Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Сара Есова. Одна из первых борцов за права женщин

3068
Сара Есова. Одна из первых борцов за права женщин - e-history.kz
Для большинства имя Сары Есовой связано с ее мужем, председателем СНК Казахской ССР, Оразом Исаевым, ставшим жертвой сталинского террора 1937-1938 годов

Между тем, Сара Есова считается одной из первых комсомолок и женщин-журналистов, которая будучи заклеймленной «женой изменника Родины» сумела возглавить Центральный государственный музей страны. Портал QazaqstanTarihy расскажет о Саре Есовой, одной из первых борцов за права женщин в Казахстане

Известно, что Сара Есова родилась в 1903 году в ауле Кара-Шенгель Кызылординской области в семье простого рыбака Сатпая и его супруги Ажар. Однако мало кто знает, что сам Сатпай был сыном Ес батыра и внуком знаменитого Актан батыра, того самого, который в XVIII-XIX вв. воевал против Хивинского и Кокандского ханств, а также против Российской империи.

Семья у Сары была большая. В соседних юртах рядом с Сатпаем жили его братья Дусейбай и Утегали, на три семьи у них было две коровы и по одной лошади и ослика. Материальное положение семьи, в которой помимо дочери Сары, воспитывлись трое детей Ергали, Марьям и Турсун, было нелегким, а потому семейство вскоре перебралось в аул Ит-Имген Казалинского уезда, где трудился сначала рыбаком, а позже обычным крестьянином. Когда Саре исполнилось шесть лет семья осела неподалеку от станции Соло-Тюбе Туркестанской железной дороги, где Сатпай работал в магазине узбека Нарзуллы Раджийбаева, который вместе с братьями основал в ауле школу. Год спустя, в возрасте семи лет, Сара поступила в эту школу.

В этой школе Сара проучилась до 1915 года, а оттуда отправилась в татарское женское училище в Оренбурге, больше известное как «Багбустания». Основательницей училища является татарский педагог Багбустан Мукминова. За четыре года обучения Сара Есова освоила основы ислама, татарский и русский языки, арифметику, рукоделие, историю, географию и естественные науки. В 1919 году Сара окончила училище, вернулась в Ак-Мечеть и стала работать преподавательницей начальной казахско-татарской школы. В том же году девушка стала членом комсомола и с головой окунулась в строительство социализма. Под ее руководством в регионе началось строительство интернатов и детских домов для беспризорных детей, собирались средства на их нужды, она лично посещала отдаленные аулы и разъясняла местным женщинам важность борьбы с многоженством и продажей девушек за калым. В этом нелегком деле ей помогали подруги Алма Оразбаева, Нагима Арыкова и Мадина Бегалиева, которых позже за дело назовут организаторами женского движения в Казахстане. Их усилиями были созданы т.н. Красные юрты, в которых женщин консультировали по правовым вопросам, искореняли безграмотность и даже предоставляли медицинскую помощь.

В этой работе им особенно помогал комсомолец Гани Муратбаев. Именно благодаря этому молодому человеку, как вспоминала сама Есова, она и пришла в журналистику. Вспоминая Г. Муратбаева, Сара Есова рассказывала:

 

 «Гани был не только общественным деятелем, но и деятелем искусства. Он очень любил песни и сам хорошо пел. В 1921 году, во время І съезда комсомола Казахстана в Оренбурге, по заданию Гани мы в доме Ергали Алдонгарова организовали большой вечер самодеятельности, на который пригласили Александра Затаевича. В тот год Затаевичу особенно понравились песни Гани Муратбаева, Ергали Алдонгарова, Алмы и Мадины Оразбаевых. Затаевич даже внес в первый том «1000 песен казахского народа» песни «Дудар-ай» и «Катын жырау» в исполнении Гани»

 

В 1920 году Сара Есова получила партийный билет коммуниста и вместе с Гани Муратбаевым начала работу в Центральном комитете комсомольской организации в Туркестане. Через два года, осенью 1922 года, ее направили в Жетысу: местному обкому партии была необходима помощь в организации работы среди мусульманских девушек. Здесь Есова пыталась вовлечь местных женщин в политическую работу региона посредством открытия библиотек, школ и народных домов.

Сара Есова искренне считала, что серьезным препятствием на пути к раскрепощению казашек в первые годы Советской власти являлось затворничество, которое вступало в полное противоречие с советским отношением к женщине как равноправному члену общества. Она называло эту практику пережитком патриархально-родовых и феодальных отношений, для отмены которых требовалась длительная и упорная работа по просвещению самих женщин. Она лично вела агитацию и пропаганду среди женских масс, организовывала митинги за права женщин в Кара-Калпакской автономной области, Сырдарьинском и Алма-Атинском округах.

Во время работы в Жетысуйском обкоме С. Есова увлеклась журналистикой. В 1923 году она стала ответственным редактором газеты «Тілші», через два года – редактором выходившей в свет на арабском языке газеты «Теңдік», казкрайкомовского журнала «Әйел теңдігі», а в начале 1924 года руководила работой газеты «Жетісу әйелі».

В феврале 1929 года Сара Есова была избрана председателем республиканского комитета Союза работников просвещения. На этой должности она находилась вплоть до октября 1932 года. К тому моменту она уже была замужем за Оразом Исаевым, тогда работавшим Председателем СНК Казахской ССР. Она часто помогала мужу в его делах:

 

По словам самого Кастеева, в 1930 году Исаев выдал ему 1000 рублей, заявление же на данное финансирование подготовила, «отбарабанив» на машинке в приемной Исаева, его секретарь-референт и супруга Сара Есова. Спустя еще три месяца Абылхану выдали еще две тысячи рублей: благодаря этим деньгам, как рассказывал сам Абеке, он устроил свадьбу и соединил свою судьбу с Сакыш Кастеевой. О заботе О. Исаева и Т. Жургенова Кастеев не забывал никогда. Даже спустя более 40 лет, на праздновании своего 60-летия он уже в который раз выразил свою признательность этим выдающимся государственным деятелям, адресовав ее присутствовавшей на юбилее Саре Есовой и другим их родственникам.

 

В 1932 году, когда Сара Есова ждала второго ребенка, ее отправили в Алма-Ату для учебы в Институте марксизма-ленинизма. Там она обучалась на преподавателя истории народов СССР. Окончив в 1937 году институт, ее направили заведовать кафедрой всеобщей истории Казахского педагогического института.

Осенью 1937 года Сара Есова впервые столкнулась со сталинскими репрессиями: ее привлекли к даче показаний на секретаря Казкрайкома Измухана Курамысова. Она не испугалась давления чекистов и стала одним из двух человек, кто назвал «контрреволюционера» Курамысова «политически грамотным и энергичным партийным работником».

Однако совсем скоро ей самой пришлось встать на место обвиненного в «контрреволюции». Это случилось спустя несколько дней после ареста ее мужа Ораза Исаева, летом 1938 года. Через почти три месяца после ареста, 29 августа 1938 года, Ораз Исаев был расстрелян, а сама Сара провела под следствием девять месяцев.

Известно, что арест Сары Есовой встретил жесткое сопротивление со стороны вдовы Ленина Надежды Крупской. Поговаривают, что она даже обращалась к Сталину по поводу Есовой, но ее попытки как-то вразумить Кобу были безуспешны. Впрочем, за девять месяцев следствия чекистам так и не удалось доказать причастность Есовой к контрреволюционным мероприятиям ее мужа, и 9 марта 1939 года она была освобождена.

Между тем реабилитация не дала Есовой права вернуться на преподавательское поприще. Гибель мужа сделала ее главной кормилицей семьи, в которой помимо двоих сыновей десяти и четырех лет была престарелая мать и брат Турсун, совсем еще ребенок.

Сара Есова сумела найти работу только спустя два месяца после освобождения. Она устроилась научным сотрудником в Центральный государственный музей страны, затем стала заведовать историко-революционным отделом. Вскоре после окончания войны, в 1947 году она начала работать заместителем директора по научной работе, а в 1955 – и вовсе стала директором музея и проработала в этой должности семнадцать лет. Можно сказать, что вся последующая жизнь Есовой так или иначе была связана с музеем.

Ее коллеги рассказывали, что она одной из первых в стране ввела научные принципы комплектования фондов музея. При ее непосредственном участии по всей стране были организованы крупные экспедиционные сборы этнографического и исторического материала, которые позже были показаны на декаде казахской литературы и искусства в 1958 году в Москве. Эта ее работа была высоко оценена партийной номенклатурой СССР, которые наградили ее орденом «Знак Почета» год спустя.

В воспоминаниях коллег Сара Есова была искренней, прямолинейной, но вместе с тем, очень светлой души человеком. Райхан Космамбетова вспоминала:

 

«Многих поражала ее удивительная память. В семьдесят лет она читала наизусть поэму "Двенадцать" Блока. Есенина, Блока она любила особенно, знала очень много стихов. Когда мы возвращались из командировок и дорога становилась утомительной, Сара Сатпаевна начинала читать нам стихи. И никогда не сбивалась, читала до самого Алматы»

 

Исследователи жизни Сары Есовой говорят, что ее сильно подкосила смерть старшего сына Нурлана, ушедшего из жизни в возрасте 52 лет в 1982 году. Спустя два года, 15 апреля 1984 года, не стало и самой Есовой.

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?