Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Захоронения отважных батыров в местности Жулек

1856
Захоронения отважных батыров в местности Жулек - e-history.kz
До сих пор с уст народа не сходят имена многочисленных батыров местности Жулек. С обретения независимости история нашей страны ведет новую летопись

В частности, возрождаем канувшие в вечность имена батыров-защитников народа, а тысячи преданных забвению - продолжаем возвращать из небытия. Например, раньше на Сырдарье было много исторических мест, крепостей, городов.

Одним из таких мест является крепость Жулек. Жулек – это крепость, построенная в І-ой половине ХІХ века на правом берегу Сырдарьи, возле железнодорожной станции Байгекум, Шиелинского района ныне Кызылординской области. Он был построен во времена Кокандского хана Омара (1809-1822 гг.), с целью завоевания правого берега Сырдарьи. После нападения войска Руси, в 1856 мирные жители были вынуждены были оставить крепость. В 1861 году Жулек захватили войска Руси. В тот же год на правом берегу Сырдарьи, 1,5 километрах от крепости, были построены флотилия №3, отделение почты и другие постройки. В это же время русский исследователь А.К. Гейнс в своей работе «Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан» приведены такие свидетельства: «22-го августа. К вечеру мы стали подъезжать к укреплению Джулек. Чем ближе мы подъезжали к нему, тем гуще и чаще становился джингиль. Фазанов здесь было невероятно большое количество, и, конечно, в некоторых наших деревнях можно встретить меньше кур, чем здесь фазанов. Вид Жулека издалека очень красив. Из середины укрепления поднимается высокая башня красивенькой церкви и протягивается невысокий, но хорошо содержанный вал. Около укрепления виднеется густой сад, оставшийся от кокандских времен. Согласно практическому вкусу азиатов, этот сад состоит из осин и тала — деревьев, годных на постройки».

В названной работе очень хорошо описана существовавшая в ХІХ веке крепость Жулек. А какой была прекрасной природа у крепости Жулек, построенной 160 лет назад?! Удивляюсь!

До сих пор с уст народа не сходят имена многочисленных батыров местности Жулек. У казахов есть поговорки: «Народ, почитающий усопших, ничего не теряет», «Пока не упокоятся усопшие, живые не будут богаты», которые содержат глубокий воспитательный смысл назидательного характера. Для того, чтобы имена наших предков-батыров не были забыты, я хочу рассказать о знаменитых людях и поведать об их отваге.

Возле Жулек в окрестностях Шиели захоронен Сырымбет батыр. Батыр Сырымбет из Старшего рода, племени Албан. Наш предок-батыр жил в ХVІІ веке. Могила батыра Сырымбета находится в нынешней Кызылординской области, Шиелинском районе, возле аула Жулек, рядом с святым Жугы племени Козей из рода Кипчак. Позднее, его потомки установили предку-батыру надгробие. Знаменитый албан Райымбек батыр является правнуком батыра Сырымбет. Его род расселялись в ныне Алматинской области. Он, вероятно, во времена набегов погиб около Сырдарьи. На священной земле Жулек, во ІІ половине ХІХ века погиб и сын Кенесары хана легендарный султан Тайшык.

Теперь хочу познакомить вас с следующими, жившими около Жулек, батырами Сырдарьи:

Батыр Кожамсугир, святой.

Из рода Кыпчак племен Кара-Торы-Туякты. Батыр Кожамсугир жил в ныне Кызылординской области, Шиелинском районе, в регионе Сары́-Арка́, во 2-ой половине ХVІІ века и 1-ой половине ХVІІІ века. Могила нашего предка-батыра находится в нынешней Кызылординской области, Жанакорганском районе, возле предка Хорасан баба.

Могила Кожамсугир батыра

Кожамсугир батыр – известный герой, участвовавший в казахско-джунгарской войне. Сохранившихся сведений о батыре очень мало. Предок этого человека был Торы батыр, тем не менее, батыр Кожамсугир является правнуком батыра Торы. Согласно опубликованной под руководством Ж. Бейсенбайулы в 1994 году издательством «Ана тили» Родословной казахов, от Торы родился Альпеис, от него Туякты, Койбар. А от Койбара родился Кожамсугир. Кожамсугир прямой потомок батыра. По свидетельству жителя города Кызылорда, старца Съезбека Орманбетова, по оставленным его предками летописям такого предка как Койбар не было. Отец батыра Кожамсугира - Туйшкемен Альпеисулы был внучатым племянником батыра Кудайменди Кульпеисулы «Көкмұрын». Этот человек на своей земле был известным батыром, в народе его прозвали «Көкмұрын». Самые близкие родичи Кожамсугира, его внучатый родич батыр Ботыкараулы, батыр Абасулы Шагир, Базаркул батыр, его сын Малай батыр – бесстрашные сыны Сырдарьи. Выходец из исключительной семьи батыров, батыр Кожамсугир не ударил в грязь лицом, его правнук Кеншимулы Мендикул был бием, а его сын могущественный Кул был батыром, который защищал казахский народ от врагов. Би Меңдикул жил во 2-ой половине ХVІІІ века и 1-ой половине ХІХ века.

Батыр Жакап

Из рода – Кипчак племен Кара-Торы –Шашты (Кенжегул)-Байсары. Батыр Жакап жил в ныне Шиелинском районе Қызылординской области в 1-ой половине ХІХ века.

Вместе с братьями батыр Жакап выступил против насилия Кокандского ханства. Братья нашего предка-батыра были уважаемыми народом батырами. Первый: батыр Отеп – Байсары, Шашты, Кипчак. Второй: батыр Жузбай - Байсары, Шашты, Кипчак. Известно, что в 1-ой половине ХІХ века Кокандское ханство завоевало районы Жанакорган и Шиели, ныне Кызылординской области. Однажды Кокандский бек усилил сбор подати с окрестностей Сырдарьи. Казахи с окрестностей Сырдарьи были против этого. Особенно сопротивлялись племена Байсарысы из родов Кипчак-Торы - Шашты и племена Козей из рода Кипчак-Торы. Услышав это, Кокандский бек отправляет из города Туркестан 500 воинов для подавления сопротивления. Прослышав об этом, племена Байсары и Козей перекочевали в Сары-Арку.

При подходе к местности Майшы (ныне это на северной стороне близ Жанакорганского и Шиелинского района, ненаселенный регион) кокандцы их настигли. Тогда батыр Отеп сказал: «Бросив весь скот, сохраним жизни». Однако батыр Жакап не согласился с этим: «Отправив вперед семьи и скот, мы сами должны принять бой в местечке Жалгызагаш - Карамурын», - сказал он. Все согласились с таким решением. По традиции того времени бой должен был начаться с поединка «один на один». Кокандцы, для проверки подданных ему местных родов, выдвинули на поединок батыра из Кипчакского рода племени Шашты батыра Жаназара. Батыр Жаназар (1818/22-1881/85) в то время был уже в почтенном возрасте. Объединенные роды Торы - Байсары и Торы - Козей со своей стороны выдвинули батыра Байсары Жузбай. Жузбай батыр 18 –летний юноша, искусно владел копьем, копьем он поражал даже крупного зверя. Сами кокандцы, будучи малорослыми, в передние ряды выставили рослых местных воинов. Более того, устав от трудного перехода в пути, ссылаясь на приближающуюся ночь, перенесли поединок на следующий день. Батыр Жаназар выходит на поединок с батыром Жузбай. Однако, батыр Жузбай притворился что он на стороне кокандцев, ведь как же он убьет своего казаха-брата из своего же рода? В процессе поединка батыр Жаназар передает о расположении кокандцев все. По правилам тех времен у войска было огромное знамя. При поражении этот флаг опускали. У Жаназар батыра около знамени в ставке кокандцев, были верные ему люди. Поэтому Жаназар батыр из племени Шашты сказал: «Бой начните вы первыми, затем закончите до вечера».

Бой начался. Армия батыров Жакапа и Отепа убивают стоящих в первых рядах подданных кокандцам местных казахов. По сговору джигиты Жаназар батыра убивают знаменосца кокандцев. Далее местные отряды создают панику. В такой беспорядочной панике кокандцы вынуждены были отступить назад. Причиной служения батыра Жакапа кокандцам было то, что он был очень зол на местного из рода Кипчак –Торы, племени Туяк батыра Турсынбая (1788/98-1853). У Турсынбай датка была яркая длинная чалма, когда он скакал на лошади, она развевалась по ветру. С самого начала поединка батыр Жақап со словами: «Где же Калша?» - искал Турсынбай датку. В результате боя часть местных бегут с поля боя с кокандцами, а часть - отдельно от них. После этого бой прекратился.

После отражения нападения врага, победители родов Кипчаков – Торы-Шашты Байсары и из Кипчаков-Торы – Козей, избавившись от опасности бегут, в степи Сары-Арки. Роды Байсары мен Козей спокойно переезжают в Сары-Арку, однако, злобные слухи распространяются быстрее ветра. Слухи доходят до ушей батыра Жакапа. Когда батыр Жакап со словами: «Где же Калша?» - искал Турсынбай датху, Козей Досбол би отвлек его внимание, указав в другую сторону. Козей Досбол би (1800-1890) видя, что Турсынбай датка бежал отдельно от кокандцев в другую сторону, все же батыру Жакапу сказал о том, что тот убежал вслед за кокандцами. Ранее я говорил о том, что кокандцы бежали разделившись надвое. Услышав это, батыр Жакап сильно обиделся на Досбол би из Козей, возвращает обратно на Сырдарью племя Байсары. А племя Козей возвращается в Сары-Арку в волость батыра Сандыбайулы Ерден из племени Найман. Прожив здесь 2-3 года, позднее возвращается в окрестности Сырдарьи. (2).

Так воспевал известных на Сырдарье батыров Жакап и Отеп, один из присырдарьинских сказителей –певцов Мансур Бекежанов (1875-1933) в 1912 году, в своем письме Иманжусупу: «Всегда были батыры Отеп и Жакап и их сыны Ермек, Туйме, Кенбай. Из племени Шагир рода Қипчшак был сотник Жаназар – батыр-казах с копьем». (3).

Теперь вернемся к потомкам Жакапа. Внук батыра Жакапа старец Ауэз был участником Великой Отечественной войны, был в «Туркестанском легионе». От Ауэза родился Сейсултан, далее 1964 году родился Багдат. Ауэзов Багдат живет в нынешней Кызылординской области, Шиелинском районе, селе Алгабас. Потомок батыра Жузбая 1929 г.р. Мухамбетжан казы (раньше был директором совхоза) живет в Шиелийском районе. Проживающий в этом селе старец – сказитель Шамед Калдыбаев должен знать об этих батырах.

Могила Шашты ата (Кенжегул)

Вышеназванный Шашты приходится родственником батырам Байсары из рода Кипчак.

Потомок Кыпчака Айдаргазы - батыр Айдаргазы Кашкын жил в ХІХ веке, в нынешней Кызылординской области, Шиелийском районе.

Кенбай Жантокайулы – батыр, стрелок

Происходил из рода Кыпшак, племён Қара-Торы-Шашты (Кенжегул)-Бошай-Кобес. Батыр Кенбай жил в ХІХ веке, в ныне Кызылординской области, Шиелийском районе. Батыр Кенбай боролся за освобождение народа Сырдарьи. Наш предок-батыр был известным метким стрелком. Существует легенда, которая передается из поколения в поколение: однажды кокандский хан для того, чтобы проверить насколько правдоподобны слухи о меткости Кенбай батыра, пригласил его к себе. Из истории известно, что некоторые ханы, военачальники, беки были из рода кипчак. Кенбай батыр принял приглашение кокандского хана и, взяв с собой в спутники одного крепкого стрелка прибыл в земли кокандцев. К сожалению, имя этого спутника-стрелка уже позабыто. Когда они прибыли, при приближении к хану, Кенбай батыр, сидя на лошади, выстрелом со старинного ружья с длинным стволом сбил бубенчик с шапки хана. Испугавшийся хан рухнул на землю. А спутник Кенбай батыра выстрелом сбивает подковку каблука сапог хана. В ту же минуту охрана хана убивает Кенбай батыра. А спутник Кенбая спасается бегством (4). Эти сведения остались благодаря устным источникам, да и потомки батыра подтверждают это.

Один из присырдарьинских сказителей –певцов Мансур Бекежанов (1875-1933гг.) в 1912 году, в своем письме Иманжусупу упоминал о Кенбай батыре.

Ажибай Карпыкулы – (1791-1866) – батыр, би, датка.

Выходец из Среднего жуза. Происходил из рода Кыпшак, племен Кара –Торы – Шашты (Кенжегул) – Бошай. Батыр Ажибай жил в ныне Кызылординской области, Шиелийском районе, в находящемся на Сары-Арке краях Улытау, Иргиз и Тургай. Могила батыра находится возле озера Итаяк, в 6 километрах от села Майлытогай, Шиелийского района, ныне Кызылординской области. Батыр Ажибай боролся за освобождение народа Сырдарьи. Из рассказов народа, Ажибай батыр был крупным, отважным и симпатичным человеком. Он до того был крупным, что носил пятидесятый размер обуви (5).

Имя батыра Ажибая стало известным в 1808-1809 годах. Это было время, когда народ на Сырдарье сильно страдал от насилия кокандского хана. Однажды 16-17 летний Ажибай приезжает в гости к дяде в Жолек. Собиравший с народа дань бек Туркестана, остановился в Жулек. Бек до того обнаглел, что каждый день требовал варить ему мясо черного ягненка. Не выдержав такого издевательства, Ажибай призвал родственников к спокойствию словами: «Скот – ничто по сравнению с жизнью», и сказал родственникам: «Не переживайте, эту наглость мы прекратим, только переоденьте меня девушкой», - сказал он. В намеченное время наместники бека забрали «девушку». Вечером бек с девушкой вышли на прогулку. Когда они остались наедине, Ажибай батыр приставил нож к горлу бека и прошептал: «Бек, пришел твой конец, есть предел твоим издевательствам», на что бек взмолился: «Кто бы ты ни был – можешь убить меня, это больше не повторится и может быть, когда-нибудь и я тебе окажу услугу». Бек сдержал свое обещание и на одном из пятничных базаров в Жулеке объявил народу о назначении Ажибая «верховным судьей» (6). В 1822-1825 годах батыр Ажибай стал помощником старшего султана Ердена Сандыбайулы.

Могила Ажибай батыра

Наш предок был сторонником и активным участником национальной освободительной борьбы казахского народа под предводительством Кенесары Касымова. В то время, когда Кенесары двинулся на юг, народ, терпящий притеснения и гонения Российского правительства, двинулся вдоль владений кокандского ханства на Сары-Арке, в зимовку Шиели. Кокандский хан утвердил Ажибая даткой своего рода (7).

11-25 июня 1861 года, по приказу русского царя, 189 авторитетных представителя с Младшего и Среднего жуза, проживавших в Оренбурге и Омске, были вызваны на съезд по поводу ужесточения порядка на границе. Участник этого съезда Ажибай был охарактеризован как: «Ажибай Карпыков – известный кыпшакский бий, бывший даткой начиная с переезда вместе с Кенесары на Сырдарью и до падения крепости Акмечеть (1853)» (6).

В сохранившихся документах Исторического архива Омской области указано: «в октябре 1862 года в споре за скот между родами, жившими возле Сарысу и кыпшаками, жившими у западного предгорья Улытау, в принятии решения особенное влияние оказывал Ажибай» (7).

Наш предок батыр умер в 75 лет. На смерть Ажибая известный Будабай Кабылулы (1830-1890) сказал так:

«В пятьдесят восемь лет – как безбрежное море,

В пятьдесят девять – выделился из толпы.

Прозвали тебя Ажибай-Торгай, как близнецов.

Не проклиная, благодарил тебя Алаш.

Слава о твоей справедливости распространилась как ветер», - такими словами он выразил соболезнования. (8).

Бакытжан АХМЕТБЕК

сотрудник научно-исследовательского института «Коркытоведение и история края»,

Кызылординского государственного университета имени Коркыт ата.

Список использованной литературы и источники

1. Из источников Бакытжана Ахметбекова, сведения взято у акима села Жолек Кызылординской облысти, Шиелийского района, у выпускницы этого села - преподавателя Кызылординского гуманитарного университета 1975 г.р. Сауле Алтынбековой (2009 г).

2. Из источников Бакытжана Ахметбекова, взято у жителя города Кызылорды, у преподавателя Кызылординского государственного университета имени Коркыт ата Сатбай Дастана.

3. Байділдаев М., Мағауин М. Бес ғасыр жырлайды: ХV ғасырдан ХХ ғасырдың бас кезіне дейінгі қазақ ақын-жырауларының шығармалары. 2 т. Алматы: Жазушы, 1989 ж, 406, 326, 409 б.б.

4. Из источников Бакытжана Ахметбекова, сведения взяты из устных рассказов жителя города Кызылорды, у правнука батыра Кенбая, преподавателя Кызылординского государственного университета имени Коркыт ата Аскаров Алпысбай Асқарулы.

5. Из источников Бакытжана Ахметбекова, взято со слов жителя Кызылординской облысти, Шиелийского района, села Майлытогай Абасилова Бакыта.

6. «Шаштылар» Шежіре. Алматы. Қайнар, 2002, стр. 54,55, 216.

7. ҚҰЭ. 1 т. – Алматы, «Қазақ энциклопедиясының Бас редакциясы». 1998, 643 б.

8. «Бес ғасыр жырлайды». 1 т. - Алматы, Жазушы, 1989, - с. 333,334.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?