Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Как осуществлялась кадровая политика в СССР

2002
Как осуществлялась кадровая политика в СССР - e-history.kz
В основе государственной кадровой политики в Казахской ССР лежал номенклатурный принцип

Все назначения на руководящие административные, хозяйственные, высшие военные и правоохранительные посты производились через ЦК КПСС. ЦК компартий союзных республик, обкомы, горкомы и райкомы партии имели свои номенклатуры. 

Номенклатура представляла собой перечень руководящих должностей, при замещении которых требовалась санкция соответствующего партийного комитета. В номенклатуру ЦК, обкомов, горкомов и райкомов партии входил соответствующий реестр руководящих должностей не только работников партийных органов, но и всех государственных органов и организаций – управленческого аппарата, правоохранительных органов, судов, ведомства иностранных дел, учреждений социокультурной сферы, средств массовой информации и пропаганды. В номенклатуру были включены руководящие работники общественных организаций – комсомола и профсоюза, как кадрового резерва партии. В нее входили руководящие кадры всех отраслей народного хозяйства вплоть до директоров и главных инженеров даже небольших предприятий, ректоры вузов, директоры НИИ, академических театров и т.д. Все они в зависимости от должностного уровня проходили утверждение через секретариат или бюро соответствующих комитетов партии. 

Корпус советских работников в то время ранжировался на три категории. В первую категорию входили все ответственные руководители советских органов, в том числе министры и их заместители, члены Президиума Верховного Совета СССР и исполкомов Советов, начальники главных управлений, управлений, заведующие отделами. Ко второй категории были отнесены советские служащие со специальными знаниями и опытом, занимавшие соответствующие должности в министерствах или исполкомах Советов. В третью группу вошли служащие без специальных знаний, в основном работники обслуживающего персонала. 

Оценивая состав советских партийно-хозяйственных кадров следует отметить их характерные черты. 

Во-первых, это авторитарный, командный, волевой стиль управления. Твердость, безжалостность, решимость, жесткость, доходившая до жестокости, были характерными чертами советских кадров. 

Во-вторых, это преданность партии, советской системе и ее партийным вождям, которая соединялась с уважением и страхом перед высшим начальством. При этом следует подчеркнуть не столько верность номенклатуры коммунистическим идеям, сколько преданность первому лицу в государстве и партии. 

Обращаясь к исследованию кадровой политики Н.С. Хрущева в Казахстане, приходишь к выводу, что ее сложно назвать профессиональной. Например, только за одно десятилетие во главе Казахстана побывало несколько первых секретарей ЦК Компартии Казахстана: Ж. Шаяхметов, П.К. Пономаренко (1954—1955), Л.И. Брежнев (1955 – 1957), Н.И. Беляев (1957 – 1960), Д.А. Кунаев (I960 – 1962), М. Юсупов (1962 – 1964). Это, конечно, не способствовало стабилизации экономической и общественно-политической ситуации в республике, порождая неуверенность служащих руководящих органов власти, так и на местах. 

Ослабление террора в 50-е годы ХХ века позволило номенклатуре закрепить за собой статус привилегированного класса коренного населения. Воспоминания Д.А. Кунаева свидетельствуют о появлении в то время настроений в пользу большей самостоятельности номенклатурного руководства республики, прежде всего в кадровых вопросах. «Не раз в узком кругу обсуждали тему: почему центр упорно назначает первыми секретарями ЦК республики «свои кадры», игнорируя перспективных местных руководителей? Такая кадровая политика ничего общего не имеет с ленинскими принципами. Москву, в данном случае, устраивали имперские амбиции, выражающиеся в формуле: «Кого хотим, того назначаем». 

89b7a17a9ecbc40c996df49b4fd00700.jpg


Особый интерес вызывает кадровая политика в период целинной эпопеи 50-60-х гг. ХХ века. Освоение целины был масштабным проектом и оказало сильное влияние на этот институт. Руководящие кадры в Целинном крае в силу различных политических, социальных, культурных и духовных традиций были разнообразно представлены в органах государственного управления. Наиболее ощутимо разница представлена в национальном составе, в гендерной представленности, и возрастном соотношении в системе государственного управления. Анализ документов Акмолинского областного архива и данные Акмолинского статуправления показали следующее. 

На протяжении второй половины 50-х – первой половины 70-х годов, в региональной номенклатуре наблюдалась тенденции роста представленности славянских этносов и снижения казахского этноса, что явилось следствием соответствующих этнодемографических изменений в населении региона, а также замещением ряда руководящих должностей (в частности, директоров совхозов) людьми, направленными из других регионов Советского Союза. К негативным последствиям данного процесса можно отнести тот факт, что представители коренной национальности стали в Казахстане национальным меньшинством. К началу 50-х г.г. доля коренного населения в Акмолинской области составила 17%, естественно, что и представленность в системе государственного управления тоже была ограничена. К 1962 г. в народном хозяйстве области работало 24400 специалистов с профессиональным образованием, из них 15000 специалистов – русские (61%), 3400 украинцев, 2500 – казахи (10,8%), 570 белорусов, 428 татар, 328 евреев. Как видно из приведенных статистических данных, интересы коренного населения игнорировались и были слабо представлены. 

С конца 60-х годов наметилась обратная тенденция – весомость титульного этноса стала увеличиваться. Так, если, в среднем, в 1968 году на городском уровне номенклатуры доля казахов составляла 16,9%, на сельском и районном – 50,7%, то в конце 70-х годов – 22,5 и 62,8% соответственно. Этому способствовало то, что с середины 60-х годов темпы миграционных потоков на территорию республики, в том числе и региона, постепенно снизились, а далее происходило усиление отлива за пределы республики представителей не титульных национальностей. Значительно возрос образовательный уровень казахов, степень урбанизации, увеличился их естественный прирост. 

Исходя из архивных данных, можно сделать вывод, что этнический облик номенклатуры региона определялся, главным образом, представителями славянских и казахской национальностей. Их общая доля на всех уровнях номенклатуры превышала соответствующий показатель в населении региона и составляла примерно 86-90%, причем на областном уровне она являлась более высокой, чем на нижестоящих уровнях. 

a642fe5ac3b0ae5eae2b6a6e72b22d3d.jpg


На должности секретарей партийных комитетов и председателей исполкомов Советов назначались в основном русские, украинцы и казахи. При этом, существовала негласная установка предпочтительно смешанного национального состава как среди секретарей одного и того же партийного аппарата, так и среди первых их руководителей и соответствующего исполкома Советов. 

В 60-х гг. прошлого века удельный вес женщин служащих в аппарате органов государственного управления был достаточно стабильным, на уровне 35-37%. Однако представленность женщин была тем ниже, чем выше по рангу должность. Наблюдалась низкая представленность женщин на первых, ведущих должностях. Анализ данных по секретарям партийных комитетов и руководящим работникам исполкомов Советов показал, что сложилась своеобразная традиция назначения женщин, в основном, на должности секретарей «по идеологии», секретарей и завотделами исполкомов. Так, если 1960 году в регионе в составе секретарей «по идеологии» на городском уровне женщины составляли примерно 45%, то к началу 70-х – 69,5%. За этот же период, в составе секретарей исполкомов Советов региона доля женщин возросла в 2,7 раза и составила 67%. К примеру, в 1984 году, в Акмолинской области доля женщин на областном уровне номенклатуры составляла 31,2 %, на городском -35%, на районном – 39,5% (в номенклатуре ЦК КПК этот показатель был еще ниже – 8,1 %). Эти факты подтверждают вывод, что чем выше по рангу должность, тем более высокие требования предъявляются к руководителям, особенно женского пола. К главным требованиям относились партийность, опыт работы по специальности в промышленности или в сельском хозяйстве. 

Удельный вес женщин на городском уровне номенклатуры был выше, чем на сельском. Это объясняется высокой степенью мобильности в городе, большей занятостью домашним хозяйством и низким уровнем образования на селе, сравнительно прочно укоренившимися гендерными (социополовыми) стереотипами. Сдерживающим фактором назначения женщин в органы государственного управления являлся низкий образовательный уровень. 

Анализ возрастной динамики номенклатурных кадров региона показал, что до середины 60-х годов наблюдался рост доли работников среднего возраста. Так, на областном уровне исполнительных органов в 1955 году большинство работников принадлежало к возрастной группе от 41 до 50 лет – 47%, от 31 до 40 лет – 23%, то к 1965 году более половины имело возраст ниже этого возрастного рубежа. Однако далее наметилась тенденция «старения» кадров. Хотя высокая текучесть кадров в определенной мере являлась сдерживающим фактором. К примеру, в Акмолинской области с 1954 по 1964 годы сменилось 56% секретарей горкомов и райкомов партии, более 40% руководящих работников обкома партии, 50% заведующих отделами облисполкома, около 20% председателей и заместителей председателей городских и районных исполкомов Советов народных депутатов. 

На возрастной фактор в эволюции номенклатуры влияло то, что в целом республика, имела по сравнению с другими республиками СССР более молодую структуру населения, хотя процесс демографического старения затронул и Казахстан. 

Сохранялась тенденция продвижения по служебной лестнице только при обязательном наличии партийного и производственного стажа, необходимость обязательного прохождения через определенные ступени номенклатурной иерархии. Такие суровые требования значительно затрудняли карьерный рост молодежи. Как показал архивный материал, являлись малоэффективными и попытки создания действенного механизма выдвижения из резерва. По сути, шансы молодых по возрасту работников на замещение высоких по рангу номенклатурных должностей, были минимальными. 

К концу 60-х годов средний возраст номенклатуры снизился: резко уменьшилась доля работников старших возрастных групп, усилился приток работников в возрасте до 40 лет. Эта тенденция продолжалась в 70-80 годы, особенно во время перестройки. 

Во второй половине ХХ века крупной политической фигурой Казахстана был Д.А. Кунаев. Он воспитал целое поколение профессиональных кадров, которые составили фундамент современного государственного управленческого аппарата. За годы руководящей работы Д.А. Кунаев внес огромный вклад в формирование казахстанских государственных служащих. Было выдвинуто немало молодых способных организаторов, тысячи казахстанских коммунистов были направлены на партийную, советскую, хозяйственную работу. Благодаря этому, сегодня республика имеет таких опытных, профессиональных руководителей, которые способны выполнять ответственную работу. 

Выше других в своей жизни и работе ставил такие нравственные качества, как простота, честность и принципиальность. Был безжалостен к клеветникам и кляузникам, сутягам и карьеристам, поступал с ними довольно резко. Все вопросы старался решать объективно, не кричал, никому не грубил, относился к людям с уважением. 

Работая на руководящих постах, он направлял свою энергию на развитие экономики, улучшение социальных условий жизни народа, подъем и совершенствование науки, образования, здравоохранения. Особый вклад он внес в подготовку кадров высокой квалификации во всех отраслях народного хозяйства республики. Как вспоминает А. Рыбников, бывший член Бюро, секретарь ЦК Компартии Казахстана, в 1984 г. его хотели перевести на работу в аппарат ЦК КПСС в Москву. Д.А. Кунаев заявил Карлову В.А., заведующему отделом сельского хозяйства и пищевой промышленности ЦК КПСС, что не отдаст специалиста, так как, планирует его перевод на «большую» работу. И 27 марта 1985 г. А. Рыбников был избран членом Бюро, секретарем ЦК Компартии Казахстана. 

При назначении отдельных лиц на ответственные посты были и ошибки, признает Д.А. Кунаев. Среди республиканских и областных руководителей партийно-советских органов встречались нечестные, безответственные, безынициативные люди. Впоследствии Кунаев убеждался, что они были обыкновенные приспособленцы, скрывающие свое мнение. Как один из недостатков кадровой работы, Кунаев указывал на слабое внимание изучению деловых и человеческих качеств кадров, выдвигаемых на руководящую работу. 

Как вспоминает А. Рыбников, Димаш Ахмедович просил его обратить особое внимание на подбор, расстановку и воспитание кадров в АПК, отметив при этом, что в южных областях некоторые обкомы и райкомы партии ведут подбор кадров по родству, землячеству. К сожалению, такие факты не редкость и в современных реалиях государственной службы. 

Приход к власти самого молодого Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева повлек за собой обновление, «омоложение» кадрового состава госаппарата. На смену «брежневской» гвардии пришли молодые управленцы. Но смена партийной элиты не везде проходила гладко и безболезненно. Удовлетворив просьбу Д.А. Кунаева об уходе на пенсию, М.С. Горбачев, следуя сложившемуся правилу назначения первых руководителей союзных республик, назначил Г.В. Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома, проигнорировав, тем самым, местные национальные кадры. Это послужило поводом к выступлению казахстанской молодежи в Алматы, к которым были применены карательно-репрессивные меры. 

5ebc5d6651d556bd517105ec2190ae98.jpg


Действия Горбачева по смене руководства республики не только послужили поводом к выступлению молодежи, но и к ужесточению национальной кадровой политики. Заключительным актом этой кампании были повсеместные чистки с освобождением молодых казахов от работы, так называемая «процентомания» в кадровой политике и ярлык казахского национализма. 

В годы перестройки союзное руководство занималось бесконечной реорганизацией государственных органов. При этом были утеряны рычаги управления экономикой и обществом. Одной из характерных особенностей того периода стала кампания по очернению многих известных партийных и советских работников. Для поиска компрометирующих материалов против бывших руководителей были мобилизованы все административные ресурсы. Собранная информация негативного характера предавалась огласке через СМИ. Цель подобных мероприятий, по мнению Д.А. Кунаева, заключалась в том, чтобы «унизив и оскорбив своих предшественников, таким образом показать себя в лучшем свете и уйти от ответственности за собственные же крупные просчеты и срывы». 

Анализ кадровой политики советского периода показывает в частности, что характерными чертами кадровой политики и формирования партийно-государственного аппарата в советский период были: 

• назначения на руководящие административные, хозяйственные посты производились через ЦК КПСС; 

• стиль управления носил авторитарный, командный характер; 

• руководство республики стремилось к большей самостоятельности; 

• в региональной номенклатуре наблюдалась тенденции роста представленности славянских этносов и снижения казахского этноса; 

• «политическая зрелость» выдвигаемых и работающих кадров, трактовалась как верность партии и ее вождям; 

• Д.А. Кунаев внес большой вклад в подготовку кадров высокой квалификации во всех отраслях народного хозяйства республики; 

• подбор и расстановка кадров осуществлялась не только по профессиональным и деловым качествам, но и по признакам родства, землячества и личной преданности. 

 СУЛЕЙМЕНОВ А.М. 

Использованы материалы Акмолинского областного статуправления, Государственного архива Акмолинской области; Кунаев Д. О моем времени. Алма-Ата,1992.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?