния, с видимостью Луны в определенные моменты года и даже в определенные периоды «высокой» и «низкой» Луны. 

Осознание окружающей Вселенной начиналось с формирования конкретной, образной картины мира, поначалу почти неотделимой от художественного творчества. С другой стороны, небесные «знаки» и указатели использовались в практической жизни: в обслуживании духовных и идеологических нужд общества. Эти цели главным образом стимулировали развитие наблюдательной астрономии, которая рассматривалась как прикладная часть главной, теоретической «науки» - астрологии. Необходимость повышения точности наблюдений наиболее заметных светил – Луны, Солнца, Венеры – вызвала к жизни два изобретения: древнейший астрономический инструмент - гномон и астрономический календарь. Последний вытеснил более ранний примитивный сельскохозяйственный календарь - разделение года на сезоны по этапам роста и созревания тех или иных культур. Гномон - шест для определения высоты Солнца по длине тени - развился в различные системы солнечных часов. Он позволял оценить продолжительность солнечного тропического года и вести счёт времени в течение дня. Для счета времени при отсутствии Солнца были изобретены водяные и песочные часы.

На территории Казахстана сохранилось множество курганов, интересных в архитектурном отношении. Это курганы с грядками, или, как их еще называли, курганы с «усами». Их особенность заключается в том, что от кургана обычно по направлению к востоку или почти к востоку протянуты две расходящиеся в стороны гряды из камней, заканчивающиеся небольшими курганчиками. Эти курганы издавна привлекали внимание археологов. Впервые они были раскопаны в 1927 г. А. Ф. Семеновым в Акмолинской области. В 1937 г. экспедицией Института материальной культуры АН СССР был изучен курган в Центральном Казахстане и, наконец, в 1946 г. там же были произведены раскопки курганов с грядками А.Х. Маргуланом. Впоследствии обследование таких курганов продолжалось казахстанскими археологами. Курганы с грядками располагаются преимущественно в Центральном Казахстане, но единичные курганы есть в Семиречье, Восточном Казахстане, а также в районах, прилегающих к хребту Каратау. По предметам, обнаруженным в курганах, они довольно точно датируются от VII в. до н.э. до V в. н.э., т.е. их возведение происходило в течение длительного времени - более 1 тыс. лет.

Курганы с грядками всегда отличались богатством находившегося в погребении инвентаря, который внешне отражал культуру скифско-сакского типа, в связи с чем было высказано предположение, что они принадлежали родоплеменной знати. К сожалению, подавляющее большинство курганов было разграблено еще в очень давние времена и примерно из 100 курганов было добыто всего лишь семь черепов, по антропологическим признакам близких к сакско-усуньским племенам, ранее населявшим территорию современного Центрального Казахстана.

Курганы с грядками значительно варьируют в деталях своей архитектуры, отличаясь друг от друга индивидуальными особенностями и размерами.

Протяжение грядок к востоку позволяет предположить, что погребальное сооружение имело ритуальное значение и было связано с поклонением солнцу.

Так, например, профессор П.И. Мариковский занимался изучением подобных курганов. В 1968 г. археологами случайно был найден курган с грядками в 142 км к северу от г. Алматы на самой западной оконечности хр. Малай-Сары близ р. Или. Находка была несколько необычной, так как там, где полагалось быть кургану, находилось только одно кольцо из камней, выложенное на поверхности земли и без следов какого-либо захоронения в его центре. Тогда же зародилось предположение, что курган представляет собой простейшее сооружение для определения дней равноденствий и солнцестояний. При замере азимутов различных частей сооружения предположение подтвердилось. Между ветвями впереди от их концов к востоку располагался едва заметный холмик, впоследствии названный ориентирным. Линия, проведенная с конца правой ветви через этот холмик, показывала точку восхода солнца в день летнего солнцестояния; линия. проведенная с конца левой ветви через ориентирный холмик, указывала на восход солнца в день зимнего солнцестояния. 3 линия, проведенная из середины кольца, там, где должен был находиться главный курган с захоронением, показывала точку восхода солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий. Под ориентирным холмиком не хватало какого-то предмета, возможно, закрытого землей.

Через восемь лет, в 1976 г., удалось найти другой курган с грядками в Центральном Казахстане возле горы Толагай на расстоянии около 1 тыс. км к северу от кургана Малай-Сары. Там вместо ориентирного холмика оказался основательно погруженный в землю камень ярко-белого кварца. Ориентиры этого кургана удивительно точно совпали с ориентирами кургана Малай-Сары. Тогда же было сделано предположение, что курганы с грядками принадлежали особой касте жрецов, представлявшей узкий и замкнутый клан и поддерживавшей традиции в течение длительного времени.

Но по двум находкам трудно судить обо всей сложности астрономического значения курганов с грядками. Поиски и промеры курганов с грядками продолжались. Археологи проводили промеры при помощи буссоли, а затем с теодолитом.

Курганы с грядками располагаются на открытой местности. Поиски их затруднялись тем, что погребальные насыпи невысокие, а сами грядки полузанесены землей и видны только в непосредственной близости. К тому же многие курганы заросли таволгой и караганой. И наконец, многие курганы исчезли или оказались распаханы. Обнаруженные и исследованные курганы были разделены на 2 группы. Первая группа - это курганы, ориентированные на солнце. А вторая группа - это курганы, ориентированные на другие небесные тела.

Как ни странно, линии, проведенные от конца правой ветки на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния и от конца левой ветви в день зимнего солнцестояния, пересекались в точке, где должен был находиться ориентирный камень или холмик, и через которые линия, проведенная с центра главного кургана, показывала бы на горизонте точку восхода солнца в день весеннего и осеннего равноденствий.

Как известно, в день равноденствий солнце восходит по азимуту в 90°, считая нулем градус север. По измерениям, азимут, идущий на восход солнца в день равноденствий, немного отклоняется от 90°, что объясняется существованием в каждой местности магнитного склонения, которое непостоянно и в течение длительного времени меняется. Кроме того, при измерении азимутов не всегда удавалось установить прибор в самом центре главного кургана, так как на его месте из-за произведенной ранее раскопки иногда находилась глубокая яма. Не всегда удавалось точно определить и центр курганчика на конце грядки, так как он или был разбросан, или раскопан.

Центральный Казахстан – страна мелких сопок, сглаженных гор и гор-останцов. Курганы, как правило, располагались на открытых с востока межгорных равнинах вдали от гор и холмов. Кроме того, как оказалось, они находились на одном уровне с далеко видными на горизонте горами. Таким образом, исследованные курганы доказали связь сооружений с движением солнца по небосклону.

 

Продолжение следует.