«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Золотая Орда: имена и события. Часть 1

1000
Золотая Орда: имена и события. Часть 1
Что пишут о великом Улусе различные исторические источники?

Золотая Орда или Улус Джучи (Улуг Улус) – могущественное государство кочевников периода средневековья (начало XIII - начало XV века), которое имело сложную политическую и экономическую систему бескрайние территории, во главе которого стояли ханы – монгольские правители. Почти за двухсотлетнее главенство на территории Евразии, сменилось полсотни ханов.

По данным историков потомки Чингиз-хана расселялись в большинстве своем в степях Дешт-и-Кыпчака, а географически это территории современного Казахстана. Однако, как известно из истории, примерно к началу XV века из-за поражений в войнах и разорений улус разделился на несколько независимых ханств, одним из которых было Казахское ханство (1465 год).              

К сожалению, собственные письменные источники и летописи об устройстве Улуса Джучи до нас практически не дошли. А имеющиеся артефакты в виде остатков архитектуры, орудий, монет, а также погребений раскрывают другую часть истории этого государства, и несут скорее информацию о традициях и материальной культуре. Однако по сей день историков интересуют детали политического, социального и экономического уклада великого улуса. Источники, из которых можно подробнее узнать о жизни Золотой Орды – многочисленны и само собой во многом отличаются друг от друга. В XIX и начале XX-го века ученые вплотную занялись сравнением различных источников, которые писали об улусе Джучи. Такими источниками стали русские, европейские, китайские, персидские и арабские. И как отмечали историки, чтобы воссоздать более полную картину о жизни и внутреннем укладе Орды, следовало детально проанализировать каждый по отдельности. 

Сложно сказать, что какие-то источники были более точными или достоверными, а какие-то менее, но понятно было одно, каждый из них специфичен и информативен по-своему. В работе с источниками востоковеды прошлых лет столкнулись с множеством трудностей, среди которых не только отбор, правильное понимание и трактовка данных, но и перевод, точная транскрипция имен, титулов, географических названий и т.д. Поэтому часто мы встречаем немного изменённые имена ханов и названий городов.

Наиболее информативными источниками, повествующими о жизни и политических перипетиях улуса Джучи оказались: персидские, арабские и русские, на основе которых было написано множество научных работ и учебников. Однако еще меньше достоверных данных имеется о периоде распада Золотой Орды. И так, что же пишут все эти источники о завоеваниях улуса Джучи, Чингиз-хане и его наследниках? 

Чингиз-хан и его сыновья (аль-Джузджани, год рождения 1193). 

Из описания персидского историка Абу-Омара аль-Джузджани. Этот историк жил на территории Афганистана примерно с 1193 – 1240-е годы, в период начала монгольский завоеваний. Продолжительное время он служил монголам, однако в 1226 году сбежал в Индию, где получил престижный титул и остался там до конца своих дней.

В первую очередь историк описывает великого Чингиз-хана и его сыновей. Он пишет, что у Чингиз-хана было четыре сына: старший Туши (Джучи), следующий Чагатай, третий Угетай или Угэдэй и младший Тули (Тулуй). Аль-Джузджани отмечает, что во время похода на Хорасан (историческая область, находящаяся в Восточном Иране – прим El.kz) Чингиз-хан отправил Туши и Чагатая покорять Хорезм, младшего Тули в хорасанские города, а среднего Угетая оставил рядом с собой. 

Старшего сына Туши, историк описывает как очень сильного, властного и смелого полководца. Даже сам император «Сотрясатель Вселенной» (Чингиз-хан) не мог перечить ему, настолько твердой была его воля.   

1ea39f019ad6a56f77569b8fab8afcda.jpg          

По прибытии Туши и Чагатая в Хорезм, начался кровопролитный бой. На протяжении четырех месяцев крепость не давалась монголам, но после город все-таки был взят. Жестоко расправившись с его жителями, братья двинулись в города Кипчак и Туркестан. После покорения кыпчакских племен, Туши настолько восхитился природными богатствами этой земли, его водой, лугами и воздухом, что захотел править там единовластно, - пишет аль-Джузджани. Таким образом, старший сын хана решил пойти против отца. Он обратился к своим подданным со словами «Чингис-хан лишился рассудка, раз уничтожает столько людей и государств». Джучи предлагает убить отца на охоте, создать союз вместе с султаном Мухаммедом и привести это государство к процветанию и поддержать всех мусульман. Прослышав о предательстве и коварных замыслах брата, Чагатай спешит сообщить об этом отцу. Когда Чингиз-хан узнал о предательстве, то решил отравить Джучи, для этого он отправил своих верных людей…

Бату – сын Джучи. 

Подробно в своих летописях аль-Джузджани пишет о будущем хане и наследнике, сыне Джучи – Бату (Батый). Бату – внук Чингис-хана, был страшим из четырех сыновей Джучи. У него были три брата Шибан (Шайбан), Берка (Берке) и Чакатай. (кстати, в источниках других историков говорится о 14 сыновьях у Джучи и нет упоминаний о Чакатае – прим El.kz). Так вот историк пишет, что Берке был рожден именно в тот период, когда Джучи завоёвывал земли мусульман. А если говорить о религиозных взглядах монголов того периода, то точных данных на этот счет нет. Одни историки считают, что Чингис-хан и его дети были язычниками, другие утверждают, что поклонялись Небу – Тенгри, есть и те, кто полагает, что монголы были атеистами. По сведениям персидского историка, Джучи хотел, чтобы его рожденный сын стал мусульманином. Он приказал, чтобы пуповину ему отрезал мусульманин, и чтобы кормилица его была мусульманкой. Требования были выполнены, так Берке принял мусульманскую веру. 

После того как умер Джучи, его старший сын Бату получил от деда то есть Чингиз-хана престол который принадлежал отцу. Владения Бату были обширными, в них вошли территории сотен различных племен, в том числе Туркестана, Хорезма вплоть до границ великой Римской империи (тогда именовался как Рум). Аль-Джузджани отмечает, что хан Бату был справедливым владыкой, поддерживал и защищал мусульман, строил для них мечети. Бату пользовался большим уважением и у монгольской знати и военачальников, они видели в нем такого же могущественного правителя как Джучи. Бату было предложено стать ханом всей Монголии, однако он от этого предложения отказался. Так царем был объявлен сын Тули – Менгу-хан. Историк пишет, что Бату в тайне принял ислам, и царствовал на той территории на протяжении почти тридцати лет пока не ушел в мир иной. Однако похоронили Бату по монгольским обычаям.

Берке-хан, сын Джучи.

Как упоминалось выше сын Джучи Берке (Берка) по велению отца был обращен в ислам. В персидских источниках указывается, что Берке изучал Коран в городе Ходженде (один из древнейших городов Центральной Азии) у одного уважаемого учителя. Ходженд был расположен на Великом шёлковом пути и соединял Самарканд с Ферганской долиной. Город имел очень удобное и выгодное геополитическое расположение. Сегодня это город - Худжанд на севере Таджикистана ныне административный центр Согдийской области. 

В войска Берке также входили мусульмане. Как указывает источник это порядка 30 тысяч воинов. Причем в рядах армии царила строжайшая дисциплина, каждый соблюдал пятничную молитву, не употреблял хмельных напитков и жил по шариату. К тому же рядом с Берке всегда были ученые, толкователи Корана, а в его дворцы всегда были слышны беседы о правилах шариата. Так, в городах востока и запада, Ирана люди называли Берке мусульманским именем Джемаль-ад-дин Ибрахим. 

Бату с большим уважением относился к брату и передал ему в командование армию, свиту, а также богатые земельные наделы. 

Из летописей Ала-ад-дина Джувейни (дата рождения приблизительно 1226 год). 

Джувейни как и многие тогда персидские ученые находился на службе у монголов Хорасана (историческая область которая находится на востоке Ирана). В тот период этот регион был крупнейшим центром науки и искусства восточного мира. Джувейни был не только историком, но и видным государственным деятелем, долгое время руководил таким областями как Хузистан и Багдад. В своих произведениях он подробно описывает походы монгольских завоевателей, и семейные перипетии чингизидов того времени. Его знаменитый труд - «История завоевателя мира», посвящен Чингиз-хану и его потомкам.

Джувейни рассказывает об отрезке времени, когда Чингиз-хан решил избавиться от своего осмелевшего сына Туши (Джучи). Как упоминалось выше, император, узнав о коварных планах старшего сына на землях мусульманских, принял решение отравить его. 

Находясь в Самарканде, хан отправил Джучи предложение о совместной охоте. Как известно, Туши в этот момент находился в степях Дешт-и-Кыпчака. Так сыновья со всех концов отправились к Чингиз-хану, взяв с собой богатые подношения. Джучи принял приглашение императора и в качестве дара преподнёс отцу 20 тысяч отборных коней. У сыновей давно существовала традиция после масштабной охоты отправлять в знак уважения целые караваны с дичью отцу. 

Социальный устрой улуса Джучи. 

Говоря о политических перипетиях и борьбе за территории и престол, все-таки важно понимать каким было общественное устройство внутри Золотой Орды. Начиная с XVIII века изучением политического и социального устройства кочевых племен монгольской и домонгольской эпохи занимались западные авторы-востоковеды: де Оссон, Вамбери, Каэн, Ховарс, а также русские ученые как В.В. Григорьев, Н.Аристов, В. Бартольд и другие. 

Исследователи спорили на темы: на чем основывалась государственность в Золотой Орде, как можно было охарактеризовать правящую верхушку в государстве, как распределялась власть внутри улуса. Большое внимание уделяли становлению права «яса Чингиз-хана», налогообложению, связям монголов с захваченными кочевыми племенами и оседлыми жителями, какова была роль феодалов и аристократии, как ханские сыновья делили доходы между собой. 

Все тот же персидский историк Джузджани писал, что в каждой области Ирана попавшей под власть монголов (а речь шла именно о правителе Бату) хану Бату принадлежала ее определенная часть. И над теми округами, которые входили в его удел, были поставлены надежные управители, которые контролировали налоговые потоки. Хотя, советский историк востоковед Герман Федоров-Давыдов, в своей книге отмечает, что эти данные не подтверждены. 

В следующей, второй части статьи мы подробнее разберем общественное и политическое устройство Золотой Орды.

Чингиз Майсеит, el.kz